Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модель психологического консультирования по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет)

Работа №168087

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы144
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы изучения внутреннего конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни 17
1.1. Психологические подходы к пониманию внутреннего конфликта между
личностью и сущностью 17
1.2. Особенности проявления конфликта личности и сущности в период
кризиса середины жизни 29
1.3. Модель психологического консультирования клиентов среднего
возраста по проблеме конфликта между личностью и сущностью 36
Выводы по Главе 1 46
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по апробации модели психологического консультирования по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиентов среднего возраста 48
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 48
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 66
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 95
Выводы по Главе 2 105
Заключение 108
Список использованных источников 112
Приложения 119

Актуальность. По мнению психологов, возрастные кризисы - очень важный и необходимый этап развития любого человека. То, каким образом кризисы проживаются и разрешаются человеком, определяет во многом и последующие жизненные этапы.
В жизни любого человека середина жизни является кризисной, в связи с тем, что именно в этот период он пытается и стремится полностью осмыслить и переосмыслить свои жизненные цели. Стремится обрести новое содержание в общечеловеческих ценностях, значимое и важное для себя. К каким итогам и результатам приведет переживание кризиса: к депрессии, застою или созиданию нового - будет зависеть от многих факторов, таких как личностные характеристики данного человека, конкретные условия протекания кризиса, и, безусловно, психологическая помощь и поддержка, которую будут оказывать ему психологи-консультанты.
Период кризиса середины жизни занимает свое особое место в жизни человека, так как именно на этом этапе происходит переоценка жизни и ее переосмысление (Г. Крайг, Д. Левинсон, Г. Шихи), меняется система отношений и личный «образ Я» (B.C. Братусь, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), возникает новое личное чувство времени (Г.С. Абрамова, B.C. Братусь), происходят значимые изменения в социальной, семейной, и профессиональной сферах (Г.С. Абрамова, Г. Крайг).
Внутренний конфликт между личностью и сущностью, затрагивающий зачастую все сферы жизни человека, является одним из наиболее сложных психологических конфликтов, развивающихся во внутреннем мире человека. В связи с этим проблема разрешения человеком данного конфликта в настоящее время является актуальной.
В ряде исследований показано, что психика людей, не способных по разным причинам реализовать свои возможности, не удерживающих свою жизнь в режиме саморазвития, как правило обречена на хронические и разрушающие ее переживания (Т.Г. Гадельшина, М.В. Корехова, О.М. Краснорядцева, Г.П. Логинова, Е.А. Некрасова, Т.И. Пашукова, Е.А. Поляков, О.Б. Смирнова). Личностные кризисы являются обязательной составляющей механизма психического развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.А. Поливанова, З. Фрейд, Э. Эриксон) любого индивида. Проблема же их разрешения, зачастую имеет свои следствием образование неблагоприятных психических состояний. В следствие чего, у человека могут сформироваться отрицательные черты характера, ведущие к психологическому и социальному неблагополучию, а также соматическое и психическое нездоровье (Т.Г. Бохан, Г.В. Залевский, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Т.В. Наливайко, Ч.Д. Спилбергер, О.В. Шахаб).
Становление личности в период взрослости - в настоящее время одна из мало изученных и сложных в разрешении проблем. Размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни, а также неоднозначность употребляемой терминологии, указывают на сложность, не разработанность данной проблемы. Таким образом, все это и является свидетельством актуальности темы данной работы.
Цель исследования - разработать и апробировать модель психологического консультирования по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет).
Объект исследования - процесс психологического консультирования клиента в период кризиса середины жизни.
Предмет исследования - модель психологического консультирования по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психологическое консультирование по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет) будет результативно, если модель консультирования:
• в содержательном аспекте будет включать работу по исследованию специфики внутреннего конфликта клиента и его психологических особенностей; осознанию сферы, в которой протекают конфликты, поиску в себе ресурсов для самостоятельного их разрешения;
• в технологическом аспекте предполагать наполнение в виде вариативности и сочетаемости разных техник, применяемых в разных направлениях психологического консультирования;
• в организационном аспекте определяет построение логики консультативного взаимодействия, выражающейся в особом соотношении этапов психологического консультирования, их продолжительности и взаимосвязанности.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования, рассмотреть психологические подходы к пониманию внутреннего конфликта между личностью и сущностью; раскрыть особенности проявления конфликта личности и сущности в период кризиса середины жизни.
2. Описать модель психологического консультирования клиентов среднего возраста по проблеме конфликта между личностью и сущностью.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления специфики протекания конфликта между личностью и сущностью клиентов в кризис среднего возраста.
4. Изучить протекание конфликта между личностью и сущностью клиентов в кризис среднего возраста.
5. Проанализировать и описать специфику и уровни протекания конфликта между личностью и сущностью клиентов в кризис среднего возраста.
6. Апробировать модель психологического консультирования, направленного на разрешение конфликта между личностью и сущностью клиентов в кризис среднего возраста.
