Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Работа №168124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Понятие «буллинга» в психологической науке 7
1.2. Характеристика особенностей буллинга, булли и жертвы в начальной
школе 17
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с буллингом 25
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ 30
2.1. Методическая организация исследования 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 33
2.3. Программа снижения уровня буллинга у младших школьников 45
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


Год за годом проблема травли набирает обороты, и актуальность этой проблемы в современном обществе растет. Проблема травли и насилия имеет место в разных социальных слоях населения, в разных категориях граждан и в разных социальных средах и группах. Мы будем рассматривать явление травли в школе.
Практически в каждом классе есть учащиеся, которые имеют определенные отличия от своих одноклассников и чаще всего именно эти отличия становятся причинами издевательств и травли учеников. Издевательства сводятся не только к насмешкам, оскорблениям, но и к избиениям. Проявление жестокого отношения, травли и издевательств среди учеников называют буллингом.
Буллинг - в переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование [4].
Проблема буллинга активно поднимается как средствами массовой информации на телевидении, так и на просторах всемирной сети интернет, но масштаб этой проблемы намного больше, чем е количество транслируемых случаев школьной травли.
В СМИ обычно транслирует вопиющие случаи буллинга, когда удается заметить жестокое обращение и травлю в отношении людей. Но сколько случаев буллинга остаются за дверьми школ, сложный вопрос.
По результатам исследования проведенного агентством «Михайлов и Партнеры. Аналитика», в рамках которого в сентябре 2019 года были опрошены 1057 респондентов в возрасте от 10 до 18 лет из 52 регионов России. О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет — первую очередь они жалуются на психологическую агрессию(32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%). Каждый пятый опрошенный (19,7%) говорит о случаях агрессии со стороны учителей. 22% респондентов заявили о буллинге учителей учениками. При этом 65% подростков считают атмосферу в своей школе дружелюбной. Об этом сообщает "Рамблер" [43] .
По результатам этого опроса, более половины опрошенных участников в той или иной мере подвергались травле в школе. Большинство этих случаев травли никогда не будут афишированы, но участники буллинга могут получить травмы, которые будут с ними всю жизнь.
Последствиями жестокого обращения с детьми являются различные изменения личности и травмы, как физические, так и психологические. У большинства взрослых людей, которые в школьный период были подвержены травле, возникают психологические барьеры, на преодоление которых уходит длительное время работы с психологом или даже психотерапевтом [13].
Так же к числу участников опроса относятся и ученики, начиная с десятилетнего возраста, значит, явление буллинга возникает даже на этапах начального общего образования. Что говорит о том, что явление буллинга стоит рассматривать, разрабатывать и изучать на всех этапах обучения ребенка...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Буллинг как психолого-педагогическое явление стал неотъемлемой частью школьного периода жизни. Все больше и больше учеников, уже начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, подвергаются влиянию буллинга.
В данной работе был проведен теоретический анализ литературы направленной на рассмотрение следующих вопросов: что такое буллинг, основные причины возникновения буллинга на уровне начального образования, кто является участниками буллинга и в чем заключаются психологические особенности участников буллинга, как можно диагностировать или определить участников буллинга в классе младших школьников.
А так же было проведено исследование с целью выявления участников буллинга и особенностей участников этого явления в зависимости от места обучения. Для сравнения мы брали две школы, школу расположенную в городе и школу расположенную в сельской местности.
В результате этого исследования выяснилось следующее:
- у участников буллинга существуют особенности в поведении:
- жертва буллинга в сельской школе имеет как адекватную самооценку, так и заниженную, как повышенный уровень тревожности, так и низкий, агрессивность находится как на низком уровне, так и на среднем, и в статусной позиции является отвергаемым;
- жертва буллинга в городской школе имеет не адекватную самооценку, как заниженную, так и завышенную, повышенный уровень тревожности, агрессивность находится на высоком уровне, а в статусной позиции является как отвергаемым, так и изолированным
- обидчик (буллер) в сельской школе - имеет неадекватную самооценку: завышенную и заниженную, имеет высокий уровень и средний уровнь агрессивности, находится в позиции лидера;
- обидчик (булли) - имеет адекватную самооценку и завышенную, имеет высокий уровень агрессивности, находится в позиции лидера и изолированного;
- эти особенности будут различны среди учеников сельской и городской школы;
- уровень буллинга среди учеников сельской школы выше, чем в учеников городской школы
Участники буллинга в начальной школе - это психологически уязвимые дети, которым необходимо коррекционная работа. Влияние буллинга на формирование личности огромно, ведь именно в период обучения в начальной школе ребенок приобретает навыки обучения и коммуникации, которыми ему необходимы на всю жизнь. Но под влиянием буллинга и стресса формирование навыков будет идти не по норме, психическое и психологическое здоровье ученика будут под угрозой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что буллинг как психолого-педагогическое явление проявляется уже на этапе младшего школьного возраста. Участники буллинга умеют свои психологические отличия, по которым можно определить, кем является ученик в буллинге. Кроме того, уровень буллинга в городских и сельских школах будет отличаться. При малейшем подозрении на присутствие буллинга среди младших школьников необходимо обнаружить его участников и проводить коррекционную работу, направленную на устранение причин возникновения буллинга и на психологические особенности его участников.



1. Arora C. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education. 1994. № 12. P.11-15.
2. Besag V. E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes: Open University Press. 1989
3. Bullying [Электронный ресурс] // Мюллер В.К. Новый англо-русскийсловарь. - Перераб. и доп. изд. - Режим доступа: http://www.rambler.ru/dict/new-enru/00/55/78.shtml. - Загл. с экрана.
4. Olweus D. Aggressors and their victims: bullying at
school // Disruptive behaviours in schools. 1984. pp. 57-76.
5. Olweus D. Bully/victim problems among school children
in Scandinavia. In J.P.Myklebust, R.Ommundsen (Eds.), Psykolog profesjonen mot ar 2000. Oslo: Universitetsforlaget.
1987.
6. Olweus D. Bully-victim problems among school children: Basic facts and effects of a school-based intervention program. In K. Rubin, D. Pepler (Eds.), The development and treatment of childhood aggression. 1991. pp. 85-128. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
7. Selah-Shayovits R. School for Aggression: Types of Adolescent Aggression in School Students and School Dropouts // International Journal of Adolescence and Youth, 2004. V. 11. P. 303-316.
8. Smith P. K., Sharp S. The problem of school bullying. In P. K. Smith, S. Sharp (Eds.). School bullying: insights and perspectives. London: Routledge. 1994.
9. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. Екатеринбург, 1999. - 86 с.
10. Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2005. - 15 марта (№ 18). - С. 3
11. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной
образовательной среде: опыт исследования психологических
особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №3. С.138.].
12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М., 1991. - 68 с.
13. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной
травли: агрессоры и жертвы в российской школе //
Этнографической обозрение. 2010. №2. С.55-68.
14. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. Пед. Вузов / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: «Академия», 2006. 624 с.
15. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 159-165...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