Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование как способ формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии

Работа №168094

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий в современной психолого-педагогической и методической литературе 6
1.1. Классификация познавательных универсальных учебных действий и
уровни их сформированности 6
1.2. Использование моделирования при формирования познавательных универсальных учебных действий 11
Глава 2. Методика формирования у обучающихся знаково-символических универсальных учебных действий на уроках биологии 18
2.1. Состояние исследуемой проблемы в современной учебной литературе и
практике работы учителей 18
2.2. Формирование у обучающихся знаково-символических универсальных учебных действий в процессе моделирования учебного текста на уроках
биологии 21
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 41

В настоящий момент перед современной школой стоит задача выполнения особого социального заказа - развития у обучающихся умений учиться. Данная мысль в разной форме существовала и прослеживалась на протяжении многих лет в исследованиях ведущих ученых - психологов, педагогов, методистов. Н.Ф. Талызиной «Формирование познавательной деятельности младших школьников» [23], П.П. Блонского «Развитие мышления школьника» [6], К.Д. Ушинского «О средствах распространения образования посредством грамотности» [25], С.Т. Шацкого «Бодрая Жизнь» и других ученых [31]. В наше время в новых государственных нормативных документах интегрированы идеи большинства исследований посвященных данному вопросу. Однако классификация и структура универсальных умений перетерпела значительные изменения, и в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения они отражаются как система «универсальных учебных действий».
Универсальные учебные действия (УУД) определяются «как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений» [26].
По новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту стандарту (ФГОС) у обучающихся должно сформироваться основное умение - «умение учиться». Однако это было бы невозможным без формирования познавательных УУД, в основе которых лежат различные приемы логического мышления.
Одним из способов формирования познавательных УУД является моделирование, суть которого, как способа познания, заключается в преобразовании учебной информации в разнообразные модели и наоборот.
Для современных школьников, которые имеют свободный доступ к неограниченным объемам информации, владение знаково-символическими познавательными УУД является актуальным. Все вышесказанное определяет тему нашего исследования.
Объект исследования: образовательный процесс по биологии в школе, включающий формирование познавательных УУД.
Предмет исследования: моделирование как способ формирования
познавательных УУД в процессе обучения биологии.
Нами была определена гипотеза исследования: если активно использовать в процессе обучения биологии различные приёмы моделирования, то формирование познавательных УУД у обучающихся будет эффективным.
Цель исследования: выявить влияние моделирования на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения биологии.
Исходя из поставленных цели и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить состояние исследуемой проблемы в современной учебно - методической литературе и практике работы учителей.
3. Разработать и апробировать методику формирования познавательных универсальных учебных действий при использовании моделирования в процессе обучения биологии.
В ходе исследования применялись следующие методы:
• теоретического исследования: анализ литературных источников,
программных материалов и школьных учебников;
• эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, проведение экспериментальной работы;
- социологического исследования: анкетирование учителей, статистическая обработка результатов эксперимента.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика Ю.А. Овчинникова в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, определялась методология исследования: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования.
На втором этапе проводился педагогический эксперимент по формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении раздела «Молекулярный уровень» в основной школе.
На третьем этапе осуществлялся анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, формировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании, посвященном одному из современных способов переработки учебной информации и формированию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий — графическому моделированию — раскрыта суть данного метода, рассмотрены типы и виды моделирования, теоретические основы формирования знаково-символических УУД у обучающихся при графическом моделировании учебного текста.
Экспериментальная работа была спланирована на основе констатирующего эксперимента, который включал анкетирование учителей, наблюдение образовательного процесса и диагностику сформированности знаково­символических УУД у обучающихся.
Экспериментальные материалы по теме: «Молекулярный уровень» включали разработанные памятки для обучающихся по формированию знаково­символических УУД, а также задания по графическому моделированию учебного текста.
Апробация методики формирования знаково-символических УУД проходила в общеобразовательной школе при участии обучающихся 9 класса.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. В соответствии с ФГОС одним из важнейших результатов обучения является формирование у обучающихся познавательных УУД, которые составляют основу способности обучающихся самостоятельно перерабатывать и усваивать учебную информацию. При переработке учебной информации особое значение приобретают знаково-символические УУД, которые формируются у обучающихся в процессе графического моделирования текста. К видам графического моделирования относятся: преобразование учебного текста в таблицу, план, схему, график и наоборот.
2. В современных школьных учебниках биологии задания, нацеливающие обучающихся на графическое моделирование текста встречаются редко, в основном используется графическое моделирование текста в виде таблицы. В практике работы учителей отсутствует целенаправленное, систематическое формирование у обучающихся знаково-символических УУД, не отслеживаются уровни их сформированности.
3. Разработанная нами методика формирования познавательных УУД, включающая систематическое использование метода графического моделирования в процессе обучения биологии, является эффективной в формировании у обучающихся знаково-символических универсальных учебных действий .


