РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Возрастные особенности подростков 14
1.2. Психологическая характеристика эмоциональной сферы
в подростковом возрасте 18
1.3. Эффективность арт-терапии в решении эмоциональных проблем.... 24
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА II: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИК
2.1. Изучение и анализ результатов исследования эмоциональной
нестабильности подростков на начало опытно-экспериментальной работы 33
2.2. Разработка и реализация программы по снижению эмоциональной
нестабильности подростков в процессе группового консультирования с использованием техник 52
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента по снижению
эмоциональной нестабильности подростков в процессе группового консультирования с использованием техник 59
Выводы по главе II 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследования. Эмоциональная сфера человека является сложной регуляторной системой. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление психологических расстройств.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.
Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, социального окружения, качестве медицинского обслуживания, отношений подростка с близкими взрослыми и других внешних факторах. Наряду с этим, менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу. В современных условиях в нашей стране эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильности. Высокие чувства, идеалы, нравственные ценности как важнейшие ориентиры воспитания были оттеснены на задний план в связи с утверждением новых, рыночных отношений.
Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций.
Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных зарубежных авторов таких как П.К. Анохин, А.Г. Грецов, И.Б. Дерманова, Е.П. Ильин, В.Г. Казанская, П. Лафренье, Ф. Райс, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др.
В системе образования долгое время искусство традиционно рассматривалось как средство эстетического формирования и развития детей. В онтогенезе эстетическое воспитание закладывает основы мироощущения, развивая положительные эмоции как фундамент мировоззрения в построении картины мира ребенка...
Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования, мы отметили, что, подростковый возраст оказывает значительное влияние на развитие и становление личности человека. Данный период имеет свои возрастные особенности, в этот период значительно расширяется объем деятельности, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития. И несомненно влияет на взаимодействие подростка с окружающими.
Человек контактируя с внешней средой и другими людьми, определенным образом к ним относится и переживает то, что с ним происходит и им совершается. Переживание этого отношения и составляет сферу чувств и эмоций человека. По силе и длительности эмоциональных переживаний часто выделяют несколько видов эмоций, которые образуют в совокупности эмоциональную сферу личности. Эмоциональная сфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека.
Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, которые выступают попеременно.
Эмоциональное развитие в данный момент претерпевает огромные изменения.
Подростковый возраст считается в первую очередь «эмоционально насыщенным», поэтому изучение эмоционального развития подростков - преобладающая часть в психологии. Интерес к проблеме эмоционального развития в последнее время значительно возрос.
Эмоциональные расстройства, которые возникают в данный период жизни, оставляют неизгладимый след в дальнейшей жизни и развитии человека. Часть ученых связывают некоторые виды поведенческих расстройств у детей с различными формами эмоционального стресса. Нередко можно проследить связь эмоциональной нестабильности с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.
В последнее время все чаще в работу психологов внедряются арттерапевтические техники. Специалисты отмечают, что применение данных техник оказывает огромное воздействие на различные сферы личности комплексно, обеспечивая тем самым более гармоничное развитие в процессе консультации.
В данной научно-исследовательской работе мы осуществили анализ научных исследований в отечественной и зарубежной психологии по психологической характеристике эмоциональной сферы в подростков; определили возрастные особенности подростков; показали эффективность арт-терапии в решении эмоциональных проблем.
В качестве технологии для стабилизации эмоциональной сферы подростка во время психологического консультирования мы рассматривали арт-терапию. Арт-терапия — направление в психотерапии и
психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Арт-терапия играет особую роль в коррекции эмоциональных нарушений, потому что она дает возможность выхода чувств, которые, в силу тех или иных причин, не могут быть выражены вербально.
Различные виды арт-терапии предоставляют возможность
самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
На основании анализа теоретических знаний нами были определены критерии и уровни эмоциональной нестабильности у подростков, для выявления которых подобран комплекс диагностических методик.
Для проведения экспериментального исследования был подобран комплекс диагностических методик, которые позволили выявить эмоционально нестабильных подростков и оценили их по соответствующим критериям...
1. Александров А.А. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации // Патологические нарушения поведения у подростков Л., 1973. - С. 37 - 47.
2. Александровский Ю.А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы эмоциональной напряжённости (дефиниция, диагностика, пути предупреждения) // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. — Л., 1986. С.22-27.
3. Алемаскин М.А., Потанин Г.М. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. — М.,1987. — 85 с
4. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. - 172 - 177.3 25. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступноеповедение. Ереван, 1987.
6. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. Механизмы насильственного преступного поведения. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. -78 с.
7. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — Сост. Куликов Л.В. СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 480 с.
8. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2001. - 160 с.
9. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / Под ред. А.Л. Гройсмана. - М., 1999. - 95с.
10. Березовская Ю.Н. Стабилизация эмоциональной сферы подростков посредством арттерапевтических техник // Перспективы развития и применения современных технологий : сборник статей Международной научно-практической конференции (22 апреля 2021 г.) - Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2021. С. 125-129
11. Березовская Ю.Н. Теоретический анализ эмоциональной сферы младшего подростка // Перспективы развития и применения современных технологий : сборник статей Международной научно-практической конференции (22 апреля 2021 г.) - Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2021. С. 130-133
12. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: ЭКСМО- Пресс, 2002. - 256 с.
13. Блонский П.П. Трудный школьник. М.,1929. - 105 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,1968. - 464 с.
15. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2004...90