Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования математической грамотности обучающихся 7 класса
Понятие математической грамотности
Возрастные и психолого-педагогические особенности обучения
математике детей 11-14 лет
Методы и формы формирования математической грамотности
Выводы по главе 1
Глава 2. Рекомендации по формированию математической грамотности на примере темы «Многочлены»
Содержание понятия математической грамотности обучающегося 7
класса
Рекомендации по организации процесса обучения школьников теме
«Многочлены»
Результаты апробации предлагаемых рекомендаций
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
В современном информационном обществе, где знания становятся основой производства, математическая грамотность приобретает особую значимость. Это понятие претерпело значительные изменения с середины XX века, когда основными навыками считались умение читать и писать для удовлетворения личных потребностей. Сегодня математическая грамотность включает в себя способность ученика принимать обоснованные решения и постоянно совершенствовать свои знания в различных сферах.
Развитие этого понятия подразумевает переосмысление грамотности как способности читать, писать, анализировать информацию, критически оценивать её и использовать в практической деятельности. Эволюция математической грамотности отражена через три основных подхода: прагматический, социально-ориентированный и культурологический. Прагматический подход акцентирует внимание на практическом применении знаний для решения конкретных задач.
Социально-ориентированный подход подчёркивает важность взаимодействия с обществом и участие в его развитии. Культурологический подход расширяет понятие грамотности, включая в него способность к пониманию культурного развития.
Проблема обучения математике в средних классах обусловлена неоднозначностью существующих подходов, часто из-за несовершенства применяемых методик, неверного их выбора, недостатка учебных материалов и отсутствия адаптированных рекомендаций под изменяющиеся условия образовательной среды. Для устранения имеющихся проблем необходим поиск новых решений.
В последние годы научное сообщество активно исследует вопросы формирования и развития функциональной математической грамотности среди школьников. Особое внимание этой проблеме уделяют ученые Л.О. Денищева, Е.С. Квитко, Г.С. Ковалева, К.А. Краснянская и Л.О. Рослова, Е.Е. Алексеева, И.И. Валеев, Н.В. Дударева, Е.А. Утюмова, Т.А. Иванова, Е.Ю. Лукичева и О.В. Симонова. Работы В.Ю. Бодрякова, М.А. Ушаковой, Е.И. Саниной, И.В. Насикан подчеркивают значимость исследований в данной области.
Объектом данного исследования является процесс обучения математике школьников 7 класса.
Предметом исследования является организация обучения,
способствующего формированию математической грамотности обучающихся 7-го класса на примере темы Многочлены.
Целью является разработка рекомендаций по организации процесса обучения теме Многочлены в 7 классе, способствующего формированию математической грамотности.
Для достижения поставленной цели сформулированы задачи:
1) Раскрыть понятие математической грамотности и его значении в обучении школьников.
2) Проанализировать возрастные и психологические особенности учащихся 7 класса в отношении формирования математической грамотности.
3) Оценить существующие методы и формы обучения математике на предмет их способности формировать математическую грамотность.
4) Разработать и предложить комплекс мероприятий для улучшения процесса обучения многочленам в седьмом классе.
5) Апробировать предложенные методы и инструменты в образовательной практике.
6) Сравнить результаты до и после внедрения новых методов обучения.
В начале исследования была выдвинута следующая гипотеза: Внедрение инновационных методик обучения, специально разработанных для темы «Сложение, вычитание, умножение, деление многочленов», адаптированных к возрастным особенностям учащихся 7 класса, повысят уровень математической грамотности.
...
В рамках данного исследования было изучено влияние новых методик обучения на усвоение учащимися темы “Многочлены”. Работа предоставила убедительные доказательства того, что интеграция интерактивных технологий и активных методов обучения значительно повышает интерес школьников к математике и способствует глубокому пониманию алгебраических концепций. Экспериментальное внедрение данных методик в образовательный процесс 7А класса СОШ №121 города Санкт-Петербурга показало, что такой подход улучшает успеваемость, развивает аналитическое мышление детей и способствует применению полученных знаний в различных жизненных ситуациях.
Было замечено, что ученики, которые участвовали в эксперименте, демонстрировали повышенную мотивацию и активное участие в учебном процессе. Это, без сомнения, связано с внедрением новых, интересных форм работы. В ходе работы подтверждено предположение о том, что традиционные методы обучения могут быть эффективно дополнены новыми подходами. Использование на уроках интерактивных досок, мультимедийных презентаций и групповых проектов. повышают интерес к предмету у детей.
На уроках математики, после проведения эксперимента, у школьников повысилось умение анализировать и решать сложные задачи на умножение и деление многочленов. Эти способности являются ключевыми в изучении алгебры. Улучшение было подтверждено систематическими тестами и обратной связью от учителей, которые отмечали повышенную уверенность детей при решении математических задач.
Для обеспечения устойчивости и долгосрочного воздействия внедренных методик требуется их регулярное обновление и адаптация к изменяющимся образовательным требованиям. Важно продолжать профессиональное развитие учителей, чтобы они могли эффективно использовать все возможности новых образовательных приемов. Внедрение современных методов обучения многочленам в образовательный процесс является многообещающим подходом, который позволяет значительно улучшить математическую грамотность у школьников.
