ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Межличностные отношения: понятия, виды, характеристики 9
1.2. Становление межличностных отношений в подростковом
возрасте 14
1.3. Современное состояние изученности проблемы взаимоотношений между
учащимися подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Модель, методы и методики исследования межличностных отношений
учащихся подросткового возраста 25
2.2. Анализ результатов исследования межличностных отношений учащихся
подросткового возраста 31
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА 40
3.1. Научно-методологические подходы к развитию межличностных
отношений учащихся подросткового возраста 40
3.2. Основные направления, формы и методы развития межличностных
отношений учащихся подросткового возраста 45
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 60
Выводы по третьей главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЯ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Актуальность исследования. В первую очередь определяется тем, что способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является одним из важнейших показателей развития личности. Множество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии посвящены проблеме межличностных отношений (Спиваковская А., Захаров А., Гиппенрейтер Ю., Буянов М., Матейчек 3., Хоментаускас Г., Фромм А., Снайдер Р., Варга А.Я., Котырло В.К., Спиваковская А.С., Титаренко В.Я., Коломинский Я., Абрамова Г.С.) и до сих пор межличностные отношения остаются одним из центральных направлений психологии и педагогики.
Характерные для каждого человека способы поведения начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей его действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в мире.
Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст, как наиболее сложный период. В большинстве исследований подросткового возраста подчеркивается его переходный характер, когда происходит перестраивание прежних отношений ребенка по отношению к самому себе, к семье и к окружающему миру в целом. Изменения такого рода неизбежно порождают конфликты в развивающейся личности, как с окружающими людьми, так и в первую очередь с самим собой. Таким образом, приобретаемый подростком опыт общения становиться будущим фундаментом для усвоения разных по конструктивности и эффективности способов построения межличностных отношений и поведения в различных ситуациях.
На психические процессы, которые происходят в подростковом возрасте, большое влияние оказывает межличностное общение со сверстниками. Таким образом, одной из приоритетных задача становится, развитие межличностного взаимодействия, поскольку данный возраст является наиболее благоприятным для развития навыков межличностного общения.
Парыгина Б.Д. отмечает, что межличностные отношения, в которое вступают люди входе совместной деятельности представляет собой сложный многогранный процесс, который реализует такие функции как: обмен информацией, процесс взаимовлияния друг на друга, и как творческое взаимодействие индивидов...
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил нам сделать вывод о том, что межличностные отношения являются важнейшей формой взаимодействия подростков, в которой формируется взаимопонимание между ними, и устанавливаются взаимоотношения, как друг с другом, так и со взрослыми для общения и совместного решения задач и проблем.
По данным А. Спиваковской, А. Захарова, Ю. Гиппенрейтера, М. Буянова, 3. Матейчека, Г. Хоментаускаса, А. Фромма, Р Снайдера, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковской, В.Я., Абрамова Г.С. межличностные отношения в подростковом возрасте являются важным вопросом психологического исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Межличностные отношения в подростковом возрасте имеют сложную структуру и участвуют в формировании личности подростка, выступая в качестве фундамента её жизнедеятельности.
Выделяется два вида межличностных отношений между учащимися подросткового возраста в образовательной организации. Первый - это товарищеские отношения, в основе которых лежит взаимообмен информацией, а второй вид - дружеские связи, которые необходимы подростку для решения эмоционально-личностных проблем. Для учащихся подросткового возраста в межличностном общении важны такие качества как: отзывчивость, открытость, умение хранить тайны. Зарождение
межличностных отношений начинается с предпочтения внешних данных, а затем уже прослеживается единство интересов и тем для общения.
Существует большое множество форм и методов оптимизации работы с учащимися подросткового возраста по развитию межличностного общения как внутри образовательной организации, так и за её пределами. Это могут быть коллективная творческая внеурочная деятельность, психологические тренинги, работа в микрогруппах и многое другое. При организации работы с
подростками, важно учитывать, что каждая деятельность должна сопровождаться определенной целью, результат решения которой необходимо систематически анализировать через наблюдение, диагностику межличностных отношений подростков.
Исследование проводилось на базе МАОУ СШ № 149 Советский район г. Красноярска. В исследовании приняли участие 61 учащийся подросткового возраста (13-14 лет) обучающихся на параллели 7-ых классов.
Прежде чем перейти к реализации исследования межличностных отношений учащихся подросткового возраста, нами была разработана модель исследования. Были определены процессы формирования межличностных отношений, параметры изучения и оценки, этапы развития, методики исследования, уровни оценки сформированности межличностных отношений у изучаемого контингента школьников...
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: пер. с англ. / Р. Бернс // Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 2001.
3. Борздыко, Ю.Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков / Ю.Е. Борздыко // Вестник Московского университета. - Серия 14: Психология. - 200. - № 2. - С. 123-127.
4. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. - М.: Наука,
- 193. - 300 с.
5. Вальдес, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: методическое пособие / М.С. Вальдес Одриосола. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 61c.
6. Вальдес, М.С., Московкина, А.Г. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса / М.С. Вальдес, А.Г. Московкина // Наука и школа.
2016. - № 2. - С. 133-137.
7. Вартанова, И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. 2016. - № 4 (24). - С. 115-121.
8. Гаджиева, К.А. Самоотношение подростков с отклоняющимся поведением / К.А. Гаджиева // Психология, социология и педагогика. - 2015.
- № 1 (40). - С. 129-133.
9. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков / Л.А. Головей, М.В. Данилова, Ю.Ю. Данилова// Социальная психология и общество. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 108-125.
10. Денисова Е.А., Воробьева Н.А. Возможности арт-терапии в работе с подростками / Е.А. Денисова, Н.А. Воробьева // Человек в современном
75
мире: возможности личностной и профессиональной реализации в
изменяющихся условиях. Региональная научно-практическая конференция. - Тольятти: Издательство ТГУ. - 2017. - С. 93-98.
11. Денисова Е.А., Воробьева Н.А. Гендерные различия самоотношения современных подростков / Е.А. Денисова, Н.А. Воробьева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Серия: педагогика, психология. - 2017. - № 3 (30). - С. 48-53.
12. Зеленкова, И.В. Изотерапия в работе с девиантными подростками / И.В. Зеленкова // Социосфера. - 2014. - № 2. - С.108-111.
13. Иглицкая, И.М. Художественное произведение с точки зрения психоаналитической теории сновидений Фрейда - к вопросу о методе анализа / И.М. Иглицкая // Психолог. - 2016. - № 6. - С. 65-88.
14. Изотова М.Х., Сорокин В.М. Эмоциональная сфера детей-жертв теракта / М.Х. Изотова, В.М. Сорокин // Вестник СПбГУ. - Серия 12. Социология. - 2009. № 2-1. - С. 216-220.
15. Еникеева К.М., Яшкова, А.Н. Сравнительная характеристика самооценки младших и старших подростков / К.М. Еникеева А.Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2005. - С. 87-90...78