Методическое обеспечение процесса коррекции особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1 Связная речь в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Обзор методик по изучению сформированности диалогической речи у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
Выводы по I главе 22
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 23
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 41
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 66
Актуальность исследования. Самым частым речевым нарушением в дошкольном возрасте является именно общее недоразвитие речи. Имеют данное нарушение дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, но имеющие полноценный слух и интеллект. Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу - около 40% [27, с. 27]. На сегодняшний день все большее количество детей имеют нарушения в развитии связной речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимания, памяти, восприятия и пр.) [9, с. 56-58].
Стоит отметить, что нарушения связной речи, в дошкольном возрасте, особенно сильно влияют на дальнейшее обучение в школе, поскольку недоразвитие связной речи может свидетельствовать о небогатом словарном запасе, недоразвитии грамматического строя, и, как следствие, сложности в полной, связной, последовательной и логичной передаче информации как в устной речи, так и в письменной. Именно поэтому тема исследования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи остается актуальной на сегодняшний день.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ статье 64 о дошкольном образовании образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к детям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такую структурную единицу, как речевое развитие. Данная структурная единица включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; и другое. Оценка индивидуального развития ребенка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26) продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет составляет не более 25 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
Ряд авторов (Л.С. Волкова [4], В.К. Воробьева [6],В.П. Глухов [12],Н.С. Жукова [16], Р.Е. Левина [29], Е.М. Мастюкова
[16],Н.А. Никашина [30], О.М. Вершинина [3], Т.Б. Филичева [55], Г.В. Чиркина [54]) считают, что дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи, у них могут отмечаться трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников - ограниченный лексический запас, нарушенное понимание и употребление грамматических категорий слов и предложных конструкций, недостаточность звукопроизношения, трудности в воспроизведении сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости слов.
Цель исследования. Теоретически изучить и определить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня.
Объект исследования. Диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования. Особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет характеризоваться: нарушением связности и
последовательности изложения текста, смысловыми пропусками, фрагментарностью; лексико-грамматическая сторона речи будет характеризоваться бедным словарным запасом, недостаточным развитием активного словаря, в котором будут преобладать существительные и глаголы.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой нам предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и
логопедическую литературу по данной проблеме;
2. Изучить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня;
3. Оформить результаты констатирующего эксперимента;
4. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня.
Методы исследования: теоретические и эмпирические.
К теоретическим методам относится анализ литературы по проблеме исследования.
К эмпирическим методам относят беседу, наблюдение и констатирующий эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в анализе литературы по проблеме исследования. Также важным является обобщение и систематизация материалов по исследованию сформированности связной речи у различных авторов. Само исследование позволяет изучить состояние связной речи детей, а полученные сведения о состоянии связной речи детей старшего дошкольного возраста с III уровня могут быть использованы для построения дальнейшей коррекционной работы.
Практическая значимость заключалась в разработке методических рекомендаций по преодолению выявленных особенностей
сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты исследования могут быть использованы другими специалистами в своей работе при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШ уровня.
Организация исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» города Красноярск, Красноярского края. Для проведения диагностики была выбрана группа, состоящая из 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2-е главы, заключение и библиография, насчитывающая 59 наименований, 3 приложения. Работа содержит 1 таблицу, 4 рисунка. Объем работы: 78 страниц.
Проблема изучения сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня рассматривалась в работах В. П. Глухова, О. Б. Иншаковой, Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой и многих других.
Для выявления уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня у группы детей в КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» нами были подготовлены инструкции, критерии и показатели уровней сформированности, подобран диагностический комплекс и картинный материал, проведена диагностика.
Нами была составлена структура обследования, включающая в себя блок заданий на исследование состояния сформированности диалогической речи, состоящий из трёх разделов. Задания были направленны на: исследование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог.
После проведения диагностики были описаны результаты исследования по каждому заданию, где мы отразили все важные критерии ответов детей: самостоятельность выполнения задания; содержательность ответа; логическая последовательность; лексико-грамматическое оформление; полнота изложения; смысловое соответствие предлагаемому наглядному материалу.
В КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» по результатам диагностики группы детей нами был выявлены следующие уровни развития связной диалогической речи: средний уровень, уровень ниже среднего и низкий уровень.
В связи с этим были разработаны методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Вышесказанное указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Она включала в себя развитие: умения отвечать на вопросы и задавать вопросы собеседнику; умения вести диалог. Коррекционная работы была поделена на три последовательных этапа: подготовительный, где в работу включались дети с низким уровнем и уровнем ниже среднего; основной и заключительный этапы, где в работе принимали участие дети всех выявленных групп. В содержание коррекционной работы входят различные игры и упражнения, направленные на преодоление выявленных особенностей диалогической речи.
Цель подготовительного этапа - научить детей отвечать на поставленные вопросы. В содержание логопедической работы входили подвижные игры, где дети учились отвечать на поставленные вопросы, а также игры, направленные на выразительности мимики и жестов.
Цель основного этапа - вызвать интерес к беседе. В содержание логопедической работы входили следующие игры: словесные и подвижные игры, в ходе которых дети учились беседовать друг с другом.
Цель заключительного этапа - формировать навык ведения самостоятельного диалога. В содержание логопедической работы входили различные игровые ситуации, где дети учились оперировать как заученными репликами, так и самостоятельно построенными. В качестве заданий на данном этапе использовались инсценировки стихотворений, мини-сценок и сказок.
1. Аблитарова, А.Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Э.Ваниева // Журнал: Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2. — С. 8 - 10.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина // — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004-№1. - с.34-40.
4. Волкова, Л. С.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
5. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В.
Волосовец // М.: В. Секачев, 2007. - 224 с. - С. 43-106.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева // М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
7. Ворошнина, Л. В. Хрестоматия к курсу Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. В. Ворошнина. - Пермь, 2001. - 563 с.
8. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6 -ти т. Т.4. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. С. 244-268.
9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию/ В. П. Глухов // Дефектология - № 2 - 1994 -С. 56-73.
10. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 13-24.
11. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей
дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Глухов В. П. — Электрон. текстовые данные. — Москва: Московский педагогический
государственный университет, 2017. — 232 с.
12. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов, под ред. Е.П. Трухановой. - М.: Аркти, 2006. - 182 с.
13. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. - Москва : Владос, 2008. - 366 с.
14. Дыбина, О.В Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5—7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) / Л. Н. Ефименкова // Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с...59