Введение
Глава 1 . Теоретический анализ развития мотивации к здоровомуобразу
жизни учащихся в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе
1.2 Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе
1.3 Методы, приемы, технологии формирования мотивации к здоровому образу жизни в практике современной школы
1.4 Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни
Выводы по главе I
Глава 2 . Экспериментальное исследование и изучение развитиямотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихсянауроках ОБЖ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение уровня мотивации у обучающихся 8 класса на уроках ОБЖ
2.3 Теоретическое обоснование комплекса упражнений, направленного на развитие и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни у обучающихся 8-го класса
2.4 Оценка эффективности проведенных упражнений
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. В статье 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что за счет пропаганды и обучения навыкам ЗОЖ осуществляется охрана здоровья и жизни учащихся образовательных учреждений.
Актуальность выбранной темы объясняется следующими нормативными документами:
• ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
• ФГОС основного общего образования.
В содержании ФГОС говорится, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Также говорится, что программа воспитания и социализации, должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, в том числе и на здоровье и направлена на формирование и развитие установок, знаний, норм здорового и безопасного образа жизни. К тому же, программу построена на основе личностных ориентиров с целью укрепления и сохранения психологического, социального и физического здоровья обучающихся. [1]
Так же на актуальность темы указывают статистические данные о постоянном ухудшении состояния здоровья детей школьного возраста. Причиной такого ухудшения является не только наследственность и окружающая среда, но и образ жизни учащихся образовательных учреждений.
Под ЗОЖ, последовав за Ю.В. Нестеровой и М.А. Гавриловой, мы понимаем ценностное отношение к здоровью себя и других людей, применение и усвоение правил ЗОЖ, понимание ЗОЖ.
Исходя из этого, установили противоречия между требованиями к сохранению здоровья, огромным количеством приемов формирования здорового образа жизни в практике школ и слабой их реализацией в данной школе, низким уровнем ЗОЖ учащихся образовательных учреждений. Это привело к постановке проблемы.
Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни и проверить его в эксперименте.
Объект исследования: учебный процесс формирования мотивации у школьников 8-го класса.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни по предмету ОБЖ обучающихся 8-го класса.
Гипотеза исследования:
Разработанный комплекс мероприятий:
• физкультминутки;
• игровые приемы;
• элементы игровой терапии с использованием фотографий, рассказов;
• видеофильмы
позволит сформировать здоровый образ жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать специальный комплекс приемов, направленных на развитие мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся 8-го класса на уроках ОБЖ;
3. Выявить эффективность применения данного комплекса на практике.
...
Теоретические основы формирования ЗОЖ отражены в нормативных документах: ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. ФЗ РФ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. №323.ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "17" декабря 2010 г. №1897. [3] В представленных выше законах четко прописано, что в основными параметрами со сохранению здоровья учащихся является пропаганда навыкам обучения здоровому образу жизни, а также сохранение здоровья.
На актуальность выбранной нами темы указывают данные о постоянном ухудшений здоровья обучающихся, причина всего этого не только наследственность, так же не маловажную роль играет, образ жизни и окружающая среда. Уровень установки на ведение здорового образа жизни у подростков достаточно невысок. Состояние современных школьников оценивается, как удовлетворительное.
Основой исследования послужило положение о здоровом образе жизни, как о факторе, влияющем на компоненты здоровья: психический,социальный,физический,духовный. Положение о здоровом образе жизни, которое включает в себя, ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, применение и усвоение правил по ведению здорового образа жизни.
Значимые факторы, которые влияют на отношение к ЗОЖ современных школьников - это уроки физкультуры, специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и здоровому образу жизни, воспитательная работа по формированию культуры здоровья.
Для формирования здорового образа жизни к выше указанному необходимо применять следующие рекомендации: постановки конкретных воспитательных рекомендаций, физкультминутки, гимнастика, беседы, рассматривание иллюстраций, различные виды игр на тему здорового образа жизни, а также организацию оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала, проведение физкультминуток на уроках, дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.
Целью нашего исследования было: изучить и развить мотивацию к формированию ЗОЖ у обучающихся 8-го класса.
