Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ТИПАХ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Работа №168084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ТИПАХ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 7
1.1. Понятие "тревожность" в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психологические особенности тревожности детей старшего
дошкольного возраста в разных типах неполных семей 10
1.3. Влияние семьи на развитие эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ТИПАХ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ . 22
2.1. Методы и методики исследования 22
2.2. Результаты изучения тревожности детей старшего дошкольного
возраста из разных типов неполных семей 25
2.3. Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение
высокого уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста из разных типов неполных семей 35
2.4. Динамика показателей результатов диагностики после проведения
коррекционно-развивающей программы 46
2.5. Рекомендации родителям 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Семья - это среда, предназначенная для полного развития ребенка. Но, к сожалению, иногда эта среда не всегда идеальна. Семьи сталкиваются с различными проблемами. Некоторые проблемы препятствуют адаптации семьи к обществу. Эта проблема характеризуется нарушением структуры семьи или неполной семьи. В настоящее время каждая третья семья является неполной.
Семья в современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами [16].
В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ [13, 24].
Формирование и развитие эмоциональной сферы человека является одной из актуальных проблем психологической науки в целом и педагогической психологии в частности.
Невозможно переоценить значение, которое эмоции имеют для индивидуального развития человека, формирования личности ребенка и его социализации.
В качестве члена семьи ребенок входит в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него положительное и отрицательное влияние. В результате ребенок становится либо доброжелательным, открытым, общительным, либо озабоченным, грубым и лицемерным.
Родительские отношения - это система различных чувств к стереотипам поведения ребенка, практикуемым в общении с ним чертами восприятия и понимания природы и личности ребенка, его действиями.
Для развития позитивных отношений между родителями и детьми взрослые должны обладать определенным уровнем знаний о проблеме воспитания и взаимоотношениях с ребенком.
В соответствии с данными статистики, в каждой третьей российской семье с несовершеннолетними детьми один из родителей отсутствует. Кроме того, за последние годы резко возросло число детей, воспитывающихся в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, в качестве воспитателя выступает мать [27].
В соответствии со статистикой сейчас 30% детей в России рождаются в семьях неполных, у матерей-одиночек. При этом статистика РФ близка к мировой: в неполных семьях рождаются 33% жителей США, 64% испанцев, 54% шведов, 38% жителей Великобритании, 37% жителей Финляндии [33].
Семейное образование, как и любой организованный процесс, обеспечивает определенную целеустремленность, устанавливающую конкретные задачи.
Основная цель воспитания детей в любой семье - это гармоничное развитие личности, сочетающее моральную чистоту и физическое совершенство духовного богатства. Достижение этой цели должно быть достигнуто в семьях с одним родителем, число которых в настоящее время растет.
Часто взрослые не имеют достаточных знаний о силе времени для полноценного развития ребенка в неполной семье. В последние годы специалисты чаще обращали внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе.
Отрицательные процессы, вызванные нынешней социально­экономической ситуацией особенно очевидны, особенно в воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, неустойчивый конфликтный стиль отношений в таких семьях искажает условия ранней социализации, вызывая нейропсихиатрические расстройства с фактором риска возникновения антиобщественного поведения, личную деформацию, способствующую проблемам взаимоотношений ребенка с социальной средой. Все это затрудняет решение проблем в неполной семье.
Противоречие обусловлено тем, что с одной стороны, существует необходимость снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста, с другой стороны, существует недостаток знаний об особенностях тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Теоретико-методологическая основа исследования. Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (Андреева Т.В., 2015; Бреслав Г., 2013; Захаров А.И., 2014; Изард К.Е., 2014; Зеньковский В.В., 2015 и др.).
Не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Куликова Т.А., 2013; Овчарова Р.В., 2015; Реан Л.А., 2014 и др.). Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками (Шнейдер Л.Б., 2013; Щетинина А.М., 2013; Доманецкая Л.В., 2013 и др.).
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из разных типов неполных семей.
Цель исследования: изучить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из разных типов неполных семей.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «тревожность» в психолого-педагогической
литературе.
2. Рассмотреть психологические особенности тревожности детей старшего дошкольного возрастав разных типах неполных семей.
