Введение 8
Глава I. Теоретическое исследование применения проблемного обучения в курсе обществознания основной школы 13
1.1 Понятие, виды и практики использования технологии проблемного
обучения 13
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся основной
школы 19
1.3 Требования ФГОС к результатам обучения на личностном уровне. .. 22
Заключение к Главе 1 25
Глава II. Практическое исследование применения технологии проблемного обучения 28
2.1 Комплект заданий, направленный на формирование личностных
компетенций на уроках обществознания в 6-9 классах 28
2.2 Описание практического исследования применения технологии
проблемного обучения, направленную на развитие личностных компетенций 38
2.3 Анализ эффективности применения технологии 46
Заключение ко Главе II 49
Заключение 52
Список литературы и источников 55
Приложения 60
Изменение в общественной жизни на протяжении последних двадцати лет в России приводят к изменениям в системе образования. Так, ориентация образовательной системы на новые федеральные государственные стандарты постепенно привела к пересмотру теории и практики образовательного процесса. Меняется позиция по отношению к ученику, требования к результатам выполнения образовательной программы. Важным становится не только предметное обучение, но и формирование навыков самостоятельного мышления. В связи с этим растет актуальность применения новых педагогических подходов, ориентированный не на предметный материал, а на усвоение компетенций. Ключевой компетенцией становится навык самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, реализуемый за счет проблемного обучения.
Технология проблемного обучения, с одной стороны, отвечает стандартам ФГОС, с другой позволяет эффективно реализовать образовательный маршрут. Основная суть проблемного обучения заключается в приобретении знаний за счет собственной деятельности, реализуемой через самостоятельную исследовательскую деятельность. Результатом технологии проблемного обучения является формирование субъектной позиции в обучении, становление у учащегося познавательного интереса, ценного опыта самостоятельного творческого мышления, решения задач на практике. Все это ориентирует учащихся на внутреннюю сторону успеха в виде личностного роста и реализации себя в жизни. Именно проблемное обучение способствует формированию данных навыков в учебном процессе. Данная образовательная технология характеризуется высоким уровнем мотивации учащихся к учебной деятельности, это достигается путем постановки задач, поиска противоречий и создания проблемных ситуаций на уроке. В ходе преодоления трудностей у учащихся формируется потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Учащийся начинает уметь видеть проблемы, а это ценнейшее свойство мышления, их решение положительно влияет на эмоциональный фон школьника, создает условия для развития коммуникативных способностей, развивает их индивидуальность и творческое мышление.
Программа курса обществознания на основной ступени образования позволяет наиболее качественно раскрыть технологию проблемного обучения и реализовать ФГОС. В рамках курса, педагог способен предоставлять обучающимся различные ситуации, основанные на общественной жизни, которые понятны и полезны для анализа обучающимся. Посредством данных ситуаций, обучающиеся учатся видеть проблему, выдвигать гипотезы, осваивать новые понятия, делать выводы, защищать свою позицию. Все это не только ведет к ситуации педагогического успеха в области предмета, но и в общем смысле, поскольку развивает личность обучающегося.
Общество постоянно требует повышенной квалификации современного работника, умения самостоятельно, иногда и оригинально решать поставленные перед ним задачи. Уроки обществознания, проведенные с использованием технологии проблемного обучения помогут обучающимся в дальнейшем качественно адаптироваться к условиям современного общества, применяя знания, умения и навыки, полученные на этих уроках.
Степень научной изученности темы. В западной педагогике, методологией проблемного обучения занимались такие ученые как Джона Дьюи, разработавший исследовательский метод активного решение учащимися практических проблем, Джером Сеймур Брунер, автор концепции структуирования учебного материала и преобладания мышления в образовательном процессе. Помимо данных авторов, тему развивали также Г.Э. Амстронг, А.Л. Герд, Ф.А. Винтергальтер, разработавшие методы активации мыслительной деятельности учащихся.
...
Нами было проведено теоретическое и практическое исследование, направленное на реализацию проблемного обучения. В ходе исследования, нам удалось подтвердить гипотезу, согласно которой реализация проблемного обучения через темы, интересные обучающимся с точки зрения их планируемой деятельности приведет к более качественным образовательным результатам и позволит сформировать личностные компетенции. Нами была реализована цель работы, разработаны методические рекомендации, состоящие из требований к реализации заданий с использованием проблемного обучения и результатам их выполнения, описанные в теоретической части, комплекса проблемных заданий для 6-9 класса, апробации и анализе эффективности заданий.
В теоретической части исследования нами были выявлены виды и практики использования технологии проблемного обучения. В технологию проблемного обучения входит постановка проблемной ситуации, впоследствии ведущей к возникновению поисковой деятельности, направленной на разрешение изложенной проблемы. Вид технологии проблемного обучения, как и метод, зависит от конкретного предмета и проблемы, однако требования к технологии сохраняются для каждого вида:
• Наличие интеллектуальных и иных возможностей для разрешения проблемной ситуации у обучающихся;
• Интерес к проблемной ситуации;
• Доброжелательность учителя, готовность к открытому мыслительному процессу;
• Значимость получаемой информации.
Мы полагаем, что постановка проблемной ситуации может быть связана с решением проблем потенциального предприятия обучающихся, а поисковая деятельность направленна прежде всего на анализ и рынка и работу с документацией.
При реализации технологии проблемного обучения в 7м классе мы опираемся на следующие особенности позднего подросткового возраста:
• Необходимость мотивации к обучению со стороны педагога, используя не стандартизированные задания, способные развить интерес к научной и иной деятельности;
• Необходимость регулярной мотивации обучающихся,
сохранение связи обучения и применения знаний на практике;
• Реализация потребности к выражению собственного
мнения;
• Реализация потребности в самостоятельном поиске информации, самовыражении, удовлетворении познавательной потребности.
В практической части нашей работы, мы представили комплект заданий для реализации в курсе обществознания с 6 по 9 класс. Задание для 7го класса было апробировано в процессе педагогической практики.
Обучающиеся прошли материал по учебнику, поскольку мы заранее планировали интегрировать практический эксперимент в календарно-учебный план. Обучающимся была близка и интересна тема предпринимательства. Домашнее задание было выполнено всеми группами. Темы для предпринимательства были выбраны исходя из психолого-педагогических особенностей и наблюдением за классом.
...
1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 332 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011
3. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии, 2000, №2,с.135-146.
4. Внесение законопроектов в Государственную Думу.
Правительство России. Электронный ресурс
URL:http://government.ru/activities/selection/301/ (дата обращения 10.01.2022).
5. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). М., 2000.
6. Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. Начальный модуль метапредметной подготовки для старшей школы "Способы учебной работы" [электронный ресурс] - [Режим доступа]. - URL: http: //www.glybrary. ru
7. Гузеев В.В., Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 2008. С.26
8. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ : методические рекомендации / под общ. ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск : УИПК ПРО, 2012. - 208
с.
9. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.
11. Иванов Д. А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий. АПК и ПРО. - М., 2005.
12. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007.
13. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществоведению // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2, 3.
14. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории в школе, №8, 1999.
15. Информационные технологии в деятельности учителя- предметника. Часть 1: Пособие для системы доп. проф. образования . - М.: НФПК, 2007. - 170 с.
... всего 40 источников