Реферат 3
Введение 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ 16
1.1. Эмоциональный интеллект как предмет научного исследования в
психологической науке 16
1.2. Особенности эмоционального интеллекта у детей подросткового
возраста 24
1.3. Возможности психологического консультирования с элементами арт-
терапии как средства развития эмоционального интеллекта у подростков... 31 Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ 45
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 45
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 63
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 70
Выводы по главе 2 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Актуальность. В современном мире для успешной адаптации к требованиям общества личность должна обладать развитым эмоциональным интеллектом. К данному свойству относят способность к самооценке переживаний, пониманию чувств и эмоций другого человека, к понятному и конструктивному выражению своих эмоций; а также способность с учетом эмоциональных проявлений и переживаний эффективно работать в команде и проектных группах, поддерживать коллег и друзей, помогать им в решении проблем.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника школы как умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, умение сотрудничать для достижения общих результатов.
Для достижения этих умений ученик должен понимать собственные эмоциональные переживания, понимать эмоции окружающих, обладать эмоциональной эмпатией, что является компонентами эмоционального интеллекта.
Необходимо отметить, что современные условия жизни детей и подростков, связанные с компьютеризацией, распространенностью общения, посредством различных мессенджеров приводят к тому, что в сложной структуре общения акцент переносится на знаковую передачу информации. Увеличение количества передаваемой и получаемой информации без ее качественного преобразования. Телеграфный стиль сообщений, отличающий популярные в подростковой и молодежной среде каналы коммуникации, приводят к ситуации, когда современный человек, в частности подросток, имеет большое количество контактов, но при этом способность проявлять эмпатию, осознавать собственные чувства, регулировать эмоциональную составляющую общения - остаются крайне неразвитыми.
По мнению многих психологов и специалистов в области управления, высокий EQ (коэффициент эмоциональности) в системе межличностных отношений гораздо важнее высокого IQ. Исследователи установили, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % - всем известный IQ - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
В зарубежной научной литературе теория эмоционально-интеллектуальных способностей активно развивалась в трудах Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, Д. Карузо, Дж. Майера, П. Сэловея. В отечественной науке разработкой проблем эмоционального интеллекта занимаются Д.В. Люсин, М.И. Манойлова, А.И. Савенков. Практические занятия, тренинговые формы развития эмоционального интеллекта предложены И.Н. Андреевой, С.П. Деревянко, О.В. Луневой.
Раскрытию особенностей эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посвящены работы Ю.В. Давыдова, А.В. Дегтярева, Е.С. Иванова, Ю.А.Кочеткова, М.В. Климаковой. В работах А.А. Александровой, И.Н. Андреевой, Т.В. Гудковой, Ю.В. Давыдовой, рассматриваются особенности эмоционального интеллекта относительно половой принадлежности, возрастного развития, стиля учебной деятельности и др.
Идея современности, которая призывает быть успешным и требует оценки ежедневных способностей каждого из нас, вводит систему взглядов о том, что не только умственные способности и рациональные проявления личности могут обеспечить престижные последствия для их обладателей, а умение социально приспосабливаться и продуктивно использовать коммуникации, регулировать собственные и чужие проявления эмоций, понимать их и принимать. В связи с таким высоким запросом всего общества данная тема является актуальной для дальнейшего изучения.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу психологического консультирования с элементами арт-терапии с целью развития эмоционального интеллекта подростков...
Диссертация на соискание степени магистра была ориентирована на теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование программы психологического консультирования с элементами арт-терапии с целью развития эмоционального интеллекта подростков.
В связи поставленной целью первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе и сделано ряд выводов:
1. Эмоциональный интеллект - это психологическое образование, возникшее на основе взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов, позволяющее перерабатывать содержащуюся в эмоциях информацию (воспринимать, идентифицировать, определять причинность) и использовать результаты для повышения эффективности процесса мышления и регулирования собственных эмоций.
2. Обобщая представленные модели: Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, Д.В. Люсина, Н. Холла, мы можем выделить следующие компоненты эмоционального интеллекта, которые легли в основу нашей работы: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей.
3. Учитывая особенности подросткового возраста, можно сказать о том, что этот возраст является сензитивным и особо значимым для развития эмоционального интеллекта, так как основные новообразования этого возраста (самосознание, Я-концепция, рефлексия и прочие) прочно связаны с когнитивной и эмоциональной сферами. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет подростку добиваться успеха в общении со сверстниками и взрослыми, легче преодолевать кризис самостоятельности и самоидентификации: устанавливать эмоциональный глубокие отношения, отстаивать свою точку зрения и понимать самого себя, то есть что подросток чувствует, как относится к тому или иному явлению и т.д.
4. Групповое консультирование считается специфическим и характерным для подросткового возраста, что помогает подросткам преодолеть чувства страха, неуверенности, возникающих при индивидуальном обращении.
Коллективное консультирование также имеет ряд своих специфических особенностей и позволяет эффективно решать следующие задачи:
- использование опыта всех участников коллектива в решении сложной конфликтной ситуации;
- развитие навыков работы в группе у всех участников консультирования;
- психологическое просвещение, основная цель которого - формирование нового, целостного, более позитивного взгляда на ситуацию;
- формирование новых, конструктивных групповых норм и правил.
5. Методы арт-терапии - включают совокупность техник, основанных на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Арт-терапия в системе психологического консультирования имеет значительные преимущества для использования специалистом в работе с подростками для развития эмоционального интеллекта. Главной целью является художественное самовыражение подростков и снятие эмоционального напряжения. Для современного подростка привлекательность метода арт- терапии состоит в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения, а для подростков, особенно тех, которые имеют трудности в межличностных взаимоотношениях, это не маловажно...
1. Агарагимова В.К., Гасанова Б.М. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии // Известия ДГПУ. 2013. № 4. С. 20-25.
2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. №5. С. 57-65.
3. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Л., 1985.19 с.
4. Байярд Роберт Т., Байярд Джин Ваш беспокойный подросток М.: Академический Проект, 2005. 208 с.
5. Барыльник С.Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей Молодой ученый. 2016. № 6. [Электронный ресурс]: URL https://moluch.ru/archive/110/27028// (дата обращения: 20.04.2021).
6. Бакшеева Т.С., Горяйнова Д.П. Влияние арт-терапии на поведение подростков // Воспитание школьников, 2010. № 7. С. 58-61.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
8. Вайолет Оклендер Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка «Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка. Пер. с англ. В. И. Белопольского»: Когито-Центр; Москва; 2012. 87 с.
9. Власова О.И. Современное молодое поколение: трансформации труда, профессии, образования // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., 11-14 нояб. 2013 г., г. Екатеринбург. В 3 т. Т. 2 / Рос. гос.проф.-пед. ун-т. Екатеринбург. 2013. С. 221-223.
10. Володина К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 2. С. 86-101.
11. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психол. 2017. № 2. С.157-159.
12. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. с. 25-26.
13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. у-та, 2015. 176 с.
14. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 544 с.
15. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Исправь свое настроение сам / Информационно-методические материалы для подростков. СПб, СПбГАФК им П. Ф. Лесгафта, 2003. 36 с...87