На основе проведенного исследования можно утверждать, что цель работы успешно достигнута, а задачи выполнены в полном объёме:
1) Изучение теоретических подходов к математической грамотности осуществлено через анализ научной литературы и образовательных методик. Определены ключевые аспекты и критерии математической
грамотности, которые были учтены при разработке новых учебных материалов.
2) Анализ возрастных и психологических особенностей учащихся 7 класса проведён с помощью опросов и наблюдений за учениками в образовательной среде. Это дало возможность адаптировать образовательный процесс под особенности восприятия и усвоения информации учащимися данного возраста.
3) Оценка существующих методов и форм обучения математике выявила, что традиционные подходы не всегда способны эффективно формировать математическую грамотность. Это послужило стимулом для разработки новых методик, сфокусированных на активных и интерактивных формах обучения.
4) Разработка комплекса мероприятий для улучшения процесса обучения многочленам основана на синтезе теоретических данных и анализе практической деятельности. Предложенные методы включали использование ИТ-технологий, групповые проекты и практические задачи, которые улучшили понимание учащимися темы.
...
1. Аблеева А.А. Формирование математической функциональной грамотности учащихся V-VI классов / Аблеева А.А. // Slovak international scientific journal, 2020. № 44. Vol. 2. С. 18-20.
2. Аблеева Анастасия Андреевна ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // International scientific review. 2022. № LXXXIV. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-matematicheskoy-gramotnosti-u- uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 30.04.2024).
3. Акишева А.К., Абзелова А.Н. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // НИР/SfeR. 2021. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-k-obucheniyu-v- nachalnyh-klassah (дата обращения: 02.05.2024).
4. Баева Ирина Александровна Психологическая безопасность
образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // КПЖ. 2017. №6 (125). URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZpsihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy- sredy-v-strukture-kompleksnoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 02.05.2024).
5. Балакшина Жанна Александровна, Фор Марина Валентиновна Возрастная
изменчивость интеллекта и креативности от подросткового периода до взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология.
2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZvozrastnaya-izmenchivost-
intellekta-i-kreativnosti-ot-podrostkovogo-perioda-do-vzroslosti (дата
обращения: 02.05.2024).
6. Батаева Яха Данилсултановна СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-1. URL: https://cyberleninka.ruZarticle/nZsovremennye- formy-i-metody-obucheniya-matematike (дата обращения: 02.05.2024).
7. Городилова Марианна Альбертовна, Виноградова Полина Витальевна О
РАЗВИТИИ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №11 (91). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-razvitii-abstraktnogo-myshleniya-
studentov-pri-izuchenii-matematicheskih-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 02.05.2024).
8. Далингер В. А. Обучение математике на основе когнитивно-визуального
подхода // Вестник БГУ. 2011. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZobuchenie-matematike-na-osnove-kognitivno- vizualnogo-podhoda (дата обращения: 05.05.2024).
9. Денищева Лариса Олеговна, Савинцева Наталья Викторовна, Сафуанов
Ильдар Суфиянович, Ушаков Андрей Владимирович, Чугунов Владимир Аркадьевич, Семеняченко Юлия Александровна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник НГПУ. 2021. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-formirovaniya-i-otsenki- matematicheskoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2024).
10. Долженкова Владлена Игоревна Теоретические основы визуального
обучения // Проблемы педагогики. 2015. №4 (5). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoreticheskie-osnovy-vizualnogo-obucheniya (дата обращения: 05.05.2024).
11. Жиганов Сергей Николаевич, Михеев Кирилл Валерьевич, Жиганова Елена
Александровна, Ракитин Алексей Валерьевич ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИНОМОВ ПРИ АППРОКСИМАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ЦОС // РТС. 2020. №1 (37). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/primenenie-polinomov-pri-approksimatsii- funktsionalnyh-zavisimostey-v-tsos (дата обращения: 05.05.2024).
12. Иванова Ольга Владимировна, Слепцова Яна Вячеславовна Использование графического калькулятора Desmos при обучении учащихся понятиям
функциональной линии курса алгебры основной школы // Школьные технологии. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-
graficheskogo-kalkulyatora-desmos-pri-obuchenii-uchaschihsya-ponyatiyam- funktsionalnoy-linii-kursa-algebry-osnovnoy (дата обращения: 05.05.2024).
13. Каган Э.М. Обучение программированию как подход к развитию
логического, абстрактного и вычислительного мышления у школьников // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-programmirovaniyu-kak-podhod-k- razvitiyu-logicheskogo-abstraktnogo-i-vychislitelnogo-myshleniya-u-shkolnikov (дата обращения: 05.05.2024).
14. Калякина Е.А., Солощенко М.Ю. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ // E-Scio. 2023. №6 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-i-razvitiya- matematicheskoy-gramotnosti (дата обращения: 02.05.2024).
15. Карданова Елена Юрьевна, Пономарева Алена Александровна
Исследование убеждении и представлении учителей математики об обучении математике в основной школе // Качество образования в Евразии. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-ubezhdenii-i-
predstavlenii-uchiteley-matematiki-ob-obuchenii-matematike-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 02.05.2024).
... всего 31 источник