ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Анализ материалов учебной литературы по разделу «Микроэволюция органического мира и видообразование» и его соотнесение с заданиями ЕГЭ 7
1.1 Понятия «микроэволюция» и «видообразование» в содержании учебнометодической литературы 7
1.2 Дополнительная литература биологической направленности, как источник
знаний по разделу «Микроэволюция. Видообразование» 24
Глава 2. Создание элективного курса по разделу «Микроэволюция.
Видообразование» 26
2.1 Пояснительная записка 27
2.2 Конспекты уроков 29
2.2.1 Конспект по теме «Вводное тестирование» 29
2.2.2 Конспект урока по теме «Биологическая изоляция» 38
2.2.3 Конспект урока по теме «Аллопатрическое видообразование» 44
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Данные последних лет говорят о том, что в течении последних четырех лет (2018 - 2021 годы) биология входит в пятерку популярных предметов по выбору. В соответствии со статистикой Рособрнадзора за 2021 год заявку на участие в ЕГЭ подали 795.000 обучающихся, из которых 153.000 человек (~19%) выбрали предмет биология. РИА новости сообщают, что 2021 году биология впервые обогнала физику по количеству желающих принять участие в ЕГЭ и заняла третье место в качестве предмета по выбору после профильной математики и обществознания [3].
Согласно структуре ЕГЭ по биологии в одном варианте теста 21 задание требует кратких ответов и на 7 заданий необходимо ответить в развернутом виде. Сайт «РЕШУ ЕГЭ» предоставляет 17 демоверсий вариантов с банком заданий в размере 8550 заданий ЕГЭ на 2021 год. На долю вопросов из отдела кодификатора ФИПИ 6 «Эволюция живой природы» по теме «Микроэволюция. Видообразование», требующих краткого ответа, приходится ~ 3,3 % заданий и ~ 0,6 %, требующих развернутого ответа [6,17].
ФИОКО (федеральный институт оценки качества образования) информирует, что в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 года с целями: преобразования федеральных государственных стандартов и примерных основных образовательных программ, совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся, модернизация системы оценки и самооценки, повышения уровня интереса к совершенствованию образовательной деятельности у всех участников образовательных отношений; в 2020 году в 43 субъектах Российской Федерации было проведено исследование «Оценка по модели PISA». Следует отметить, одним из основных принципов модели PISA является ориентированность на применение знаний на практике [13].
Всё вышесказанное определяет/ объясняет/ обуславливает необходимость в создании дополнительного элективного курса, направленного на изучение отдела кодификатора ФИПИ 6.1 «Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы» и удовлетворяющего принцип практико-орентированной направленности по модели PISA, для подготовки обучающихся к ЕГЭ по биологии [16].
Объект исследования: Улучшение уровня и качества знаний по теме «Микроэволюция. Видообразование» часть отдела кодификатора ФИПИ 6.1 «Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы».
Предмет исследования: Задания по теме «Микроэволюция.
Видообразование» часть отдела кодификатора ФИПИ 6.1 «Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы».
Цель: разработать элективный курс по разделу «Микроэволюция
органического мира. Видообразование» для подготовки обучающихся к ЕГЭ по биологии.
Гипотеза: задания ЕГЭ по разделу «Микроэволюция органического мира. Видообразование» не соответствуют школьной программе.
Задачи:
1. Проанализировать материал школьного курса по разделу «Микроэволюция органического мира. Видообразование» и сопоставить его с заданиями ЕГЭ;
2. Разработать элективный курс по разделу «Микроэволюция органического мира. Видообразование».
Для решения поставленных задач в работе использована комплексная методика исследования:
1. Теоретические методы - изучение и анализ литературы и интернет- источников по проблеме исследования, гипотеза, дедукция.
2. Эмпирические методы - наблюдение, беседа, рассказ, игра.
3. Методы обработки и представления данных - анализ результатов тестирования.
Апробация: на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей №6 «Перспектива»».
Благодарности:
Искреннюю благодарность выражаю научному руководителю выпускной квалификационной работы кандидату биологических наук и доценту кафедры биологии, химии и экологии Городиловой Светлане Николаевне за помощь в написании исследовательской работы, составлении плана работ, своевременное внесение поправок и корректировок в текст работы, поддержание дисциплины выполнения этапов работы.
За помощь в составлении корректных формулировок цели, задач, выводов для выпускной квалификационной работы и правильно оформленной презентации исследовательской работы выражаю благодарность доктору биологических наук, заведующей кафедры биологии, химии и экологии Антиповой Екатерине Михайловне и кандидату педагогических наук заведующей кафедры физиологии человека и методики обучения биологии Горленко Наталье Михайловне.
Благодарность за предоставление материалов демонстрационных вариантов заданий по разделу «Микроэволюция органического мира. Видообразование» выражаю Екимовой Екатерине Юрьевне.
1. Задания ЕГЭ по разделу «Микроэволюция. Видообразование» включают в себя более частные примеры из зоологии и ботаники, которые не отражены либо слабо раскрыты в школьном курсе биологии;
2. Элективный курс по разделу «Микроэволюция. Видообразование» включает 18 часов, содержит три темы: «Естественный отбор и его формы», «Изоляция - эволюционный фактор», «Механизмы видообразования», в которых даны частные примеры с учетом заданий ЕГЭ и направлен на решение следующих задач: подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии в заданиях № 16-20 (1 часть) и № 26 (2 часть); устранение пробелов и повышение уровня освоения знаний по данному разделу биологии.
1. Баранов А. А. Птицы Алтай-Саянского экорегиона: пространственновременная динамика биоразнообразия: монография. т. I / под общ. ред. д-ра биол. наук, профессора Ц.З. Доржиева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 464 с.
2. Беляев Д.К. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, 2012. 304 с.
3. Богодвид М. Названы самые популярные предметы на ЕГЭ в 2021 году [РИА Новости]. // URL: https://ria.ru/20210304/ege-1599955409.html
4. Бонина Т.А. Вид и видообразование: пособие. Минск: БГПУ, 2008. 92 с.
5. Грант В. Видообразование у растений: Пер. с англ. М.: Мир, 1984. 528 с.
6. Гущин Д. Каталог заданий. Микроэволюция [СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ]. // URL: https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=85
7. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ Под. ред. В.С. Рохлова. М.: Национальное образование, 2021. 368 с.
8. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001. 425 с.
9. Каменский А.А. Общая биология. 10 - 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2014. 368 с.
10. Кириленко А.А. ЕГЭ и ОГЭ биология. Раздел «Эволюция органического мира». Ростов е/Д.: Легион, 2021. 320 с.
11. Северцов А.С. Теория эволюции. М.: Владос, 2005. 381 с.
12. Солбриг Д., Солбриг О. Популяционная биология и эволюция: Пер. с англ. М.: Мир, 1982. 489 с.
13. Субъекты РФ - участники исследования "Оценка по модели PISA" в 2020 году [ФИОКО]. // URL: https://fioco.ru/regions pisa 2020
14. Теремов А.В. Биологические системы и процессы. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (профильный уровень). М.: Мнемозина, 2012. 400
с.
15. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный
институт педагогических измерений». Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по биологии, 2021. 39 с...22