Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические условия моделирования на уроках биологии 7
1.1. Характеристика предметного и метапредметного общего
содержания образования 7
1.2. Учебное моделирование: определение, классификации,
характеристика видов 13
1.3. Методические условия моделирования при обучении
биологии 19
Глава 2. Методика организации моделирования на уроках биологии в 8
классе 30
2.1. Анализ практики обучения биологии в 8 классе в аспекте
изучаемой темы 30
2.2. Методические условия организации моделирования на уроках
биологии в 8 классе 38
2.3. Анализ результатов обучения с использованием
моделирования 54
Выводы 60
Литература 62
Приложение 65
Приложение 1. Анкета для учителей 65
Приложение 2. Анкета для учащихся 8 класса 67
Приложение 3. Проверочная работа для учащихся 8 класса 68
Приложение 4. Инструктивные карты к урокам биологии 8 класса по учебнику Н.И. Сонина Биология: Человек 71
Приложение 5. Лист оценки учебной модели 86
Приложение 6. Методические рекомендации по созданию инструктивных карт к учебным моделям 87
Актуальной задачей образования на сегодняшний день становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся, как психологической составляющей фундаментального ядра образования. УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Исследования психологов П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формирования познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы [29]. Организовать такую работу можно используя практический метод - моделирование. Основоположниками моделирования являются советские психологи Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков и доктор педагогических наук Н.А. Ветлугина.
Использование метода моделирования на уроках биологии позволяет активизировать три вида восприятия: зрительное (демонстрация моделей), звуковое (работа с моделями в малых группах, где учащимся приходится обсуждать каждый этап работы), тактильное (работа с пластическим материалом по созданию модели, тактильное обследование модели). Использование разных типов восприятия учебной информации повышает познавательную активность и интерес каждого учащегося к учебному процессу [6]. Работа с моделью делает доступным понимание сложных биологических понятий, а создание учащимися, т.е. моделирование позволяет детально усвоить содержание изучаемого материала.
Однако в настоящее время при обучении биологии моделирование используется не в полной мере и отсутствуют четкие методические рекомендации для учителя. Сложность применения метода моделирования в школе обусловлена недостаточно обширной материально-технической базой учебного оборудования, использование данного метода требует дополнительной подготовки и времени. Из-за большого наличия сложностей учителя не видят достоинства метода моделирования и, как правило, не используют данный метод в своей работе.
Актуальность и проблема определили выбор темы нашего исследования «Моделирование как условие достижения предметных и метапредметных результатов на уроках биологии (8 класс)».
Цель: выявить условия организации моделирования на уроках
биологии в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Объект: образовательный процесс по биологии
Предмет: методические условия моделирования на уроках биологии, обеспечивающие формирование предметных и метапредметных результатов.
Гипотеза: моделирование при обучении биологии будет являться условием формирования предметных и метапредметных результатов, если:
• систематически организуется в урочной и внеурочной работе;
• будут использовать инструктивные карты;
• будут реализованы разные приемы учебного моделирования.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические условия учебного моделирования как условия формирования метапредметных и предметных результатов.
2. Проанализировать практику обучения биологии в 8 классе в аспекте изучаемой темы.
3. Разработать методические рекомендации по применению учебного моделирования в курсе биологии 8 класса.
4. Проверить влияние моделирования на формирование предметных и метапредметных результатов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Теоретические: анализ нормативно-правовой, методической и
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ и синтез предметных и метапредметных результатов обучения с использованием моделирования, их обобщение.
Эмпирические методы: эксперимент, анкетирование учащихся и учителей, наблюдение.
Статистические: статистическая и математическая обработка
результатов эксперимента, и их методическая интерпретация.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ нормативно-правовой психолого-педагогической и методической литературы, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ состояния умения учащихся моделировать на уроках биологии, уровень владения знаниями по биологии до начала эксперимента.
На третьем этапе был проведен эксперимент: разработаны
методические рекомендации по разработке инструктивных карт к моделям, фрагменты уроков с элементами моделирования, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МКОУ «Мирнинская средняя школа» Иркутской области.
Результаты исследования опубликованы в сборнике материалов конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы» по теме: «Моделирование как средство развития познавательных УУД на уроках биологии», 2020 г.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающего 32 источника и приложения. Общее количество страниц 89; количество таблиц 7, рисунков 8.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебновоспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил установить, что необходимость применения метода моделирования в образовательном процессе декларируется нормативно-правовыми документами, а ее результативность подтверждается педагогами-практиками. Наглядно-практический метод моделирование предполагает наличие материально-технической базы кабинета биологии, систематическую организацию в урочной и внеурочной работе, создание и использование инструктивных карт, реализацию разных приемов учебного моделирования, определение ожидаемых результатов, оценку результатов, что позволяет достигать планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Анализ практики организации показал, что при обучении биологии моделирование используется не в полной мере и отсутствуют четкие методические рекомендации для учителя. Сложность применения метода моделирования в школе обусловлена недостаточно обширной материально - технической базой учебного оборудования, недостаточной компетентностью учителей в использовании данного метода, использование моделирования затратное по времени и требует дополнительной подготовки учителя. Большинство учащихся класса не владеют умением создавать и преобразовывать учебные модели. Из-за большого наличия сложностей учителя не видят достоинства метода моделирования и, как правило, не используют данный метод в своей работе.
3. Методические рекомендации к созданию инструктивных карт предполагают условное разделение всех карт на два вида: карточки к готовым моделям и карточки содержащие инструкцию к созданию учебных моделей. Карточки содержат две части: общую информацию инструктивной карты (тема, цель, материалы и оборудование, вариант) и основную часть (различные тренировочные задания, инструкции по созданию учебной модели). Любая инструктивная карта должна быть оценена учителем. Место для оценки можно сделать в нижнем правом углу инструктивной карты с подписью «оценка учителя». После проверки учителем, инструктивные карты возвращаются учащимся.
4. Регулярное использование элементов моделирования в урочное и внеурочное время способствует повышению уровня сформированности предметных и метапредметных результатов.
1. Арбузова Е.Н. Моделирование как метод формирования метапредметных образовательных результатов у школьников // Биология в школе 2018, № 7. С. 34-39.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. М.: 2009. № 4. С. 18-22
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
4. Бережная О. В. Познавательные универсальные учебные действия как основной элемент подготовки к Единому государственному экзамену по биологии в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 486-490. URL: http://e- koncept.ru/2017/970112.htm (дата обращения: 30.01.2019).
5. Бешенков С.А. Моделирование и формализация. М.: БИНОМ, 2002. 336 с. (Лаборатория знаний).
6. Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического
моделирования // rusnauka.com: архив научных публикаций. URL: http: //www. rusnauka. com/SND/Pedago gica/2 bogatyrev%20a.i..doc. htm (дата
обращения: 05.02.2019).
7. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002. 310 с.
8. Гехинский Е. А. Слово мудрости. Афоризмы, размышления, наставления. М.: Издательские решения, 2018. 335с.
9. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 264 с.
10. Захаров М. Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2018. 255 с. (Российский учебник).
11. Каркищенко Н.Н. Основы биомоделирования. М.: ВПК, 2005. 608 с.
12. Кейслер Г., Чэн Ч.Ч. Теория моделей. М., 1977. 256 с.
13. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения М.: Учпедгиз, 1955. 655 с.
14. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического
исследования. М.: Астрель, 2001. 66 с.
15. Мамонтов С. Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014. 285 с....32