7. Проследить динамику уровней протекания конфликта между личностью и сущностью клиентов в кризис среднего возраста до и после формирующего эксперимента.
8. Оценить эффективность разработанной модели консультирования с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сравнение, систематизация психолого­педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование; опрос; беседа; формирующий эксперимент;
• статистические: ранжирование; качественный и количественный анализ результатов исследования.
В опытно-экспериментальной работе нами использовались следующие диагностические методики:
• тест цветовых отношений Е.Ф. Бажина с целью оценки адекватности осознания внутриличностных противоречий;
• опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (РСЦД) (автор Е.Б. Фанталова);
• методика «Семь состояний» (автор Е.Б. Фанталова) с целью диагностики разбалансировки, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, величины неудовлетворенности настоящей жизненной ситуацией;
• методика «Самооценка эмоциональных состояний» (автор А. Уэссман и Д. Рикс) с целью исследования самооценки самочувствия и эмоционального состояния человека;
• методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) (автор В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай) с целью исследования основных составляющих функционального психоэмоционального состояния: самочувствие, активность и настроение.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, которые соответствовали цели и задачам исследования и адекватностью использованных методов исследования.
Теоретическую и методическую основу исследования составили экзистенциальный, гуманистический и когнитивный подходы; работы зарубежных и отечественных ученых в области внутриличностных конфликтов (А.Я. Анцупов, Е.Б. Фанталова, Л. Фестингер, З. Фрейд); положения теорий по проблеме кризиса среднего возраста отечественных авторов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева), и зарубежных психологов (Д. Левинсона, К. Юнга, Э. Эриксона, И. Ялома); базовые стратегии преодоления кризиса Е.Ф. Василюка; исследования в области консультирования как средства психологической помощи (Г.С. Абрамова, Р. Кочюнас, Р. Мэй).
Экспериментальная база: исследование проводилось на основе произвольной выборки респондентов. Всего в исследовании приняли участие 15 человек, из них 2 мужчин и 13 женщин в возрасте 38-45 лет.
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения психологического консультирования с клиентами, проживающими на территории Красноярского края. Всего было проведено 148 консультаций.
В ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Систематизированы взгляды ученых на проблему решения внутреннего конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни, проанализированы модели психологического консультирования.
2. Составлен диагностический комплекс с целью выявления специфики протекания конфликта между личностью и сущностью клиентов в кризис среднего возраста.
3. Разработана модель психологического консультирования для решения внутреннего конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни. Модель апробирована на практике.
4. Прослежены изменения в уровне протекания внутреннего конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни до и после проведения психологического консультирования по разработанной модели.
Достигнутые результаты нашли отражение в научных статьях:
1. Никитина О.Л. Модель психологического консультирования по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет) // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовский международный конгресс (г. Москва, 29 апреля 2021 г.). Том 2. - Москва: Издательство Инфинити, 2021. С. 74-78.
2. Никитина О.Л. Применение модели психологического консультирования по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет) // Высшая школа: научные исследования. Материалы межвузовского международного конгресса (г. Москва, 11 ноября 2021 г.). - Москва: Издательство Инфинити, 2021. С. 96­100.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей психологического консультирования по вопросам решения внутреннего конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и описании специфики модели психологического консультирования для решения внутреннего конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе психологов консультативных центров.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (75 источников) и приложений. В работе содержится 8 таблиц и 19 рисунков. Объем работы составляет 145 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Магистерская диссертация была ориентирована на разработку и апробацию модели психологического консультирования по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет).
В связи поставленной целью первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе и сделано ряд выводов:
1. Анализ существующих в различных школах и направлениях психологической мысли взглядов на природу внутреннего конфликта, позволяет сделать вывод, что данное явление представляет собой многомерное психологическое образование, характеризующееся состоянием личностного переживания и внутренней нестабильностью, причиной которых выступает борьба несовместимых или взаимоисключающих желаний, мотивов, ценностей или потребностей личности. Вследствие высокого уровня субъективности, латентной формы протекания и нахождения за границами сознания индивида, внутриличностный конфликт представляет собой одну из наиболее сложных для изучения форм психической активности.
2. При наступлении самой длительной стадии всей жизни - взрослости, на пути взрослеющего человека встречается огромное количество преград. Его внутренний мир развивается, переходит от одного этапа к другому. Особенности проявления конфликта личности и сущности в период кризиса середины жизни - это период длительной эмоциональной подавленности, которая возникает как следствие переоценки жизненного опыта. Это переход на новый уровень, время для принятия решений и изменения части своих взглядов и убеждений. Это особый напряженный момент в жизни, после которого уже никогда все не станет так, как прежде. Человек «загоняет» себя в рамки, отрицает действительное, запутывается в ежедневной суете, теряет контроль над своим поведением и над происходящим вокруг него, привыкает
к беспорядочности мыслей, что в результате может привезти и к депрессии, и к внутренним конфликтам, и к психическим расстройствам.