3. Определить влияние семьи на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать, провести и оформить выводы эмпирического исследования тревожности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных типах неполных семей.
5. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу направленную на снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста из разных типов неполных семей.
6. Описать рекомендации для родителей по преодолению повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста в разных типах неполных семей.
Гипотеза исследования: дети, воспитывающиеся в неполных семьях, имеют высокий уровень тревожности; реализация коррекционно­развивающей программы позволит снизить высокий уровень тревожности и сформировать благоприятный эмоциональный фон.
Методы и методики исследования:
• теоретический анализ и систематизация имеющихся в психолого­педагогической литературе данных по проблеме тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в разных типах неполных семей;
• проективные методики «Тест тревожности» Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки и «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научного понимания тревожности детей старшего дошкольного возраста из разных типов неполных семей.
Практическая значимость исследования определяется тем фактом, что выявленные особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из разных типов неполных семей, а также разработанная коррекционно­развивающая программа могут использоваться педагогами для повышения эффективности работы с родителями, чтобы уменьшить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста из разных типов неполных семей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была изучена тема «Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста в разных типах неполных семей».
В первой главе нашего исследования была изучена проблема особенности тревожности детей старшего дошкольного возрастав разных типах неполных семей.
На основании изученного материала. можно сделать следующие выводы. У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность.
Тревога - это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.
Неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий его членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанностей оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование тревожностидетей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
По результатам двух методик, большинство детей старшего дошкольного возраста из неполных семей имеют неблагоприятный эмоциональный фон:
• высокий уровень тревожности у 70% детей старшего дошкольного возраста проживающих с овдовевшей матерью;
• высокий уровень тревожности у 30% детей старшего дошкольного возраста проживающих с матерью после развода.
Также была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокой тревожности у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей. Даны рекомендации родителям и педагогам.
После реализации программы было проведено повторное тестирование.
Динамика результатов исследования по методике Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки «Тест тревожности» детей старшего дошкольного возраста из неполных семей (10 детей старшего дошкольного возраста, проживающих с овдовевшей матерью) - выявлена положительная динамика тревожности (на 50% ).
Динамика результатов исследования по методике Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки «Тест тревожности» детей старшего дошкольного возраста из неполных семей (10 детей старшего дошкольного возраста, проживающих с матерью после развода) - выявлена положительная динамика тревожности (на 30%).
Динамика анализа симптомокомплексов «Кинетического рисунка семьи» (% по симптомокомплексам) детей старшего дошкольного возраста из неполных семей (10 детей старшего дошкольного возраста, проживающих с овдовевшей матерью): высокий уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей снизился с 70% до 11%.
Динамика симптомокомплексов «Кинетического рисунка семьи» (% по симптомокомплексам) детей старшего дошкольного возраста из неполных семей (10 детей старшего дошкольного возраста, проживающих с матерью после развода): высокий уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей снизился с 30% до 2%.
Сравнивая результаты по двум группам, можно сказать, что в семьях, где дети проживают с овдовевшими матерями, уровень тревожности после формирующего эксперимента составил 11%, у тех детей, которые проживают с разведенными матерями этот показатель составил 2%.
Таким образом, по результатам двух методик у двух групп испытуемых выявлена положительная динамика в формировании нормативных показателей тревожности, а также в формировании симптомокомплексов.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.


1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2015. 244с.
2. Башкирова Н.Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. СПб.: Наука и Техника, 2014. 272с.
3. Бреслав Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / М.: Педагогика. 2013.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 2012.
5. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 212 с.
6. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей. Женева 9-15 ноября 1976.
7. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 2014.
8. Захарова Е.И., Петрова А.А. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия. 2014. №3. С. 54 - 71.
9. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия. 2015. 348 с.
10. Изард К.Е. Эмоции человека. / М.: Издательство Московского ун.- та, 2014. 439с.
11. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2013. 464 с. илл. «Мастера психологии».
12. Коломинский Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция./ СПб.: Питер, 2014. 480 с.
13. Кочубей Б. И. Зачем нужен папа? // Семья и школа. 2015. №6.
14. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 232с....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