Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа развития самооценки у детей подросткового возраста

Работа №168120

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы139
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Понятие «самооценка» в психологической литературе 8
1.2. Становление самооценки в подростковом возрасте 16
1.3. Современные подходы к изучению самооценки детей подросткового
возраста 19
Выводы по первой главе 34
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей самооценки детей подросткового возраста 36
2.1. Организация, методы и методики исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования самооценки у детей подросткового
возраста 42
Выводы по второй главе 62
Глава III. Программа развития самооценки у детей подросткового возраста. 63
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 63
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 68
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 82
Заключение 84
Список использованной литературы 88
Приложение 93


Актуальность исследования. Социально-экономические и политические изменения, усложнение условий труда и жизни требуют усилий творческой активности личности, возрастание требований к себе и своей деятельности. Очень важным для формирования всесторонне развитой личности, является развитие самосознания, определение собственного «Я», своих личностных особенностей для правильной организации взаимоотношений с окружающими людьми. Решение этих аспектов привлекает внимание к таким фундаментальным образованиям личности как самооценка.
Известно, что подростковый возраст с его глубокой биологической перестройкой организма, мощным психоэндокринным сдвигом является тем «критическим» периодом онтогенетического развития, когда вследствие изменения общей и нервной реактивности значительно повышается риск возникновения различных пограничных нервно-психических расстройств и связанного с ними девиантного поведения. Самооценка играет первостепенную роль в психической жизни человека. Одну из главных функций в структуре организации личности, её социально-психологической адаптации выполняет именно самооценка человека.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности». Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Одну из главных функций в структуре организации личности, её социально-психологической адаптации выполняет самооценка и самоотношение...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей самооценки подростков с девиантным поведением, разработке и реализации программы по ее своевременной коррекции. Проявление сознательного «Я», возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменологические проявления самосознания именно в подростковом возрасте. Ранний юношеский возраст считается критическим, переломным или даже периодом собственно возникновения самосознания во всей его целостности.
Представление о своей личности, осознание своих сильных и слабых сторон, адекватная самооценка своей индивидуальности, как известно, является важнейшей детерминантой жизненного пути человека, его профессионального и личностного роста, а также предпосылкой для самореализации в будущем.
Формирование адекватной самооценки у подростков является одним из необходимых условий их успешного обучения и воспитания, а так же эффективной социализации школьников в современном обществе.
В процессе исследования мы выдвинули гипотезу о том, что самооценка подростков с девиантным поведением имеет значимые различия с самооценкой сверстников с нормальным поведением:
- самооценка подростков с девиантным поведением характеризуется неадекватным уровнем развития, в частности заниженным самооцениванием и высоким уровнем рассогласованности в самооценке и уровне притязаний;
- самооценка может быть повышена при условии использования
разработанной нами программы по формированию адекватной
самооценки у данного контингента школьников.
В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие данные. Самооценка подростков с девиантным поведением характеризуется неадекватным уровнем развития, в частности заниженным самооцениванием и уровнем притязаний. Различия по сравнению с подростками контрольной группы достоверны при уровне значимости p<0.01. Результаты тестирования самооценки по методике Будасси и по методике Дембо-Рубинштейн показали: у подростков с девиантным поведением преобладает неадекватная самооценка по типу заниженной самооценки. Показатели значимо отличаются у подростков с девиантным поведением по сравнению с уровнем самооценки у подростков контрольной группы. По уровню притязаний не выявлено значимых различий у подростков с девиантным поведением по сравнению с уровнем притязаний подростков контрольной группы. Однако у подростков с девиантным поведением выше рассогласованность в показателях самооценки и уровня притязаний, что приводит к внутриличностным конфликтам. По результатам методики «Рисунок несуществующего животного» у подростков с девиантным поведением в большинстве случаев занижена самооценка, нарушена возрастная идентификация (многие испытуемые неадекватно воспринимают свой возраст), присущи признаки инфантильности, эгоцентризма и неуверенности в себе. У 40% испытуемых наблюдается внутренний конфликт, проявляющийся в несоответствии вербальной продукции и рисунка: рассогласование происходит на неосознаваемом уровне...


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2010. - 704 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05, 19.00.13 М.1999. - 495 с.
3. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. Известия АПАз ССР, 1969. № 3.
4. Андреева Г.М., Социальная психология. - М.: Наука, 2004.-432с.
5. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
6. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. - М.:
Издательство МГУ, 2001. - 400 с.
7. Бернс Р., Развитие «Я - концепции» и воспитание. - М.:Наука, 1986.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Журнал практического психолога. - 2008. - №5. - С. 44-65.
9. Болотова, А.К. Психология развития. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
10. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. - 1999. - Т. 13. - №4. - С. 99-101.
11. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.В. Бороздина. - М., 1999
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология: М., АСТ, 2005. - 671 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.:
Издательство Смысл, 2006.
14. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С. 5-15.
15. Зеленский В.В. Аналитическая психология. - Спб.: Алетейя,
2006. - 324 с...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