Введение 3
Глава 1. Художественная концепция детства в литературе 6
1.1 Обращение к теме детства и образу ребенка: генезис и эволюция 6
1.2 Чарльз Диккенс как основоположник изображения мира детства в английской
литературе 9
Глава 2. Образ ребенка и тема детства в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Дэвид Копперфилд» 15
2.1 Жанровая специфика романа «Приключения Оливера Твиста»: черты романа
воспитания 15
2.2 Особенности повествовательной модели «Приключения Оливера Твиста»:
тип героя, хронотоп, система второстепенных персонажей 21
2.3 «Дэвид Копперфилд» как роман воспитания: черты, эволюция 32
2.4 Эволюция образа ребенка в романе «Дэвид Копперфилд» 38
Глава 3. Программа элективного курса по литературе для 8-го класса «По следам героев Чарльза Диккенса» 51
3.1 Пояснительная записка 51
3.2Содержание программы элективного курса 56
3.3 Тематическое планирование курса 58
3.4 Урочно-тематическое планирование курса 59
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Образ ребенка является весьма сложным и многогранным феноменом, который представляет собой уникальный объект для исследования, его изучение выходит за границы одной дисциплины, литература представляет собой отдельную сферу, в которой образ ребенка и тема детства нашли свое отражение.
Тема детства в мировой литературе «является одной из наиболее актуальных, социально и психологически значимых тем» [Киприна, с. 153]. Особый интерес к исследованию образа ребёнка в художественной литературе возникает в XIX веке. И одним из тех, кто увидел значительную важность в изучении темы детства и образа ребенка, стал английский писатель Чарльз Диккенс. Он точно и тонко подмечал в своих произведениях, как реалии объективного мира, так и внутренний мир ребенка. Именно творчество этого писателя стало для нас исключительным материалом для изучения детских образов и темы детства.
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать типологию детских образов и тему детства в творчестве Чарльза Диккенса на основе таких произведений, как «Приключения Оливера Твиста» и «Дэвид Копперфилд».
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
1. Обозначить особенности раскрытия темы детства и образа ребенка в творчестве Ч. Диккенса;
2. Определить жанровую специфику выбранных для анализа произведений и выявить роль жанра в раскрытии темы детства и образа ребенка;
3. Провести сопоставительный анализ детских образов в произведениях «Приключения Оливера Твиста» и «Дэвид Копперфилд» и на их примере проследить эволюцию темы детства и образа ребенка;
4. Разработать элективный курс на основе темы ВКР.
Объектом исследования являются тема детства и образ ребенка на материале произведений Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» в русском переводе А. Кривцовой и «Дэвид Копперфилд» в русском переводе А.Кривцовой и Е. Ланна.
Предметом изучения является образ ребенка.
Актуальность выбранной темы для исследования можно обосновать тем, что идеи Ч. Диккенса, отразившиеся в его произведениях, не утратили значимости и в настоящее время, они имеют огромное воспитательное значение. На сегодняшний день существуют такие проблемы, как: сиротство, отсутствие взаимопонимания родителей и детей, а также проблема пагубного влияния общества и родителя на ребенка. И выбранные произведения для исследования не только освещают эти проблемы, но и помогают найти способ их решения. Данные произведения, запечатлевшие образы детей, позволяют шире взглянуть на мир детства: они дают возможность познать внутренний мир ребенка, определить его социальную роль, а также увидеть изъяны в существующих условиях и моделях воспитания.
Научная новизна заключается в рассмотрении данной темы на основе двух текстов, которые ранее не сопоставлялись для выявления эволюции темы детства и образа ребенка в творчестве Ч. Диккенса. Мы обосновываем выбор данных текстов для исследования тем, что они являются произведениями разных периодов творчества писателя: отличаются типом повествования, речевой организацией, раскрытием внутреннего мира ребенка.
В данной работе был применен сравнительно-сопоставительный метод исследования.
Теоретической базой для данной работы послужили монографии, научные статьи, диссертационные исследования следующих литературоведов: Е. Ю. Гениева, И. С. Кон, М. Н. Эпштейн, Т И. Сильман, Ю. С. Камардина, М. М. Бахтин и другие.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении дается краткое обоснование темы, ставится цель, определяются основные задачи и методы исследования, раскрывается актуальность и научная новизна работы. Первая глава посвящена представлению основной теоретической части заданной темы, вторая же глава включает в себя практическую часть, которая заключается в исследовании выбранной художественной литературы и анализе детских образов в романе, раскрытию их функции. Третья глава посвящена методической разработке: элективному курсу, созданному на основе выбранной для выпускной квалификационной работы темы. В выводе значится информация, которая в сжатой форме описывает итоги всей проделанной работы.
