Введение 2
Глава I. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования 7
1.1. Изучение проблемы внимания в психологии 7
1.2. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте 19
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста 29
Выводы по первой главе 33
Глава II. Экспериментальное изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста 35
2.1. Организация, методы и методики исследования 35
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного
возраста 41
Выводы по второй главе 47
Глава III. Психологическая программа развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста 49
3.1. Научно-методологические подходы к развитию произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста 49
3.2. Основные направления, формы и методы развития произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста 54
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 83
Выводы по третьей главе 87
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Приложение 98
Актуальность исследования. Проблема изучения интеллектуального развития младшего школьного возраста приобретает все большее значения в последние десятилетия. Современная образовательная среда предъявляет к ребёнку высокие требования уже с начальных классов. Количество предметов в школьной программе растёт, увеличивается объем домашних заданий.
В указанных условиях наибольшее количество проблем, возникающих у учащихся младшего школьного возраста, связаны с функциями внимания и организацией собственной деятельности. От уровня развития внимания зависит формирования самоорганизации ребёнка, его успешность в учебной деятельности. Поскольку ведущая деятельность у детей младшего школьного возраста — учебная, нельзя недооценивать влияние достижений в сфере обучения на формирование личности ребёнка. Данный факт обуславливает повышенную психолого-педагогическую заинтересованность в развитии внимания младших школьников.
Изучением процесса внимания занимались как зарубежные (Г. Лейбниц, В. Вундт, Т. Рибо), так и отечественные (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский) ученые. Исходя из отечественных исследований, можно сказать, что внимание играет решающую роль в выделении объекта и сосредоточения на нём.
Внимание — это процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на каких-либо объектах. П.Я. Гальперин (1957) вывел следующее определение вниманию. Внимание — это процесс бессознательного или сознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.
Дети, у которых нарушено развитие свойств внимания испытывают большие трудности в учебной деятельности. Данная проблема требует своевременной коррекции для обеспечения полноценного усвоения учебного материала и эффективной учебной деятельности.
Необходимо учитывать уровни развития свойств внимания, таких как: объем, концентрация, распределение, переключаемость. Только высокий уровень развития всех свойств внимания обеспечивают младшему школьнику такое качество, как внимательность и произвольность, как психических процессов, так и поведения в целом.
Низкий уровень объёма, устойчивости и произвольности внимания повлечёт за собой непонимание материала, что приведет к ошибкам в выполнении заданий на уроке и дома, замечаниям от педагога. Данные факторы нередко провоцируют снижение мотивации у младших школьников, что является одной из главных проблем современного образовательного процесса.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста, разработке и внедрении в практику психологической программы по развитию свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников...
Согласно поставленной цели в первой части теоретического исследования был рассмотрен термин внимания, раскрыты его физиологические и психологические особенности, описаны виды внимания и свойства, произведен анализ особенностей внимания учащихся младшего школьного возраста.
Анализ литературы по теме исследования дал понять, что проблема развития внимания младших школьников является одной из ключевых проблем онтогенеза. В данном возрасте формируется отношение детей к процессу обучения. Если свойства произвольного внимания младшего школьника будут недостаточно развиты, данный факт повлечёт за собой последствия, которые могут отразиться на успеваемости и мотивации к обучению в целом.
Во второй главе был описан проведённый констатирующий эксперимент, целью которого было выявить количество младших школьников с нарушениями произвольного внимания для последующей разработки программы развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста.
Эксперимент по изучению произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста проводился на базе МАОУ Средней школы №152 имени А.Д. Березина.
В обследовании принимали участие 32 учащихся. 10 учащихся из 2 «Ж» класса, из 2 «В» класса в возрасте 7-8 лет, 10 учащихся из 3 «Д» класса в возрасте 8-9, а также 12 учащихся из 4 «Е» класса, возрастом 9-10 лет. Исследование проводилось как индивидуально, так и в группах по 10-12 человек в первой половине дня для 4 класса, и во второй половине дня для 2 и 3 класса.
Выборка испытуемых для проведения эксперимента была скомплектована на основании следующих критериев:
1) схожесть показателей возраста (все испытуемые в возрасте 7-10 лет);
2) трудности в усвоении школьной программы у данного контингента школьников;
3) обучение в разных параллелях начальной школы (в исследовании приняли участие ученики 2 «Ж», 3 «Д» и 4 «Е» классов).
Психодиагностический метод в исследовании реализовывался нами посредствам использования следующих методик:
1. Тест Андре Рея «Переплетенные линии» в модификации М.Н. Ильиной (2013) [62]
2. Методика «Запомни и расставь точки» в модификации О. Н. Истратовой (2013) [30]
3. Методика «Таблицы Шульте» (1995) [2].
Полученные нами сведения из экспериментов доказывают, что большое количество учащихся младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень развития свойств произвольного внимания...
1. Айзенберг, Б. И. Распределение внимания в мыслительной деятельности у учащихся массовой и вспомогательной школы [Текст]: дисс... к. псих н. - М., 1986. - 160 с.
2. Альманах психологических тестов [Текст] / Методика «Таблицы Шульте» - М.: «КСП», 1995. -400 с.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики Коррекционные упражнения [Текст]: практич. Пособие/А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М.: «Ось-89», 1997. -224 с.
4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. - 235 с.
5. Божович, Л.И. Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин. - Москва : АПН РСФСР, 1950. - 192 с.
6. Большая книга детского психолога [Текст]: учеб. Пособие для педагогов/ О. Н. Истратовой, Г. А. Широковой; под ред. Т. В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 568 с.
7. Викторов, И.В. Произвольное внимание младших школьников// Известия. Серия педагогическая/ И.В.Викторов// 2001.- № 6. 34с.
8. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // СПб., 2009. 113 с.
9. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н. Волкова. - М.: Просвещение, 2006. - 123 с.
10. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всероссийской конференции / ред. О.С. Газман. - М.: Инноватор, 1996. - 72 с.
11. Вундт, В. Введение в психологию: Einfuhrung in die Psychologie. (Из наследия мировой психологии). - М.: КомКнига, 2007. - 168 с.
12. Выготский, Л.С. Т. 3. Проблемы развития психики// История развития высших психических функций [Текст]/под. Ред. А.М. Матюшкина - М.: «Педагогика», 1983. - 368 с.
13. Выготский, Л.С. Т. 5. Основы дефектологии [Текст]: - М.: «Педагогика», 1983. - 342 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008 - 671 с.
15. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Лев Семенович Выготский // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2001. - С. 467-506...75