3. Психологическое консультирование - направление профессиональной деятельности психолога, которое выделилось в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы психолога, как исследовательская работа, преподавание психологии, психодиагностика, психологическая коррекция, профилактика и просвещение. Представлены различные модели психологического консультирования в зависимости от школ и подходов, но прослеживается общая идея: помочь клиенту решить возникшие трудности на жизненном пути посредством имеющихся у него личностных ресурсов.
На основе теоретических положений были представлены результаты опытно-экспериментального исследования, в котором участвовали 15 человек в возрасте от 38 до 45 лет, проживающих на территории Красноярского края Российской Федерации.
Были определены следующие методики исследования: «Тест цветовых отношений Е.Ф. Бажина»; опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»(РСЦД) (автор Е.Б. Фанталова); «Самооценка эмоциональных состояний» (автор А. Уэссман и Д. Рикс); методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) (авторы В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников).
Данные, полученные с помощью методик на констатирующем этапе, показал, что преобладающее количество участников эксперимента 40% (6 человек) со средним уровнем протекания конфликта: наличие конфликта осознается частично; они недопонимают имеющиеся трудности. Но, было выявлено и значительное число клиентов с высоким уровнем выраженности протекания данного конфликта (33%), что послужило основанием для разработки модели психологического консультирования для этой группы с целью его разрешения.
Формирующий эксперимент основывался на том, чтобы обобщить имеющиеся модели и путем интеграции создать новую эффективную модель, которая будет базироваться на коррекции уровня психоэмоциональной напряженности, переоценке жизненного опыта, изменении части взглядов и убеждений клиента, используя личностные ресурсы или нарабатывая навык приобретения новых личностных ресурсов.
Таким образом, была создана модель психологического консультирования по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет) состояла из 7 этапов.
Для того, чтобы определить эффективность проделанной работы, был проведен контрольный этап опытно-экспериментального исследования с 5 клиентами - участниками формирующего этапа эксперимента.
Контрольный этап показал позитивные изменения протекания конфликта между личностью и сущностью после проведения формирующих мероприятий: снизилась рассогласованность в важнейших жизненных сферах, были намечены новые жизненные цели, снизился уровень тревожности, произошли положительные изменения в самоотношении, улучшилось самочувствие и настроение, появилась уверенность в себе, отмечается положительное самочувствие.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась: психологическое консультирование по проблеме конфликта между личностью и сущностью клиента в период кризиса середины жизни (38-45 лет) будет результативно, если модель консультирования:
• в содержательном аспекте будет включать работу по исследованию специфики внутреннего конфликта клиента и его психологических особенностей; осознанию сферы, в которой протекают конфликты, поиску в себе ресурсов для самостоятельного их разрешения;
• в технологическом аспекте предполагать наполнение в виде вариативности и сочетаемости разных техник, применяемых в разных направлениях психологического консультирования;
- в организационном аспекте определяет построение логики консультативного взаимодействия, выражающейся в особом соотношении этапов психологического консультирования, их продолжительности и взаимосвязанности.
Анализ работы позволяет определит её теоретическую и практическую значимость:
• теоретическая значимость нашей диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут новым взглядом на работу психолога с проблемой конфликта личности и сущности в период кризиса середины жизни;
• практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке этапов модели психологического консультирования, описанию индивидуального интегративного подхода, помогающего клиентам при помощи разработанной модели наиболее эффективно и плодотворно прожить период кризиса середины жизни. Полученные результаты исследования могут быть использованы в индивидуальном консультировании. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе частных психологов и психологов консультативных центров.


1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М.: Академия, 2001. 240 с.
2. Агишева Н.К. Внутриличностный конфликт и пути его разрешения // Украинский вестник психоневрологии. 2008. Том 16. Вып. 2 (55). С. 63-65.
3. Азаматов Д.М. Внутриличностные конфликты и адаптационные ресурсы личности в современном российском обществе // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 9-18.
4. Акимова О.Б. Педагогическая акмеология: коллективная монография Екатеринбург: ФГАОУ ВПО, 2012. 251 с.
5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека: психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб: Питер, 2001. 287 с.
6. Анцупов А.Я. Конфликтология. М.: Юнити, 2014. 410 с.
7. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.
8. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология человеческих проблем / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1998. С. 106­124.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-педагогический институт; Воронеж: Модэк, 2001. 352 с.
10. Вахромов Е.Е. Самоактуализация в психологии. М.: Московский педагогический университет, 2013. 185 с.
11. Василюк Ф.В. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 78 с.
12. Вельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии: учеб. пособие. Обнинск: ИАТЭ, 2008. 94 с.
13. Водинчар Е.А. Взаимосвязь особенностей протекания кризиса середины жизни и особенностей мировоззрения личности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2016. № 1 (27). С. 56-67.
14. Волков Б.С. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2010. 412 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с....75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