В качестве объекта исследования выступило формирование ЗОЖ учащихся основной школы. В качестве предмета исследования выступило формирование ЗОЖ у учащихся 8 классов при обучении ОБЖ. Группу исследования составили ученики 8 класса в составе 16 учеников, МБОУ СОШ №98.
Выявив для себя основные показатели ЗОЖ, такие как: ориентация учащихся на здоровый образ жизни; знания, о здоровом образе жизни; причины, не позволяющие вести ЗОЖ и ценности здорового образа жизни. Мы подобрали соответствующие методики: методику "Что вы знаете о ЗОЖ" Г.А. Радоман, методику "Образ жизни" О.И. Моткова; методику "Что мешает мне вести ЗОЖ?" кандидата педагогических наук, доцента Тверского государственного университета В.Д. Пурина.
В результате диагностирования учащихся 8-го класса МБОУ СОШ №98. Мы выяснили, что классе уровень сформированности компонентов ЗОЖ находятся на среднем и низких уровнях.
В процессе исследования выяснили, что такие элементы при формировании здорового образа жизни, как: физкультминутки, решение кроссвордов, шоковая терапия, показ фильма о здоровом образе жизни эффективны для формирования ЗОЖ.
Таким образом, проведенное нами исследование дает право сделать следующие выводы:
• Изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что имеющиеся в литературе способы и методы изучения ОБЖ к формированию здорового образа жизни и мотивация нуждаются в дополнительных методах.
нами были разработаны приемы, направленные на развитие мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся 8-го класса:
• физкультминутки;
• игровые приемы;
• элементы игровой терапии с использованием фотографий, рассказов;
• видеофильмы.
• с помощью тестирования обучающихся 8-го класса выявили эффективность применения данных методик.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // "Собрание законодательства РФ",
31.12.2012, № 53 (ч. 1)
2. ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от
31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // «Зарегистрировано в Минюсте России», 01.02.2011, № 19644
4. Акумова, Н.В. Уровень жизни личности на основе ЗОЖ [Текст] / Н. В. Акумова, В. Г. Ярмольчук // Бизнес в законе. - 2008. -
№4. - С. 275-278.
5. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П. П. Блонский; Издательство академии педагогических наук РСФСР Москва, 1961. - С. 5-11.
6. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка [Текст] / Е. Д. Божович; Ордена Ленина Всесоз. издательство "Знание". - 1979. - С. 7-9.
7. Бутырская, Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного
возраста [Текст] / Е. В. Бутырская, Л. М. Зайцева // Учитель и время. - 2013.
- №8. - С. 9-14.
8. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни
студента [Текст] / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 2-е изд. - М.: КНОРУС.
- 2012. - С. 105-115.
9. Гаврилова, М.А. Создание воспитательной ситуации на уроках биологии для реализации валеологического воспитания [Текст] / М.А. Гаврилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №11. - С. 328-334.
10. Гаврилова, М.А. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии / М. А. Гаврилова, Ю.В. Нестеров // Естественные науки. - 2012. - №1. - С. 31-37.
11. Гараева, Р.Г. Мировоззренческие детерминанты ЗОЖ и их роль в антинаркотическом воспитании [Текст] / Р. Г. Гареева, З.
А. Хуснутдинова, Э. Ш. Хамитов // Вестник Башкирского университета. -
1. - №3. - С. 197-199.
12. Ганьшина, Г.В. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодежи [Текст] / Г. В. Ганьшина, В. А. Овчаренко // Сервис в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С. 45-50.
13. Губогло, З.И. Формирование культуро-ценностной мотивации
ЗОЖ, что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? [Текст] / З. И. Губогло // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6. - С. 50-52.
14. Даутов, Ю. Ю. Научные основы здоровья и здорового образа жизни [Текст] / Ю. Ю. Даутов, Т. Ю. Уракова, Р. Ш. Ожева, Р. Н. Хакунов, Р. А. Тхакушинов // Новые технологии. - 2007. - №3. - С. 67-69.
15. Дедловская, М. В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников [Текст] / М. В. Дедловская // Интеграция образования. - 2007. - №3-4. - С. 163-169.
... всего 40 источников