ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ И ОБРАЗОАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ 5
1.1. Нормативно-правовые акты, закрепляющие основные положения об обучении детей-
инвалидов 5
1.2. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.2.1. Виды специальных (коррекционных) школ 11
1.2.2. Специальные методики для обучения детей с ОВЗ 12
1.3. Дети с нарушениями зрения. Классификация детей по степени нарушения зрения и
зрительным возможностям 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ. 19
2.1. Особенности психофизического развития слепых и слабовидящих детей 19
2.2. Познавательные возможности слепых и слабовидящих детей 21
2.3. Обучение слепых и слабовидящих совместно со зрячими детьми 26
2.4. Значение наглядности в обучении школьников с различными нарушениями зрения 31
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 37
3.1. Методические рекомендации для учителя биологии 37
3.2. Методические рекомендации для слабовидящих школьников 38
3.3. Конспект урока по биологии в 6 классе для слабовидящих школьников по теме:
«Внешнее строение листа» 38
3.4. План конспект аудиолекции по биологии на тему «внутреннее строение листа» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Проблема взаимодействия общества в целом, и людей с ограниченными способностями перешла в одну из актуальных проблем современности. С возрастанием численности детей-инвалидов возрастает и нагрузка на образовательный процесс. Что в свою очередь требует от педагогов высокого уровня профессиональных компетенций, желание и возможность обучать школьников с различными проблемами в физическом и психическом развитии. Реализующееся в нашей стране преобразование общеобразовательной школы на основе её полной демократизации, частного подхода к развивающему обучению, настаивают на кардинальном обновлении всего учебновоспитательного процесса, введения передовых способов преподавания, изучения потенциальных возможностей, обучающихся и условий их реализации в современной школе. Обучение детей c ограниченными возможностями требует от педагогов учета индивидуальных особенностей детей данной группы. К последним группам методов относятся принципы исправляющего обучения, базирующиеся на сохраненных анализаторах, и создание полисенсорной основы образования.
Процесс становления образования слабовидящих и слепых школьников насчитывает больше ста лет. Для подъёма образования школьников с нарушением зрения до цензового уровня, следовало поменять отношение к проблемам со зрением или полным его отсутствием, изменить взгляд общества на данный вопрос. Л.С. Выготский (1924), был в списке первых, кто вышел на прогрессивно новое разрешение данной задачи, говоря о том, что специальное обучение перекроет дефективность [11].
Эти взгляды Л.С. Выготского были фундаментом первого проекта специальной школы для слепых детей, которая была составлена В.А. Гандером, П.Я. Ефремовым. Л.В. Занковым, Д.И. Зоричевым и Г.А. Успенской в 1928 г. Проект во многом определил одно из основных норм в тифлопедагогике: возможность изучения основ наук в школах для слепых и слабовидящих детей на уровне содержания образования в школах зрячих.
Концепция обучения и воспитания слепых и слабовидящих является неотделимой частью общеобразовательного процесса в нашей стране и разрешает, кроме обобщённых задач, специфические проблемы социального восстановления людей с нарушением зрения.
Выявив актуальность данной темы, следует определить несколько задач для предстоящей работы по созданию методических разработок уроков биологии для детей с нарушениями зрения, установить конечную и достижимую цель.
Цель работы: показать специфику обучения детей с нарушениями зрения, в ходе предметной подготовки на примере уроков биологии, в общеобразовательных школах.
Предмет исследования: Процесс обучения биологии.
Объект исследования: Обучение слабовидящих детей в
общеобразовательной школе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования определены нижеследующие задачи:
1. Рассмотреть категорию слабовидящих детей в научнопедагогической литературе;
2. Определить компоненты формирования учебно-материальной базы знаний, для обучения и последующей социализации детей с нарушениями зрения;
3. На основе проведенного изучения и анализа, разработать уроки биологии для детей с остротой зрения от 0,05% до 0,2%;
На сегодняшний день в законодательстве РФ существует определённый перечень законодательных актов, защищающих права детей-инвалидов, и в частности, детей с нарушениями зрения. Проблема обучения таких детей, становится всё более актуальной после выхода Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации».
Существенным пробелом в образовательном процессе, на мой взгляд, является отсутствие полностью сформированной методической базы для обучения таких детей. Мною была поставлена цель, показать специфику обучения детей с нарушениями зрения, в ходе предметной подготовки на примере уроков биологии, в общеобразовательной школе.
1. В данной работе мной были проанализированы нормативно-правовые основания актуальности проблемы обучения слабовидящих детей в общеобразовательной школе и общая характеристика слабовидящих детей.
2. Теоретические главы работы были направлены на решение такой задачи, как изучение форм и методов обучения слабовидящих детей. Были сформированы основные методические рекомендации для учителей и учеников.
3. Практическая часть выпускной квалификационной работы включает в себя разработку двух уроков и аудио лекций по биологии для слабовидящих детей в шестом классе. Так же, в работу включены технологические карты уроков и их апробация в школе.
Подводя итог исследованию, касающемуся создания методической базы для обучения слабовидящих школьников, мной сделан вывод о том, что, несмотря на большое количество, отдельно взятых разработок уроков для таких детей, их всё ещё недостаточно.
Таким образом, задачи решены в полном объёме, цель достигнута - на основе методических рекомендаций разработаны уроки и аудио лекции.
Во время своего исследования мне пришлось столкнуться с некоторыми проблемами, одна из них - это обширность и многоаспектность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Поэтому, несмотря на качество проведённого исследования, я понимаю, что полученные результаты, необходимо доработать, создав полноценную рабочую программу для слабовидящих детей в общеобразовательной школе. В этом и заключаются дальнейшие перспективы исследования.
1. Акимушкин В.М., Моргулис И.С. Основы тифлологии. Киев «Радянська школа», 1980.-. 18с
2. АПН СССР, НИИ дефектологии: Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. - : АПН СССР, 1986
3. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. — М.: Наука,1963.
4. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор- составитель Н.Д.Шматко) - М.: «Аквариум», 2001. С. 98-99.
5. Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., Просвещение, 1967. С. 6.
6. Ермаков В.П.: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990 - 222 с.
7. Ермолович З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1979. - С.87-95
8. Зикеев А.Г.: Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. - М.: Академия, 2007
9. Прейслер Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей. Санкт- Петербург: «САТЕЛЛ», 1995. С. 9.
10. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М., 1962, вып. I. С. 118-119.
11. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996.
12. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. — Л., 1981. — 122 с.
13. Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., Просвещение, 1967.С. 11.
14. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983
15. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001....33