Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме
исследования социально-психологических характеристик лиц,
занимающихся музыкальной деятельностью 6
1.1. Сущность музыкальной деятельности 6
1.2. Структура и виды музыкальной деятельности 12
1.3. Общая характеристика музыкального исполнительства 14
1.4. Психологические особенности лиц, занимающихся разными
видами музыкальной деятельности 20
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в психологических характеристиках детей, занимающихся разными направлениями музыкального творчества 30
2.1. Описание процедуры и методов исследования 30
2.2. Анализ результатов диагностики психологических характеристик
детей, занимающихся музыкальным творчеством 35
Выводы 49
Заключение 55
Список используемых источников 57
Приложение 62
Музыка является одним из богатейших и действенных средств художественно-эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Музыка занимает особое место в жизни человека. Еще в древние времена различные мелодии помогали больным при нервных расстройствах, при заболеваниях сердечно сосудистой системы и многих других недугах. Доказано влияние музыки на развитие интеллекта человека. В математической школе Пифагора занятии проходили под звуки музыки, которая не только повышала умственную активность, но и работоспособность в целом.
Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств, благодаря уникальности, высокой степени обобщенности своего языка [15].
В музыкальной психологии музыкально-исполнительской деятельности уделено достаточно много внимания как музыкантами-педагогами, искусствоведами, так и психологами: Л.Л. Бочкарев [7,8,9], А.Л. Готсдинер [17], Р.Ф. Сулейманов [42], Б.М. Теплов[45,46], Ю.А. Цагарелли [49] и другие).
В данных исследованиях больше внимания уделяется деятельностным и профессионально важным качествам лиц, занимающихся музыкальной деятельностью, а социально-психологическим характеристикам музыкантов- исполнителей уделяется неоправданно мало внимания.
В своём исследовании мы предприняли попытку изучения социально-психологических характеристик лиц, занимающихся музыкальной деятельностью, рассмотрев различия в социально-психологических характеристиках детей, занимающихся пением и инструментальным музицированием.
Цель исследования: изучение социально-психологических характеристик лиц, занимающихся музыкальной деятельностью, для использования диагностических данных в практике работы психолога.
Объект исследования: социально-психологические характеристики.
Предмет исследования: социально-психологические характеристики лиц, занимающихся музыкальной деятельностью
Гипотеза: существуют различия в социально-психологических характеристиках детей, занимающихся пением и инструментальным музицированием, а именно:
• уровень коммуникативных и организаторских склонностей у детей, занимающихся пением, выше, чем у детей, занимающихся инструментальным музицированием;
• уровень эмпатии у детей, занимающихся пением, ниже, чем у детей, занимающихся инструментальным музицированием;
• уровень социальной изолированности у детей, занимающихся пением, ниже, чем у детей, занимающихся инструментальным музицированием;
• для детей, занимающихся пением, в большей степени, чем для детей, занимающихся инструментальным музицированием, характерны социальные ценности;
• для детей, занимающихся инструментальным музицированием, в большей степени, чем для детей, занимающихся пением, характерны духовные ценности;
• для детей, занимающихся пением, в большей степени, чем для детей, занимающихся инструментальным музицированием, характерен экстернальный локус контроля.
Исходя из цели исследования, а так же его объекта и предмета необходимо выделить ряд задач:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения социально-психологических характеристик лиц, занимающихся музыкальной деятельностью.
2. Провести диагностическое исследование различий в социально-психологических характеристиках детей, занимающихся пением и инструментальным музицированием.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать полученные данные.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
• Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-1).
• Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова.
• Экспресс— диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон).
• Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.
• Диагностика парциальных позиций интернальности-
экстернальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд).
Полученные результаты были подвергнуты математико¬статистическому анализу с помощью t-критерия Стьюдента.
В исследовании приняли участие 28 детей в возрасте 13-17 лет, учащиеся «Детской музыкальной школы №1 г. Пензы». Из них 15 детей, из вокального ансамбля и 13 детей из инструментального ансамбля (скрипка).
