Методическое обеспечение процесса коррекции особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1 Связная речь в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Обзор методик по изучению сформированности диалогической речи у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
Выводы по I главе 22
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 23
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 41
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 66
Глава I. Теоретические аспекты изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1 Связная речь в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Обзор методик по изучению сформированности диалогической речи у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
Выводы по I главе 22
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 23
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 41
Выводы по II главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 66
Актуальность исследования. Самым частым речевым нарушением в дошкольном возрасте является именно общее недоразвитие речи. Имеют данное нарушение дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, но имеющие полноценный слух и интеллект. Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу - около 40% [27, с. 27]. На сегодняшний день все большее количество детей имеют нарушения в развитии связной речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимания, памяти, восприятия и пр.) [9, с. 56-58].
Стоит отметить, что нарушения связной речи, в дошкольном возрасте, особенно сильно влияют на дальнейшее обучение в школе, поскольку недоразвитие связной речи может свидетельствовать о небогатом словарном запасе, недоразвитии грамматического строя, и, как следствие, сложности в полной, связной, последовательной и логичной передаче информации как в устной речи, так и в письменной. Именно поэтому тема исследования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи остается актуальной на сегодняшний день.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ статье 64 о дошкольном образовании образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к детям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такую структурную единицу, как речевое развитие. Данная структурная единица включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; и другое. Оценка индивидуального развития ребенка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26) продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет составляет не более 25 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
Ряд авторов (Л.С. Волкова [4], В.К. Воробьева [6],В.П. Глухов [12],Н.С. Жукова [16], Р.Е. Левина [29], Е.М. Мастюкова
[16],Н.А. Никашина [30], О.М. Вершинина [3], Т.Б. Филичева [55], Г.В. Чиркина [54]) считают, что дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи, у них могут отмечаться трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников - ограниченный лексический запас, нарушенное понимание и употребление грамматических категорий слов и предложных конструкций, недостаточность звукопроизношения, трудности в воспроизведении сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости слов.
Цель исследования. Теоретически изучить и определить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня.
Объект исследования. Диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования. Особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет характеризоваться: нарушением связности и
последовательности изложения текста, смысловыми пропусками, фрагментарностью; лексико-грамматическая сторона речи будет характеризоваться бедным словарным запасом, недостаточным развитием активного словаря, в котором будут преобладать существительные и глаголы.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой нам предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и
логопедическую литературу по данной проблеме;
2. Изучить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня;
3. Оформить результаты констатирующего эксперимента;
4. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня.
Методы исследования: теоретические и эмпирические.
К теоретическим методам относится анализ литературы по проблеме исследования.
К эмпирическим методам относят беседу, наблюдение и констатирующий эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в анализе литературы по проблеме исследования. Также важным является обобщение и систематизация материалов по исследованию сформированности связной речи у различных авторов. Само исследование позволяет изучить состояние связной речи детей, а полученные сведения о состоянии связной речи детей старшего дошкольного возраста с III уровня могут быть использованы для построения дальнейшей коррекционной работы.
Практическая значимость заключалась в разработке методических рекомендаций по преодолению выявленных особенностей
сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты исследования могут быть использованы другими специалистами в своей работе при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШ уровня.
Организация исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» города Красноярск, Красноярского края. Для проведения диагностики была выбрана группа, состоящая из 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2-е главы, заключение и библиография, насчитывающая 59 наименований, 3 приложения. Работа содержит 1 таблицу, 4 рисунка. Объем работы: 78 страниц.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов (внимания, памяти, восприятия и пр.) [9, с. 56-58].
Стоит отметить, что нарушения связной речи, в дошкольном возрасте, особенно сильно влияют на дальнейшее обучение в школе, поскольку недоразвитие связной речи может свидетельствовать о небогатом словарном запасе, недоразвитии грамматического строя, и, как следствие, сложности в полной, связной, последовательной и логичной передаче информации как в устной речи, так и в письменной. Именно поэтому тема исследования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи остается актуальной на сегодняшний день.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ статье 64 о дошкольном образовании образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к детям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такую структурную единицу, как речевое развитие. Данная структурная единица включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; и другое. Оценка индивидуального развития ребенка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26) продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет составляет не более 25 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
Ряд авторов (Л.С. Волкова [4], В.К. Воробьева [6],В.П. Глухов [12],Н.С. Жукова [16], Р.Е. Левина [29], Е.М. Мастюкова
[16],Н.А. Никашина [30], О.М. Вершинина [3], Т.Б. Филичева [55], Г.В. Чиркина [54]) считают, что дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи, у них могут отмечаться трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, можно выделить ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников - ограниченный лексический запас, нарушенное понимание и употребление грамматических категорий слов и предложных конструкций, недостаточность звукопроизношения, трудности в воспроизведении сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости слов.
Цель исследования. Теоретически изучить и определить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня.
Объект исследования. Диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования. Особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет характеризоваться: нарушением связности и
последовательности изложения текста, смысловыми пропусками, фрагментарностью; лексико-грамматическая сторона речи будет характеризоваться бедным словарным запасом, недостаточным развитием активного словаря, в котором будут преобладать существительные и глаголы.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой нам предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и
логопедическую литературу по данной проблеме;
2. Изучить уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня;
3. Оформить результаты констатирующего эксперимента;
4. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШуровня.
