Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста

Работа №168119

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема изучения коммуникативных умений в психологии 7
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста .. 14
1.3 Проблема формирования коммуникативных умений детей младшего
школьного возраста 19
Выводы по главе 1 31
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста 34
2.1 Организация, методы и методики исследования 34
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 35
Выводы по главе 2 45
Глава III. Содержание и реализация психологической программы формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста 48
3.1 Научно-методологические подходы к формированию коммуникативных
умений 48
3.2 Содержание психологической программы формирования
коммуникативных умений детей младшего школьного возраста 50
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 55
Выводы по главе 3 62
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 73


Коммуникация или общение - это взаимодействие с социумом, осуществляемое через речевые и неречевые средства. С их помощью люди обмениваются информацией, опытом, способностями и умениями. Для того чтобы коммуникация проходила эффективно, необходимо наличие определенных коммуникативных умений, которые начинают формироваться и развиваться в младшем школьном возрасте.
На сегодняшний день возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора. При этом в современном образовании проблема формирования коммуникативных умений является такой же важной, как и, например, проблема формирования познавательных умений. Это связано с появлением различных новых средств и способов коммуникации между людьми, основанных на внедрении во все сферы жизнедеятельности информационно-коммуникационных технологий. Проблема формирования коммуникативных умений актуальна на уровне начального общего образования, так как степень сформированности данных навыков и умений влияет, как и на результативность обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему [1].
Низкий уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников находит свое отражение в увеличении числа детей с высокой тревожностью, проблемах одиночества и самооценки, явлениях отвержения сверстников в образовательных организациях, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. Вышеуказанные положения подтверждаются исследованиями в этой области таких ученых как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев и др. [5].
Вышеописанное определяет актуальность темы исследования.
Проблема исследования: сегодня большое значение придается не только познавательной сфере младшего школьника, но и его коммуникативным умениям. Важной проблемой в подготовке учеников начального образования к последующему обучению и работе является формирование у них коммуникативных умений. Одним из условий подобного формирования может стать психологическая программа формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема коммуникации и формирования коммуникативных умений всегда была и остается одной из центральных проблем в психологии, и требует своего логического осмысления и развития, поскольку несет в себе большую теоретическую и практическую значимость как для конкретной личности, так и для всего образовательного процесса.
Как показывает анализ литературы, проблема развития коммуникативных умений актуальна для всех возрастных категорий. При этом особую значимость она приобретает на уровне начального общего образования, так как степень сформированности данных навыков и умений оказывает влияние на результативность обучения детей, и на развитие личности в целом. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится: «Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему».
Как показывает практика, низкий уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников находит свое отражение в увеличении числа детей с высокой тревожностью, проблемах одиночества и самооценки, явлениях отвержения сверстников в образовательных организациях, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. Вышеуказанные положения также подтверждаются исследованиями в этой области таких ученых как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев и др.
Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что различные ученые вкладывают различное содержание в понятие «коммуникативные умения».
Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы установили, что коммуникативные умения у детей младшего школьного
возраста формируются и развиваются в процессе общения и совместной деятельности. Для этого ребенку необходимо овладеть средствами коммуникации. К таким средствам коммуникации, прежде всего, относится речь. Несомненно, ее развитие имеет существенное отношение к формированию и развитию коммуникативных умений.
В школьном возрасте целесообразно применение таких форм работы, как, тренинг, учебные проекты. В данном возрасте в силу возрастных особенностей и специфики ведущего вида деятельности, наиболее эффективны будут групповые формы работы, т.к. они будут способствовать развитию сотрудничества, обогащению словарного запаса детей, и в целом, положительно влиять на развитие коммуникативных умений школьников. Также необходима коллективная творческая деятельность.
Далее, на этапе констатирующего эксперимента нами были выявлен уровень сформированности и особенности коммуникативных умений младших школьников...


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/MuERn (дата обращения: 02.09.2020).
2. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / Управление начальной школой. - 2009. №2. - С. 4-10.
3. Алавидзе, Т.А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.
- 320 с.
4. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. канд. пед. наук. /. Е.М.Алифанова. - Волгоград, 2001. - С. 27-32.
5. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: «Просвещение», 1987. - 304 с.
6. Андреева, Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1. С. 39-45.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология - М., 2017. - 363 с.
8. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 264 с.
9. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолова.
- 2-е изд-е. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
10. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал.кн.изд-во», 2004. - 171 с.
11. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - М.: Флинта, Наука, 2016. - 176 с.
12. Бодалев, А.А. Психология общения: избранные психологические труды.
- М., 2002. - 256 с.
13. Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005. - 271 с.
14. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
15. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 53-55...74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