Мы провели сопоставительный анализ героев-детей таких произведений, как «Приключения Оливера Твиста» и «Дэвид Копперфилд». А также выявили жанровую специфику данных произведений, на основе которых раскрываются тема детства и образ ребенка.
На основе соответствий жанровых признаков, представление о которых дают английские исследователи Марианна Хирш и Джером Бакли, мы относим выбранные для исследования произведения к такому жанру, как роман воспитания: автобиографичность, дана история происхождения главного героя, присутствует период скитаний главного героя, дан процесс воспитания главного героя как звено всего построения сюжета, испытание любовью и т. д.
Однако данные произведения как романы воспитания имею ряд отличий, которые влияют на раскрытие образа ребенка:
1. В произведении «Приключения Оливера Твиста» повествование ведется от третьего лица, а не от лица главного героя, что закрывает читателю доступ к внутренним переживаниям ребенка. В «Дэвиде Копперфилде» речевая организация текста иная: повествование ведется от первого лица - от лица главного героя. Образ Оливера охарактеризован через «раскрытие различных мотивов» (внешний портрет, манера говорить, двигаться, поступки, повадки и др.) [Матвеева 2008, с. 395],а образ Дэвида-ребенка раскрывается и через его внутренние переживания, представления о которых сохранились в памяти Дэвида-взрослого. Диккенс постепенно уходит в глубины сознания своих героев для того, чтобы раскрыть образ полнее .
2. В «Приключениях Оливера Твиста» главный герой-ребенок излишне идеализирован и несамостоятелен, отсутствует динамика его развития. Герой ребенок в «Дэвиде Копперфилде» - образ более реалистичный, динамически развивающийся, проявляется двойственность его характера (он способен на неправильный выбор).
3. В «Дэвиде Копперфилде» стираются те четкие границы добра и зла, какие можно встретить в «Приключениях Оливера Твиста». Присутствует динамизм развития второстепенных персонажей и их психологическое раскрытие. Это также является нетипичной чертой жанра романа воспитания.
Оба произведения объединены общей структурой: в конечном итоге оба героя-ребенка становятся сиротами, вынужденными искать свое место в жизни. Оба героя вступают в противоборство с окружающей их действительностью. В этом контексте была выявлена общая черта героев-детей Диккенса - это дух протеста, реакция детей на определенные события и условия их жизни. Мы отметили, что дух протеста у Оливера так и останется на уровне инстинктов - он будет совершать определенные поступки интуитивно, Дэвид-ребенок же постепенно научится осознанно распоряжаться своей жизнь. Это также говорит об эволюции образа ребенка.
Раскрывая тему детства и образ ребенка на примере выбранных романов, можно сказать, что ребенок в произведении Диккенса - жертва системы «вероломства и обманов», вынужденная или подстраиваться под эту систему, становясь ее частью, либо, как главные герои-дети, идти против нее. Дети Диккенса ощущают бедственность своего положения, чувствуют одиночество, недостаток любви и понимания, в связи с этим они интуитивно или же осознанно стремятся найти выход их тех жестоких условий жизни, в которых они оказываются.
В данных романах через образы детей отразилась основная идея Диккенса - зависимость воспитания от социальной среды и нравственной атмосферы.
Мы выявили, что в случае с Оливером непорочность главного героя, его способность противостоять пагубному влиянию и оставаться верным эстетическим принципам - заслуга, скорее, наследственности, которой Диккенс придавал важное значение в становлении личности. У Оливера не было положительного примера с самого рождения, однако он сумел вырасти
66
благородным и нравственно чистым ребенком благодаря природным задаткам - в этом проявляется также и излишняя идеализация героя. Отражают идею воспитания в «Оливере Твисте» такие герои, как Роуз и Нэнси - две девушки, чьи судьбы всецело зависят от того, как и в каких условиях они воспитывались.
Дэвид-ребенок как образ более завершенный и реалистичный способен поддаваться пагубному влиянию, совершать неверный выбор, однако эти поступки не выходят за рамки нравственности. В отличие от Оливера, Дэвид с детства видел перед собой положительный пример в лице няни и матери, так что в его судьбе играет роль не столько наследственность, сколько воспитание.
Идея зависимости воспитания от нравственной атмосферы и социальной среды в «Дэвиде Копперфилде» также эволюционирует. На примере главного героя демонстрируется значимость положительного влияния со стороны родителя, однако в романе присутствуют и другие герои-дети, которые отражают пагубное влияние излишней родительской любви. То есть не только жестокость со стороны взрослого может быть губительна для ребенка, но и чрезмерная любовь или опека.
