Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения зависимого поведения у подростков и его профилактики 8
1.1 Зависимое поведение: понятие, характеристика 8
1.2 Факторы и проявления зависимого поведения у подростков 14
1.3 Направления и формы профилактики зависимого поведения у подростков 21
2 Экспериментальное изучение и профилактика зависимого поведения у подростков 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 28
2.2 Описание профилактической программы для подростков, склонных к зависимому поведению «Стоп зависимости!»» 43
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики 48
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение А Результаты первичной диагностики склонности к зависимому поведению у подростков 82
Приложение Б Конспекты занятий профилактической программы для подростков, склонных к зависимому поведению «Стоп зависимости!»» 86
Приложение В Результаты повторной диагностики склонности к зависимому поведению у подростков 113
Социально-экономические преобразования в России за последние 30 лет затронули все сферы жизни граждан страны. Вместе с позитивными изменениями в обществе усилились и негативные тенденции, например, снижение духовных ценностей, безработица, усиление социальной и психологической дезадаптации, имущественное неравенство и многое другое. Всё это способствует дезориентации детей и подростков, они теряют чувство безопасности, испытывают стресс, и в связи с этим появляются попытки уйти от ситуации с помощью зависимого поведения.
По данным государственной статистики употребления подростками психоактивных веществ (ПАВ), несмотря на разработку и реализацию различных профилактических программ для несовершеннолетних, численность употребляющих держится на стабильно высоком уровне и достигла 1,7 % от общего количества подростков в стране. Это влечёт за собой нанесение значительного ущерба государству в разных проявлениях, например, экономический, проявляющийся в повышении смертности от передозировок психотропных веществ и различных последствий от зависимого поведения.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение зависимого поведения у подростков и его профилактики.
Объект исследования - зависимое поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - профилактика зависимого поведения у подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики зависимого поведения у подростков.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к зависимому поведению у подростков.
3. Разработать и реализовать программу профилактики склонности к зависимому поведению у подростков, определить её эффективность.
Методы исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы.
2.Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г.В. Лозовая), тест «Склонность к зависимому поведению» (автор - В. Д. Менделевич)); формирующий эксперимент; констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме зависимого поведения у подростков К. X. Авазова, К. Алимбетова, А. А. Волгушиной, А. Г. Данилина, В. С. Емельянова, О. Ковалёвой, А. М. Магомаевой, Д. Р. Макаровой, Г. Марлатт, В. Д. Менделевич, А. М. Маслёнкиной, Е. Л. Мореплавцевой, И. Н. Николаева, Е. А. Орловой, А. М. Ромодина, О. Б. Рыжковой, Н. А. Степановой, Е. Б. Усова, В. А. Хриптович, Е. В. Широковой, Д. Б. Эльконина, В. А. Яковлева, а также работы Ю. Вагина, Е. Н. Киосевой, А. А. Кралько, Н. Н. Мехтихановой, П. Н. Москвитина, Д. Ю. Потаповой, Е. В. Черниковой, И. И. Ярыгиной, раскрывающие специфику профилактики зависимого поведения у подростков.
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «СОШ №4 города Лесосибирска». Исследование проводилось в январе 2021 г. - мае 2021г. Выборка представлена обучающимися 7 А и 7Б классов в количестве 56 человек. Средний возраст испытуемых - 13 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2020 г. - январь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов профилактики зависимого поведения у подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования подростков, склонных к зависимому поведению у подростков.
2 этап (январь - май 2021 г.) - организация и проведение первичной диагностики склонности к зависимому поведению у подростков, разработка и реализация программы профилактической работы с подростками склонными к зависимому поведению.
3 этап (май 2021 г.) - проведение повторной диагностики склонности к зависимому поведению у подростков, анализ результатов экспериментального исследования, формулировка выводов, оформление ВКР....
Проанализировав психолого- педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что существует множество подходов к пониманию зависимого поведения. Вслед за Н. А. Степановой, мы определяем зависимое поведение как внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к какому- либо объекту, обусловленным психологической зависимостью от него. Зависимое поведение подразделяется на негативные, типичные, социально- одобряемые, химические, биохимические и нехимические типы. Так же выделяют несколько групп факторов, влияющих на развитие зависимого поведения: нравственная незрелость личности, неопределённость в вопросах профессиональной ориентации, утрата «перспективы жизни», нарушенная социальная микросреда, индивидуально-биологические особенности личности, индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности. Чаще всего первым признаком зависимого поведения является агрессивное поведение, особенно по отношению к людям из близкого окружения, к членам семьи.
