Введение 3
Глава 1.Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Коммуникативное взаимодействие как проблема исследований в
современной психологии 10
1.2. Становление коммуникативного взаимодействия детей дошкольного
возраста 19
1.3. Современное состояние изучения проблемы формирования
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 41
Выводы по второй главе 53
Глава 3 Психологическая программа формирования коммуникативных умений дошкольников условиях детского сада 56
3.1. Теоретико-методологические подходы к формированию коммуникативных
умений детей дошкольного возраста 56
3.2. Содержание психологической программы и её реализация 68
3.3. Эффективность реализации психологической программы по формированию
коммуникативных умений дошкольников в условиях детского сада 79
Выводы по третьей главе 88
Заключение 91
Литература 95
Приложение 120
Актуальность исследования.
Изучение особенностей коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста, а также разработка программ и технологий по формированию у них коммуникативных умений и навыков, представляет одно из значимых и перспективных направлений современных исследований в психологии. Через коммуникативное взаимодействие происходит развитие сознания и высших психических функций в детском возрасте. В ряде исследований А.В. Запорожеца (1986), М.И. Лисиной (1997), А.Г. Рузской (1989) отмечается, что коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию дошкольников, влияют на общий уровень их деятельности З.М. Богуславская (1991), Д.Б. Эльконин (1989).
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет практическую значимость развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Значение сформированности коммуникативных компетенций, как отмечают М.И. Лисина (1997), А.Г. Рузская (1989), В.А. Петровский (2007), Г.Г. Кравцов (2013), Е.Е. Шулешко (2014), становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
Исследования особенностей коммуникативного взаимодействия дошкольников и первоклассников Е.Э. Кочуровой (2008), М.И. Кузнецовой
(2008), показали, что к началу первого класса лишь 40% детей имеют базовый уровень развития коммуникативного развития.
Современные исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развиты коммуникативные умения и навыки, которые обеспечивают успешную социализацию подрастающего поколения. Низкий уровень развития коммуникативных умений у дошкольников не позволяет им эффективно реализовать аффилиативные потребности в общении и взаимодействии с окружающим миром.
По мнению исследователей и практиков дошкольного образования Э.В. Иваньковой (2010), Е.А Колесниковой (2010), А.А Мойсюк (2009), исходя из особенностей социально-культурной ситуации необходимо говорить о недостаточном внимании к проблеме развития социально-коммуникативных навыков у детей. Практиками также отмечается что, для предупреждения в перспективе школьной дезадаптации требуется научно обоснованная психолого-педагогическая технология сопровождения процесса формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста...
Данная работа посвящена изучению особенностей коммуникативного взаимодействия и выявлению уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на основе разработанной нами психологической программы.
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Формироваие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эффективность работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет повышена, при условии использования разработанной нами психологической программы.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на изучение особенностей коммуникативного взаимодействия и выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Социометрический эксперимент «У кого больше» Я.Л. Коломинского (1977);
2. Проективная методика «Мой друг» - Т. П. Авдуловой (2009);
3. Экспериментальная ситуация «Раскраска» - Г. Р. Хузеевой (2009);
4. Методика «Особенности межличностных отношений» (ОМО) Шутца (1958 ), модификация и критерии анализа для детей Г.Р. Хузеевой (2009).
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
- Схожесть показателей возраста (6-7 лет);
- Обучение и воспитание в группах одной возрастной категории (подготовительные к школе группы).
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. У большинства воспитанников отмечаются трудности в межличностных взаимоотношениях. У многих из них не сформирован эмоциональный компонент образа сверстника, что выражается в слабом интересе к действиям другого. Отмечается низкий уровень использования невербальных средств общения (мимики, жестов.), контакт глаза в глаза. Дети проявляют неадекватное отношение к оценке действий сверстника взрослым. Большинство детей в группах относятся к сверстнику как к предмету сравнения, а не как к субъекту, целостной личности. Многие из детей имеют низкий уровень просоциального поведения (не уступают, не умеют конструктивно реагировать в ситуации отвержения сверстниками). У большинства детей обеих групп узкий круг общения, дети избегают принятия решений, взятия на себя ответственности, неинициативны в общении со сверстниками, а в общении со взрослыми большинство проявляют позицию подчинения, а не сотрудничества. Таким образом, коммуникативные компетенции детей старшего дошкольного возраста развиты недостаточно.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психоразвивающей работы:
- Расширение знаний детей об образе сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
- Обучение нормам и правилам общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми...
1. Абрамова Н., Кормилица В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре Дошкольное воспитание. - 1996.- №3. - С.30 - 32.
2. Аванесова В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. - В кн. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. - С. 159 - 169.
3. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие: Прометей; Москва; 2009 ISBN 978 5 7042 2401
4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с
5. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 2 Изд-во: Санкт-Петербургского университета 2007.
6. Анохина Т. Как организовать современную предметно - развивающую среду: Из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 1999. - С.32 38.
7. Антонова Л.Г. Развитие речи (уроки риторики). Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. — С. 65-73; 79-80; 111-113.
8. Артемова JI.B. Формирование общественной направленности ребенка - дошкольника в игре. - Киев: Вшуа шк., 1988. - 159 с.
9. Арушанова А.Г, Юртайкина Т. Сценарии активизирующего общения // Дошкольное воспитание. - 1994. - №12; 1995. - №2. - С. 47 - 50.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: ИП, 1968. 464 с.
11. Бодалев А.А. Личность и общение М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с
12. Бодалев А.А Популярная психология для родителей/— М.: Педагогика, 1988. — ЮГ с.
13. Бондаренко А.К. Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр // Дошкольное воспитание. - 1987. - №3. - С. 23 - 26.
14. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: юнити-дана, 2003. — С. 145
15. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1991. - 207 с...122