ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы психологического сопровождения социальной адаптации первоклассников 7
1.1. Психологическая характеристика первоклассников 7
1.2. Особенности социальной адаптации первоклассников 18
1.3. Психологическое сопровождение: понятие и формы 24
1.4. Возможности психолого - педагогической работы с
первоклассниками в целях развития социальной адаптации к школе 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 32
ГЛАВА II. Организация психологического сопровождения социальной адаптации первоклассников к обучению в средней общеобразовательной школе 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов первого этапа исследования
(констатирующий эксперимент) 36
2.3. Организация и проведение психологического сопровождения
первоклассников 42
2.4. Итоговое исследование уровня развития социальной адаптации
первоклассников к обучению в средней общеобразовательной школе ... 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы психологического сопровождения социальной адаптации первоклассников 7
1.1. Психологическая характеристика первоклассников 7
1.2. Особенности социальной адаптации первоклассников 18
1.3. Психологическое сопровождение: понятие и формы 24
1.4. Возможности психолого - педагогической работы с
первоклассниками в целях развития социальной адаптации к школе 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 32
ГЛАВА II. Организация психологического сопровождения социальной адаптации первоклассников к обучению в средней общеобразовательной школе 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов первого этапа исследования
(констатирующий эксперимент) 36
2.3. Организация и проведение психологического сопровождения
первоклассников 42
2.4. Итоговое исследование уровня развития социальной адаптации
первоклассников к обучению в средней общеобразовательной школе ... 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность темы «Психологическое сопровождение социальной адаптации первоклассников» обусловлена тем, что одним из важных институтов для становления личности ребенка являются дошкольные образовательные учреждения и начальная школа, именно здесь дети приобретают определённую систему знаний, норм и ценностей, опыт практической деятельности, которые позволяют ему стать полноправным членом общества. Особенно тяжелым периодом в младшем школьном возрасте считается период социальной адаптации к первому классу.
В психологической литературе под адаптацией обычно понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособлении к условиям этой среды.
Отмечается, что при смене социальных отношений для ребенка возникают значительные трудности. Переход из детского сада в начальную школу является одним из переломных моментов [61, с. 5]. Когда ребёнок начинает посещать среднюю общеобразовательную школу, он сталкивается с рядом трудностей - новый режим дня, урочная система, формирование новой системы отношений учитель - ученик, обстановка, которая является непривычной и потому пугающей. Дети по-разному переносят трудности, которые предстают перед ними в школе, в связи с этим особенно тщательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и их эмоциональное состояние, именно поэтому тема выпускной квалификационной работы представляется нам особенно актуальной...
В психологической литературе под адаптацией обычно понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособлении к условиям этой среды.
Отмечается, что при смене социальных отношений для ребенка возникают значительные трудности. Переход из детского сада в начальную школу является одним из переломных моментов [61, с. 5]. Когда ребёнок начинает посещать среднюю общеобразовательную школу, он сталкивается с рядом трудностей - новый режим дня, урочная система, формирование новой системы отношений учитель - ученик, обстановка, которая является непривычной и потому пугающей. Дети по-разному переносят трудности, которые предстают перед ними в школе, в связи с этим особенно тщательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и их эмоциональное состояние, именно поэтому тема выпускной квалификационной работы представляется нам особенно актуальной...
На основе анализа теоретических источников установлено, что младший школьный возраст является очень важным этапом развития личности, который начинается с поступления ребенка в школу. Начало обучения в образовательном учреждении порождает существенные
изменения в его жизни. Это сенситивный период для формирования
познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Однако этот значимый жизненный этап может сопровождаться негативными феноменами, одним из которых является социальная дезадаптация.
Исходя из современных научных представлений определено, что среди негативных факторов воздействия школы, затрудняющих адаптацию детей, большинство авторов называют неспособность ребенка справиться с учебной нагрузкой, неприятие ученика педагогом и одноклассниками, смену коллектива.
Социально - психологический аспект адаптации заключается в усвоении групповых норм взаимодействия, перестройку системы ценностных ориентаций, мотивации, уровня притязаний, самооценки ребенка под влиянием группы. Благополучие социально - психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «учитель - ученик».
Установлено, что психологическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательному учреждению будет эффективным, если разработать и реализовать в деятельности учителя и педагога - психолога такие психолого - педагогические условия, как соответствие программы развивающей работы и возрастных и индивидуальных особенностей детей; применение специальных игр, формирующих навыки взаимодействия с окружающими подтверждена.
Полученные теоретические и экспериментально проверенные практические результаты доказали высокую действенность развивающей программы, что удовлетворяет положениям гипотезы:
- по результатам диагностики первоклассников по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова) 52% первоклассников в экспериментальной группе успешно адаптировались к школе после формирующего эксперимента, что больше на 44% по сравнению с констатирующим экспериментом. Также было выявлено на 4% больше учащихся с субнормальной адаптацией. К сожалению, 8% первоклассников не смотря на проведенные занятия не успели успешно адаптироваться;
- по методике диагностики уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г. выявлено наличие у детей мотивации к обучению, которое возросло на 12%. Стоит отметить, что эти дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Также в экспериментальной группе стало больше на 36% детей с хорошей мотивацией к обучению;..
изменения в его жизни. Это сенситивный период для формирования
познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Однако этот значимый жизненный этап может сопровождаться негативными феноменами, одним из которых является социальная дезадаптация.
Исходя из современных научных представлений определено, что среди негативных факторов воздействия школы, затрудняющих адаптацию детей, большинство авторов называют неспособность ребенка справиться с учебной нагрузкой, неприятие ученика педагогом и одноклассниками, смену коллектива.
Социально - психологический аспект адаптации заключается в усвоении групповых норм взаимодействия, перестройку системы ценностных ориентаций, мотивации, уровня притязаний, самооценки ребенка под влиянием группы. Благополучие социально - психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «учитель - ученик».
Установлено, что психологическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательному учреждению будет эффективным, если разработать и реализовать в деятельности учителя и педагога - психолога такие психолого - педагогические условия, как соответствие программы развивающей работы и возрастных и индивидуальных особенностей детей; применение специальных игр, формирующих навыки взаимодействия с окружающими подтверждена.
Полученные теоретические и экспериментально проверенные практические результаты доказали высокую действенность развивающей программы, что удовлетворяет положениям гипотезы:
- по результатам диагностики первоклассников по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова) 52% первоклассников в экспериментальной группе успешно адаптировались к школе после формирующего эксперимента, что больше на 44% по сравнению с констатирующим экспериментом. Также было выявлено на 4% больше учащихся с субнормальной адаптацией. К сожалению, 8% первоклассников не смотря на проведенные занятия не успели успешно адаптироваться;
- по методике диагностики уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г. выявлено наличие у детей мотивации к обучению, которое возросло на 12%. Стоит отметить, что эти дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Также в экспериментальной группе стало больше на 36% детей с хорошей мотивацией к обучению;..
Подобные работы
- Педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - «Педагогическое сопровождение социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы».
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ
НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности адаптации первоклассников к обучению в школе (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации системы образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - Система взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ ГРУППЫ РИСКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра, как средство адаптации первоклассников в школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020