Методы исследования: теоретические и эмпирические.
К теоретическим методам относится анализ литературы по проблеме исследования.
К эмпирическим методам относят беседу, наблюдение и констатирующий эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в анализе литературы по проблеме исследования. Также важным является обобщение и систематизация материалов по исследованию сформированности связной речи у различных авторов. Само исследование позволяет изучить состояние связной речи детей, а полученные сведения о состоянии связной речи детей старшего дошкольного возраста с III уровня могут быть использованы для построения дальнейшей коррекционной работы.
Практическая значимость заключалась в разработке методических рекомендаций по преодолению выявленных особенностей
сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты исследования могут быть использованы другими специалистами в своей работе при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиШ уровня.
Организация исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» города Красноярск, Красноярского края. Для проведения диагностики была выбрана группа, состоящая из 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2-е главы, заключение и библиография, насчитывающая 59 наименований, 3 приложения. Работа содержит 1 таблицу, 4 рисунка. Объем работы: 78 страниц.
Проблема изучения сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня рассматривалась в работах В. П. Глухова, О. Б. Иншаковой, Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой и многих других.
Для выявления уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня у группы детей в КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» нами были подготовлены инструкции, критерии и показатели уровней сформированности, подобран диагностический комплекс и картинный материал, проведена диагностика.
Нами была составлена структура обследования, включающая в себя блок заданий на исследование состояния сформированности диалогической речи, состоящий из трёх разделов. Задания были направленны на: исследование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог.
После проведения диагностики были описаны результаты исследования по каждому заданию, где мы отразили все важные критерии ответов детей: самостоятельность выполнения задания; содержательность ответа; логическая последовательность; лексико-грамматическое оформление; полнота изложения; смысловое соответствие предлагаемому наглядному материалу.
В КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» по результатам диагностики группы детей нами был выявлены следующие уровни развития связной диалогической речи: средний уровень, уровень ниже среднего и низкий уровень.
В связи с этим были разработаны методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Вышесказанное указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Она включала в себя развитие: умения отвечать на вопросы и задавать вопросы собеседнику; умения вести диалог. Коррекционная работы была поделена на три последовательных этапа: подготовительный, где в работу включались дети с низким уровнем и уровнем ниже среднего; основной и заключительный этапы, где в работе принимали участие дети всех выявленных групп. В содержание коррекционной работы входят различные игры и упражнения, направленные на преодоление выявленных особенностей диалогической речи.
Цель подготовительного этапа - научить детей отвечать на поставленные вопросы. В содержание логопедической работы входили подвижные игры, где дети учились отвечать на поставленные вопросы, а также игры, направленные на выразительности мимики и жестов.
Цель основного этапа - вызвать интерес к беседе. В содержание логопедической работы входили следующие игры: словесные и подвижные игры, в ходе которых дети учились беседовать друг с другом.
Цель заключительного этапа - формировать навык ведения самостоятельного диалога. В содержание логопедической работы входили различные игровые ситуации, где дети учились оперировать как заученными репликами, так и самостоятельно построенными. В качестве заданий на данном этапе использовались инсценировки стихотворений, мини-сценок и сказок.
Для выявления уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня у группы детей в КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» нами были подготовлены инструкции, критерии и показатели уровней сформированности, подобран диагностический комплекс и картинный материал, проведена диагностика.
Нами была составлена структура обследования, включающая в себя блок заданий на исследование состояния сформированности диалогической речи, состоящий из трёх разделов. Задания были направленны на: исследование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог.
После проведения диагностики были описаны результаты исследования по каждому заданию, где мы отразили все важные критерии ответов детей: самостоятельность выполнения задания; содержательность ответа; логическая последовательность; лексико-грамматическое оформление; полнота изложения; смысловое соответствие предлагаемому наглядному материалу.
В КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» по результатам диагностики группы детей нами был выявлены следующие уровни развития связной диалогической речи: средний уровень, уровень ниже среднего и низкий уровень.
В связи с этим были разработаны методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Вышесказанное указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Она включала в себя развитие: умения отвечать на вопросы и задавать вопросы собеседнику; умения вести диалог. Коррекционная работы была поделена на три последовательных этапа: подготовительный, где в работу включались дети с низким уровнем и уровнем ниже среднего; основной и заключительный этапы, где в работе принимали участие дети всех выявленных групп. В содержание коррекционной работы входят различные игры и упражнения, направленные на преодоление выявленных особенностей диалогической речи.
Цель подготовительного этапа - научить детей отвечать на поставленные вопросы. В содержание логопедической работы входили подвижные игры, где дети учились отвечать на поставленные вопросы, а также игры, направленные на выразительности мимики и жестов.
Цель основного этапа - вызвать интерес к беседе. В содержание логопедической работы входили следующие игры: словесные и подвижные игры, в ходе которых дети учились беседовать друг с другом.
Цель заключительного этапа - формировать навык ведения самостоятельного диалога. В содержание логопедической работы входили различные игровые ситуации, где дети учились оперировать как заученными репликами, так и самостоятельно построенными. В качестве заданий на данном этапе использовались инсценировки стихотворений, мини-сценок и сказок.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной монологической речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по коррекции нарушений словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ ВТОРОГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)(Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью, Казанский Инновационный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017





