Введение 3
Раздел 1 Теоретические аспекты обучения выступлению в жанре публичного выступления 5
1.1 Понятие речевого умения и навыка 5
1.2 Г оворение как вид речевой деятельности. Виды говорения 7
1.3 Особенности обучения монологической речи в основной школе 13
1.4 Психологические особенности старшеклассников и роль
мотивации в обучении иностранному языку 17
1.5 Признаки публичной речи 20
1.6 Особенности ораторской речи, виды и принципы 21
1.7 Характеристики личности оратора, типы ораторов 23
1.8 Этапы работы над ораторской речью 25
1.9 Методы обучения ораторской речи 27
Выводы по разделу 1 29
Раздел 2 Практические аспекты обучения мастерству публичного выступления 30
2.1 Анализ программных требований к изучению английского языка
на старшей ступени обучения 30
2.2 Подготовка эксперимента 33
2.3 Методические разработки по проведению серии уроков
по обучению мастерству публичного выступления 35
Выводы по разделу 2 67
Заключение 70
Список использованных источников 71
Приложение А 74
Приложение Б 79
Приложение В 80
Приложение Г 82
Приложение Д 85
Приложение Е 86
Приложение Ж 91
Приложение И 93
Приложение К 95
Приложение Л 97
Приложение М 102
В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Большинству людей в какой-то момент жизни потребуется встать и выступить перед группой людей. Обучение обучающихся необходимым навыкам поможет им сделать это более успешно.
Современные школьники имеют большие возможности участвовать в разного рода конференциях, семинарах, круглых столах. В будущем, став молодыми специалистами, они могут выступать за рубежом в рамках развития разнообразных форм сотрудничества. В связи с этим особую актуальность приобретает умение публичного выступления, позволяющее оратору четко и аргументированно изложить собственную точку зрения, поделиться информацией с аудиторией, участвовать в дискуссии на английском языке.
Во всех УМК по английскому языку уделяется внимание развитию коммуникативной компетенции, но этого недостаточно чтобы в полной мере раскрыть потенциал учащихся. Дискурсу, как основе формирования коммуникативной компетенции, не отведено дополнительной темы в учебниках. Этим обстоятельством обусловлен выбор данной темы исследования.
На актуальность данной работы указывают такие факторы как недостаточное внимание обучению публичному выступлению в учебниках по английскому языку, те сложности, которые испытывает выступающий перед аудиторией, а также необходимость совершенствования навыков использования иноязычного дискурса для формирования поликультурной личности.
Предметом исследования являются ораторский выступления, а объектом - методическое применение данных выступлений.
Цель - выявление возможности создания методики по обучению мастерству публичного выступления на английском языке для школьников старшего звена.
Реализация указанной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить особенности ораторской речи.
2. Разобрать этапы работы над ораторской речью.
3. Проанализировать программные требования к изучению английского языка
на старшей ступени обучения.
4. Разработать методику проведения уроков по данной теме.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработки по данной теме могут быть использованы в проведении факультатива по английскому языку в старших классах.
Теоретическая значимость заключается в выявлении этапов работы над ораторским выступлением и систематизации имеющихся знаний по теме.
Теоретическими основами исследования послужили работы следующих авторов: Боричевская Е.М. [2018], Гальскова Н.Д. [2017], Зимняя И.А. [2017], Коменский Я.А. [2019], Леонтьев А.А. [2002], Мильченко Л.В. [2004], Поль Л. [2005], Савкова З.В. [2007], Сенькова Т.А. [2014], Сопер П. [2005], Федорова О.Е. [2014].
В работе были использованы следующие приемы и методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, опрос и анкетирование, педагогические контрольные испытания (тестирования).
Отсутствие практических умений выступления перед широкой аудиторией может стать проблемой для представителей разных профессий: начиная от творческих, заканчивая гуманитарными и техническими. В наш век коммуникаций искусство красноречия приобретает особенно большое значение. Монолог хорошего оратора способен убедить аудиторию в чем угодно. Без эффективной речи и выгодного позиционирования себя на сцене очень сложно добиться успеха. Поэтому данный курс направлен на то, чтобы помочь его участникам приобрести определенные коммуникативные навыки и умения.
В результате исследования были выделены этапы работы над ораторской речью: 1. оценивание состава слушателей, 2. разработка речи, 3. написание плана речи, 4. работа над композиционно-логическим расположением частей речи, 5. этап запоминания, 6. репетиция.
Также было выявлено, что УМК “Spotlight” полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Данный УМК развивает коммуникативную компетенцию учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно - познавательной.
Методика проведения уроков по теме “Public speaking Mystery” была составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и нацелена на совершенствование навыков монологического высказывания, изучающего и ознакомительного и поискового чтения, аудирования.
В результате проведения уроков по данной теме предполагается овладение учащимися личностными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями.
1. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Бариев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М.: Полюс, 2002. 147 с.
3. Боричевская Е.М. Пути повышения мотивации на уроках английского языка // Вестник Донецкого педагогического института. 2018, №3. С.208-213.
4. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 175 с.
5. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам: учеб.пособие. М.: Феникс, 2017. 350 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия. 2009. 336 с.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Эксмо, 2021. 896 с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2017. 384 с.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
10. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.: Знание, 1978. 128 с.
11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: М.: Юрайт. 2019. 440 с.
12. Косинская Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Территория науки. 2015. № 5. С.33-37.
13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2002. 287 с.
14. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. М.: Юрист. 2008. 529 с.
15. Мильченко Л.В. Индивидуально-психологические особенности
старшеклассников с разным уровнем успеваемости: дис. ... канд. психол. наук: СПб, 2004. 202 c....33