1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М. : 1991, с. 204, 261-263.
2. Беспалько Е.Т. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М. : Педагогика, 1989. 292с.
3. Биология. Введение в общую биологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов, 3­е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2014. 304 с.: ил.
4. Биология. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. / [В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, и др.] ; под ред. В.В. Пасечника. 4-е изд. М. : Просвещение, 2018. 207 с. : ил. (Линия жизни).
5. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова ; под ред. И.Н. Пономаревой. 5-е изд., испр. М. : Вентана-Граф, 2013. 240 с. : ил.
6. Блонский, П. П. Развитие мышления школьника / П. П. Блонский . М. : 2008 . 382 с.
7. Иванов Иван Иванович, Моделирование как метод физической мезомеханики
[Электронный ресурс] // URL: http: //www.bestreferat .ru/referat- 117333.html
(дата обращения 11.06.17).
8. История моделирования как метода познания. Моделирование как метод
научного познания [Электронный ресурс] // URL:
http://ifilosofia.ru/prakticheskaya-podgotovka/17-metod-modelirovanija-v-
j ekonomicheskih/706-istorij a-modelirovanij a-kak-metoda-poznanij a.html (дата
обращения 11.06.17).
9. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э.Кассирер. Избранное. Опыт о человеке. М. : Гардарика, 1998. 784 с.
10. Компьютерное моделирование биологических процессов [Электронный ресурс] // URL: http://revolution.allbest.ru/programming/00620172 0.html (дата обращения 11.06.17).
11. Компьютерное моделирование биологических процессов [Электронный ресурс] // URL: https://studwood.ru/1644989/informatika/modelirovanie biologii (дата обращения 11.06.17)
12. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч. 1 / А.А. Кыверялг. Таллин : Валгус, 1971.
13. Методики для диагностики познавательных УУД [Электронный ресурс] // URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/259322773/?page=1&*=BcL0q4UwwWlXC8A
D7VYAsad257Z7InVybCI6InlhLWJyb3dZZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVG b2V3cnVHREM3Wkd6Qzh1RGotXzdkVVZmMU03SFJqbVlYbDN5X0VnVm9n R1hyWThSOXFIRE9NNnBmb0o2cWMyY3VDRkRPZTJ0Rm92MFhpNEJWVE 5KZ1RBcmFLVUlMZHJnM1pBMXhyTnB0V1BCY3lFbFY1UTdraElLUzUtVS1 XZnBhUkJrZUE9PT9zaWduPWtoQ05uVFl4S0ZFdDFxMXlyOUlNZ3U5TDBQ
V3JxXzh2OXpxSFlqZWF2U3c9IiwidGl0bGUiOiJwcmlsb3poZW5pZV80X21ldG 9kaWtpX2RseWFfZGlhZ25vc3Rpa2lfcG96bmF2YXRlbG55aF91dWQuZG9jeCIs Im5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMjU5MzIyNzczIiwidHMiOjE1NjA5M jYxMjkzMT csInl 1 Ij oiNzc1NDgwOTE2MTUzODczMjM2MyJ9 (дата обращения 24.05.19)
14. Методы моделирования и их место среди методов познания [Электронный ресурс] // URL: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00501990 0.html (дата обращения 7.05.19)
15. Модели и моделирование в биологии [Электронный ресурс] // URL: http://www.bestreferat.ru/referat-282394.html (дата обращения 11.06.17)....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