Психологическая профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическая база и методологические основы исследования эмоционального выгорания педагогов 8
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в зарубежной
и отечественной психологии 8
1.2. Развитие и формирование личностных особенностей педагогов 20
1.3. Факторы развития синдрома и профилактика синдрома
эмоционального выгорания 32
Выводы по первой главе 47
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у педагогов
49
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ и результаты эмпирического исследования уровня эмоционального выгорания 52
Выводы по второй главе 60
Глава 3 Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов 61
3.1 Научно - методологические основы профилактики эмоционального выгорания 61
3.2. Разработка и реализация программы профилактики эмоционального выгорания педагогов 66
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения 86
Глава 1 Теоретическая база и методологические основы исследования эмоционального выгорания педагогов 8
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в зарубежной
и отечественной психологии 8
1.2. Развитие и формирование личностных особенностей педагогов 20
1.3. Факторы развития синдрома и профилактика синдрома
эмоционального выгорания 32
Выводы по первой главе 47
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у педагогов
49
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ и результаты эмпирического исследования уровня эмоционального выгорания 52
Выводы по второй главе 60
Глава 3 Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов 61
3.1 Научно - методологические основы профилактики эмоционального выгорания 61
3.2. Разработка и реализация программы профилактики эмоционального выгорания педагогов 66
Выводы по третьей главе 72
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения 86
Актуальность исследованияоколо 20 лет назад в психологии, появилось такое понятие, как "эмоциональное выгорание". Оно стало широко использоваться в лексике психиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья работа связана с общением, подвержены симптомам усталости и постоянного эмоционального опустошения. В основном это касается педагогов, психологов, так как их работа связана со сферой профессий типа «человек - человек», которые различаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния в профессиональной деятельности. Синдром эмоционального выгорания - это серия устойчивых симптомов, которые проявляются в негативных психологических переживаниях, деформации мотиваций и отношения, а также ухудшении психофизического благополучия. Выгорание как проявление несоответствия по профессии ведет к снижению трудоспособности и качества трудовой жизни людей.
Проблема психологического благополучия учителя - одна из самых актуальных проблем современной педагогической психологии. В этом контексте большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания - психологического явления, негативно влияющего на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занимающихся данной областью.
Перед современным учителем стоит задача решать задачи, требующие серьезных психологических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов обучения, поиск эффективных образовательных траекторий, необходимость учитывать очень быстрые изменения в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это может сделать только психически здоровый, технически грамотный, творчески работающий педагог. Ведь психическое здоровье учеников во многом зависит от здоровья учителя. Действие множества эмоциональных факторов приводит к растущему чувству недовольства учителей, ухудшению самочувствия и настроения, а также к накоплению усталости. Эти физиологические показатели характеризуют интенсивность работы, которая приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.
Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает выполнять свои обязанности, теряет творческое отношение к предмету и продукту своей работы, деформирует свои профессиональные отношения, роли и общение. В связи с огромной эмоциональной нагрузкой профессиональной деятельности педагогов, нестандартностью педагогических ситуаций в которую они попадают, ответственностью которую на них полагают и сложностью их работы, увеличивается риск возникновения синдрома эмоционального выгорания...
Проблема психологического благополучия учителя - одна из самых актуальных проблем современной педагогической психологии. В этом контексте большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания - психологического явления, негативно влияющего на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занимающихся данной областью.
Перед современным учителем стоит задача решать задачи, требующие серьезных психологических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов обучения, поиск эффективных образовательных траекторий, необходимость учитывать очень быстрые изменения в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это может сделать только психически здоровый, технически грамотный, творчески работающий педагог. Ведь психическое здоровье учеников во многом зависит от здоровья учителя. Действие множества эмоциональных факторов приводит к растущему чувству недовольства учителей, ухудшению самочувствия и настроения, а также к накоплению усталости. Эти физиологические показатели характеризуют интенсивность работы, которая приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.
Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает выполнять свои обязанности, теряет творческое отношение к предмету и продукту своей работы, деформирует свои профессиональные отношения, роли и общение. В связи с огромной эмоциональной нагрузкой профессиональной деятельности педагогов, нестандартностью педагогических ситуаций в которую они попадают, ответственностью которую на них полагают и сложностью их работы, увеличивается риск возникновения синдрома эмоционального выгорания...
В результате исследования мы смогли сделать следующие выводы:
Эмоциональное выгорание - это синдром, который развивается под влиянием хронического стресса и постоянного стресса и приводит к истощению эмоциональных, энергетических и личных ресурсов человека.
Образовательная деятельность - это вид социальной активности, направленный на передачу опыта и ценностей от старших поколений молодым поколениям и их подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессия учителя имеет особое значение для развития общества. В ходе учебной деятельности педагог выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развивающую, социально-педагогическую. Каждая из этих функций важна и отражает разные области деятельности учителя. Профессионально-образовательная деятельность - деятельность учителя, содержанием которой является такое управление деятельностью обучающихся в учебном процессе, которое обеспечивает развитие основных сфер их личности.
В связи со спецификой педагогической деятельности, предполагающей постоянные и многократные контакты с учащимися, родителями и другими участниками образовательного процесса, а также высокой затратностью времени и информации и необходимостью систематического повторения цикла излагаемого материала, педагогическая профессия имеет высокую вероятность получения образования...
Эмоциональное выгорание - это синдром, который развивается под влиянием хронического стресса и постоянного стресса и приводит к истощению эмоциональных, энергетических и личных ресурсов человека.
Образовательная деятельность - это вид социальной активности, направленный на передачу опыта и ценностей от старших поколений молодым поколениям и их подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессия учителя имеет особое значение для развития общества. В ходе учебной деятельности педагог выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развивающую, социально-педагогическую. Каждая из этих функций важна и отражает разные области деятельности учителя. Профессионально-образовательная деятельность - деятельность учителя, содержанием которой является такое управление деятельностью обучающихся в учебном процессе, которое обеспечивает развитие основных сфер их личности.
В связи со спецификой педагогической деятельности, предполагающей постоянные и многократные контакты с учащимися, родителями и другими участниками образовательного процесса, а также высокой затратностью времени и информации и необходимостью систематического повторения цикла излагаемого материала, педагогическая профессия имеет высокую вероятность получения образования...
Подобные работы
- ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ПОДРОСТКАМИ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Индивидуальное консультирование как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