В «Дэвиде Копперфилде» представлено больше моделей воспитания и их влияние на формирование личности, судьбу ребенка.
В данном романе также расширяются и роли второстепенных персонажей-детей. Они могут выступать:
1. В качестве духовных судей;
2. В качестве опоры для взрослых;
3. В качестве зеркала, отражающего пагубное влияние взрослых;
4. В качестве представителей идеального детского образа. Отметим, что идеальные детские образы, с которыми мы впервые сталкиваемся в романе «Приключения Оливера Твиста», обнаруживают свою ограниченность и попадают в некий тупик своего развития, из которого в зрелом возрасте не могут выбраться.
Что касается главных героев детей, то их роль заключается в следующем:
2. Дэвидвыступает в качестве «развивающейся личности, ищущей пути к истине, свету и справедливости»
3. Оливер - образ ребенка, через трудный жизненный путь которого отражаются неблагоприятный стороны действительности Англии того времени.
Сохраняются основные функции второстепенных персонажей. Они:
1. Способствуют в определенный момент формированию характера
героя-ребенка;
2. Становятся положительным или же отрицательным примером для героя-ребенка;
3. Демонстрируют на своем примере значимость среды и нравственной атмосферы при формировании характера.
Таким образом, мы проследили углубление в реалистическое исследование детской психологии, которое отразилось на страницах романа «Дэвид Копперфилд». Выявили, что границы темы детства расширились, образ ребенка лишился прямолинейности и односторонности. Раскрытие душевного мира ребенка вышло на новый уровень: если в «Приключениях Оливера Твиста» нет доступа к внутренним переживаниям героя-ребенка, то в «Дэвиде Копперфилде» они раскрываются через воспоминания повзрослевшего героя. Диккенс не просто рассказывают историю о ребенке, а раскрывает его реакции на действительность через его внутренние переживания, сохранившиеся в памяти Двида-взрослого.
Образ ребенка и тема детства в произведениях писателя продемонстрировали гуманистическое направление всего его творчества, произведения разоблачают жестокость и равнодушие общества, в частности - родителя, по отношению к детям. Гуманизм Диккенса, его обличение жестокости и несправедливости, а также любовь и сочувственное отношение к ребенку 68
наделяют его произведения силой проникать в сердца и души читателей, влиять на них, воспитывать. Именно поэтому книги Диккенса завоевали признание далеко за пределами Англии и читаются и в наши дни.
1. Архипова Л.В. Взгляды представителей британской интеллигенции - С. Диккенса, Дж. Рёскина и Б. Шоу - на развитие школьного образования [Электронный ресурс] / Л.В. Архипова.- 2017. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru, свободный.
2. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах. Т 3: Теория романа (1930-1961 гг.) / М.М. Бахтин; С.Г. Бочаров, В.В. Кожинов. М.: Языки славянских культур, 2012. - 880 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: «Худож. лит.», 1975.- 504 с.
5. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. Л.: «Худож. лит», 1973. - 568 с.
6. Болгова И. Если вы решили создать авторский элективный курс [Электронный ресурс] / И. Болгова // Первое сентября. - 2010. - №9. - Электрон.текстовые дан. - Режим доступа: http://ps.1september.ru, свободный.
7. Влодавская И.А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века: типология жанра / И.А. Влодавская. Киев: Вища школа, 1983.- 180 с.
8. Гениева Е.Ю., Парчевская Б.М.Тайна Чарльза Диккенса: антология / Е.Ю.Гениева, Б.М. Парчевская. М.: Кн. палата, 1990. - 536 с.
9. Гениева Е. Ю. Диккенс // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл.л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т 6. — 1989. — С. 120—130.
10. Гайжюнас С.В. Роман воспитания. Динамика жанровой структуры / С.В. Гайжюнас. Вильнюс: МВССО ЛитССР, 1984. - 160 с.
11. Диккенс Ч. На банкете в его честь. Книга: Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 28 / Ч. Диккенс; ред. Я. Рецкер. - М: Государственное издательство худож. литературы, 1960. -458 с.
12. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста: роман / Диккенс Ч.; Пер. с английского А. Кривцовой. - С. П.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 540 с.
13. Диккенс Ч. Дэвид Копперфилд: роман / Диккенс Ч.; Пер. с английского А. Кривцовой, Е. Ланна. - С. П.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 896 с.
14. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения: монография / А.А. Елистратова. М.: Наука, 1962. - 472 с.
15. Ивашева В.В. Творчество Диккенса / В.В. Ившаева. - М.: Издательство
Московского университета, 1954. - 473 с....42