Целью представленной выпускной квалификационной работы являлось изучение социально-психологических характеристик лиц, занимающихся музыкальной деятельностью, для использования диагностических данных в практике работы психолога.
В данной работе были проанализированы теоретические и практические исследования по проблеме изучения социально¬психологических характеристик лиц, занимающихся музыкальной деятельностью, проведено диагностическое исследование различий в социально-психологических характеристиках детей, занимающихся пением и инструментальным музицированием, проанализированы результаты диагностики, интерпретированы полученные данные и сформулированы выводы исследования.
В теоретической части работы была рассмотрена сущность музыкальной деятельности, структура и виды музыкальной деятельности, дана характеристика музыкального исполнительства, проанализированы психологические особенности лиц, занимающихся разными видами музыкальной деятельности.
Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств, благодаря уникальности, высокой степени обобщенности своего языка.
В музыкальной психологии музыкально-исполнительской деятельности уделено достаточно много внимания как музыкантами-педагогами, искусствоведами, так и психологами, однако в данных исследованиях больше внимания уделяется деятельностным и профессионально важным качествам лиц, занимающихся музыкальной деятельностью, а социально-психологическим характеристикам музыкантов-исполнителей уделяется неоправданно мало внимания.
В своём исследовании мы предприняли попытку изучения социально - психологических характеристик лиц, занимающихся музыкальной 55
деятельностью, рассмотрев различия в социально-психологических характеристиках детей, занимающихся пением и инструментальным музицированием.
Проведенное исследование в рамках выпускной квалификационной работы позволило подтвердить выдвинутую гипотезу частично, а именно, нашли свое подтверждение следующие предположения:
• уровень коммуникативных и организаторских склонностей у детей, занимающихся пением, выше, чем у детей, занимающихся инструментальным музицированием;
• для детей, занимающихся пением, в большей степени, чем для детей, занимающихся инструментальным музицированием, характерны социальные ценности;
• для детей, занимающихся инструментальным музицированием, в большей степени, чем для детей, занимающихся пением, характерны духовные ценности.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
2. Алабушева Н.П. Сравнительный анализ психологических особенностей музыкантов / Н.П. Алабушева // СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ НАУКИ ЗАУРАЛЬЯ, Курган, 22 мая 2014 г.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство. - М.: Дело, 2005. - 496с.
4. Битус А.Ф. Вопросы музыкального воспитания и обучения: учебно-методическое пособие/ А.Ф. Битус, - Мн.: Бел. гос. пед. ун-т, 2013.- 134с.
5. Борисюк Ю.С. Виды музыкальной деятельности на уроке музыки [электронный ресурс]: URL: https://docviewer.yandex.ru/view/45268536
6. Боровик Т. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель, №3- 2004
7. Бочкарев Л. Л. Диагностика и формирование пригодности к музыкально-исполнительской деятельности / Л.Л. Бочкарев, В. А. Дженков: Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985.
8. Бочкарев Л. Л. Психология. Программы для музыкальных училищ и вузов. Киев, 1980, 1991; Учебно-метод. кабинет Минкультуры (в соавторстве с Ю. А. Цагарелли, А. 3. Заком). Москва, 1992.
9. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М. - Изд- во «Институт психологии РАН», 1997. - 352 с.
10. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду 3-е изд., пересмотренное и дополненное. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
11. Виноградов Л. В. Элементарное музицирование / Л. В. Виноградов. - М.: Полири, 2001. - 253 с.
12. Воронина Т.В. Инструментальное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12).
13. Востриков А. А., Станко А. А. психолого-педагогические проблемы подготовки музыканта-исполнителя. -- В кн.: Задачи подготовки и воспитания кадров для учреждений культури и искусства (на укр. яз.). Ровно, 1977.
14. Ганелин Л. М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов- исполнителей. -- В кн.: Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1973.
15. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 264 с.
...
51 источник