ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы психологического сопровождения социальной адаптации первоклассников 7
1.1. Психологическая характеристика первоклассников 7
1.2. Особенности социальной адаптации первоклассников 18
1.3. Психологическое сопровождение: понятие и формы 24
1.4. Возможности психолого - педагогической работы с
первоклассниками в целях развития социальной адаптации к школе 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 32
ГЛАВА II. Организация психологического сопровождения социальной адаптации первоклассников к обучению в средней общеобразовательной школе 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов первого этапа исследования
(констатирующий эксперимент) 36
2.3. Организация и проведение психологического сопровождения
первоклассников 42
2.4. Итоговое исследование уровня развития социальной адаптации
первоклассников к обучению в средней общеобразовательной школе ... 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность темы «Психологическое сопровождение социальной адаптации первоклассников» обусловлена тем, что одним из важных институтов для становления личности ребенка являются дошкольные образовательные учреждения и начальная школа, именно здесь дети приобретают определённую систему знаний, норм и ценностей, опыт практической деятельности, которые позволяют ему стать полноправным членом общества. Особенно тяжелым периодом в младшем школьном возрасте считается период социальной адаптации к первому классу.
В психологической литературе под адаптацией обычно понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособлении к условиям этой среды.
Отмечается, что при смене социальных отношений для ребенка возникают значительные трудности. Переход из детского сада в начальную школу является одним из переломных моментов [61, с. 5]. Когда ребёнок начинает посещать среднюю общеобразовательную школу, он сталкивается с рядом трудностей - новый режим дня, урочная система, формирование новой системы отношений учитель - ученик, обстановка, которая является непривычной и потому пугающей. Дети по-разному переносят трудности, которые предстают перед ними в школе, в связи с этим особенно тщательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и их эмоциональное состояние, именно поэтому тема выпускной квалификационной работы представляется нам особенно актуальной...
На основе анализа теоретических источников установлено, что младший школьный возраст является очень важным этапом развития личности, который начинается с поступления ребенка в школу. Начало обучения в образовательном учреждении порождает существенные
изменения в его жизни. Это сенситивный период для формирования
познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Однако этот значимый жизненный этап может сопровождаться негативными феноменами, одним из которых является социальная дезадаптация.
Исходя из современных научных представлений определено, что среди негативных факторов воздействия школы, затрудняющих адаптацию детей, большинство авторов называют неспособность ребенка справиться с учебной нагрузкой, неприятие ученика педагогом и одноклассниками, смену коллектива.
Социально - психологический аспект адаптации заключается в усвоении групповых норм взаимодействия, перестройку системы ценностных ориентаций, мотивации, уровня притязаний, самооценки ребенка под влиянием группы. Благополучие социально - психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «учитель - ученик».
Установлено, что психологическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательному учреждению будет эффективным, если разработать и реализовать в деятельности учителя и педагога - психолога такие психолого - педагогические условия, как соответствие программы развивающей работы и возрастных и индивидуальных особенностей детей; применение специальных игр, формирующих навыки взаимодействия с окружающими подтверждена.
Полученные теоретические и экспериментально проверенные практические результаты доказали высокую действенность развивающей программы, что удовлетворяет положениям гипотезы:
- по результатам диагностики первоклассников по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова) 52% первоклассников в экспериментальной группе успешно адаптировались к школе после формирующего эксперимента, что больше на 44% по сравнению с констатирующим экспериментом. Также было выявлено на 4% больше учащихся с субнормальной адаптацией. К сожалению, 8% первоклассников не смотря на проведенные занятия не успели успешно адаптироваться;
- по методике диагностики уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г. выявлено наличие у детей мотивации к обучению, которое возросло на 12%. Стоит отметить, что эти дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Также в экспериментальной группе стало больше на 36% детей с хорошей мотивацией к обучению;..
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. 379с.
2. Азарова Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе (научно-методическая программа) // Мир психологии. 1996. № 1. С. 147- 170.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 2005. 304 с.
4. Александровская Э.М., Куприянова Т.А., Реут Т.Н. Вопросы организации помощи младшим школьникам с трудностями адаптации // Журнал прикладной психологии. 1998. №2. С.48-54.
5. Александровская Э.М., Платновская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность / Под ред. Сердюковской Т.Н. М., 1990. 256с.
6. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс до и после. № 12. 2007
7. Бадоева С.А. Особенности первичной адаптации первоклассника к условиям школьного обучения // Современные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ, 2004. С.36-40.
8. Безруких М., Ефремова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М., 1995.
9. Безруких М.М. Ребенок идет в школу. М., 2000. 248 с.
10. Беличева С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992. С. 16-21.
11. Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников (систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению): автореф.дис. канд.псих.наук. Томск, 1999 23с.
12. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. М., 1998. 341 с.
13. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской, 1997. 574 с.
14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., 1990. 140 с.
15. Вачков И.В. Динамика мотивации ученика и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2000. №3. С.26-30...69