ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ
1.1 Метакомпетенции обучающихся как психолого-педагогический феномен
1.2 Специализированные инженерно-технологические классы в
контексте формирования метакомпетенций обучающихся как предмет педагогического анализа
1.3 Изучение и анализ сформированности метакомпетенций обучающихся в специализированных инженерно-технологических классах
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ
2.1 Ориентирование обучающихся на выбор технологических направлений профессиональной подготовки
2.2 Организация работы обучающихся с научно-технологическими текстами
2.3 Вовлечение обучающихся в проектную деятельность в научнотехнологической среде
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В соответствии со Стратегией научнотехнологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (далее - Стратегия), основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы укркпления и наиболее полного использования интеллектуального потенциала страны. Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2014 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.,
предусмотрено создание условий по присутствию Российской Федерации в числе 5 ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, установленными Стратегией.
Для реализации Стратегии постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 утверждена Государственная Программа Российской Федерации «Научно-технологическоей развитие Российской Федерации». Целью программы является развитие интеллектуального потенциала нации; научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике; эффективная организацию и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности. В контексте нашего исследования мы выделяем одну из задач - создание условий для выявления и развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров, в том числе за счет раширения влияния науки на общество, понимания ценности результатов интеллектуального труда, развития гражданских и нвестиций в исследования и разработки, современной социальной инфраструктуры и повышения качества жизни участников научно-технологического развития при одновременном росте их ответственности перед обществом за полученные результаты.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 20 24 года» программой предусмотрена реализация федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование». В рамках нашего исследования мы выделяем федеральный проект «Молодые профессионалы», реализующий задачу из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), среди которых в рамках нашего исследования вы выделяем: (обучающийся) креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационнопознавательную деятельность; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно
взаимодействовать; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Среди личностных результатов в рамках нашего исследования мы выделяем: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
....
В данной работе представлены теоретические предпосылки формирования метакомпетенций обучающихся в специализированных инженернотехнологических классах, что позволило расширить границы научных представлений о предмете исследования, а именно, определен понятийный аппарат, оценочно-диагностический инструментарий исследования. Обосновано, разработано и реализовано педагогическое обеспечение и в процессе экспериментальной работы доказана его результативность посредством реализации организационно-педагогических условий.
Основная педагогическая идея исследования состоит в следующем: разработана научная идея о том, что предпрофильную подготовку обучающихся целесообразно начинать в основной общей школе в виду потребности экономики страны в специалистах технологических направлений как высшей, так и средней профессиональной квалификации, что формирование метакомпетенций обучающихся в специализированных инженерно-технологических классах - это процесс, включающий следующие компоненты педагогической модели - пред- модели технологического образования: социальный интеллект, креативность, системность (экологичность), общеинженерные технические и языковые навыки.
Экплицировано понятие «специализированные инженерно-технологические классы», которое определяется следующим образом: это классы , создаваемые образовательными организациями в целях выявления и поддержки обучающихся, проявляющих склонность к спектру технологической направленности, а также для вовлечения обучающихся, добившихся успехов в учебной, научной (научноисследовательской), творческой деятельности, в проектную деятельность в научно-технологической среде.
Конкретизирован педагогический смысл формирования метакомпетенций обучающихся заключается в его организации как педагогического процесса согласно этапам: мотивационно-проектировочный ^ технологический ^ активизирующий и направленного на освоение ими умений, норм и ценностей, которые проявляются в умении ориентироваться в технологических направлениях профессиональной подготовки, работать с текстами технологической направленности и проявлять инициативу и самостоятельность в научнотехнологической среде.
Раскрыты уровни изучения сформированности метакомпетенций обучающихся (высокий, средний, низкий) через совокупность критериев участия обучающихся в проектной деятельности в научно-технологической среде: «системность», «самостоятельность», «активность». Показателями (признаками) участия обучающегося в проектной деятельности по каждому критерию являются: «системность» - понимание обучающимся проектной деятельности как технологического процесса; способность настраиваться на других участников проектной деятельности; умение оценивать долгосрочные последствия своих действий; «самостоятельность» - осознанный выбор проектов; умение использовать все свои возможности и все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; принятие решения в ситуациях выбора, за которые готов нести ответственность перед другими; инициирование обсуждения опыта личного участия в проектной деятельности; «активность»-принятие условий и правил участия в проектной деятельности в научно-технологической среде; ориентированность на положительный результат; умение определять цели деятельности и составлять планы деятельности; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; вовлечение обучающимися в проектную деятельность других обучающихся.
Определено педагогическое обеспечение формирования метакомпетенций обучающихся в специализированных инженерно-технологических классах, которое представлено обоснованными, разработанными и реализованными последовательно организационно-педагогическими условиями: ориентирование обучающихся на выбор технологических направлений профессиональной подготовки; организация работы обучающихся с научно-технологическими текстами; вовлечение обучающихся в проектную деятельность в научнотехнологической среде.
...