Нами были рассмотрены разные точки зрения по определению факторов и форм проявления зависимого поведения у подростков, из этого следует, что зависимое поведение в подростковом возрасте имеет свою специфику. Существуют социальные, биологические и личностные факторы, влияющие на появление зависимого поведения у подростков. Выделяют следующие основные формы проявления зависимого поведения у подростков: алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, никотиновая зависимость, суицидальное поведение, интернет-зависимость.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, вслед за Е. В. Черниковой, мы определяем профилактику зависимого поведения как динамическую систему деятельности, направленную на достижение полной сохранности личности и социального статуса детей и молодежи методом, главное содержание которого в опосредованнии через его личность информационно-восстановительных воздействий и мероприятий. Выделяют такие формы психопрофилактической работы с подростками с зависимым поведением, как: организация социальной среды, информирование, обучение социально-важным навыкам, организация альтернативной деятельности, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов.
Нами было организованно экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к зависимому поведению у подростков, на базе МБОУ «СОШ №4 города Лесосибирска», среди учащихся седьмых классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г. В. Лозовая); тест «Склонность к зависимому поведению (автор - В. Д. Менделевич). На основании полученных результатов первичной диагностики, мы выделили экспериментальную и контрольную группы, в которые вошли подростки с разной степенью склонности к зависимому поведению.
Обобщая результаты исследования, полученные с помощью методики «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей (автор - Г. В. Лозовая) и теста «Склонность к зависимому поведению» (автор - В. Д. Менделевич), мы пришли к выводу, что 14 испытуемых (50%) экспериментальной группы входят в «группу риска» и для них характерна склонность к зависимому поведению. Подростки, находящиеся в «группе риска», характеризуются, в первую очередь, тем, что они принимают аддиктивные установки окружения, являются ведомыми в кругу лиц, имеющих зависимое поведение. Так же можно выделить такие индивидуальные особенности у подростков как: импульсивность, тревожность, резкость, агрессивность. Данный факт свидетельствует о необходимости организации профилактики зависимого поведения у подростков.
Нами разработана и апробирована профилактическая программа для подростков, склонных к зависимому поведению «Стоп Зависимости!».
Проанализировав полученные результаты первичной и повторной диагностики склонности к зависимому поведению у подростков экспериментальной группы с помощью методики «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей (автор - Г. В. Лозовая) и теста «Склонность к зависимому поведению» (автор - В. Д. Менделевич), мы выявили, что колИичество подростков в экспериментальной группы, находящихся в «группе риска», снизилось с 14 человек (50%) до 10 человек (36%). Это те подростки, которые имеют высокие результаты склонности к зависимому поведению по обеим методикам....
1. Авазов, К. X. Влияние интернет-зависимости на личность подростка / К. X. Авазов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-6. - С. 71-74.
2. Алимбетов, К. Понятие аддиктивного поведения / К. Алимбетов, Г. Матаева // The Scientific Heritage. - 2020. - № 45. - С. 50-52.
3. Вагин, Ю. Аддиктивное поведение подростков [Электронный ресурс] / Ю. Вагин // У разума. - 2019. Режим доступа: https://urazuma.ru/zavisimosti/addiktivnoe-povedenie-podrostkovhtml
4. Велиева, С. В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы / С. В. Велиева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2015. -№ 4. - С. 107-123.
5. Волгушина, А. А. Психология зависимого поведения [Электронный ресурс] / А. А. Волгушина // Психология поведения. - 2020. - Режим доступа: https://center-yf.ru/data/stt/psihologiya-zavisimogo-povedeniya.php
6. Данилин, А. Г. Очерки теории зависимого поведения [Электронный ресурс] / А. Г. Данилин // Психологи на b17.ru. - 2019. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/139534/
7. Доранина, А. В. Особенности развития личности в подростковом возрасте / А. В. Доронина // Моя профессиональная карьера. - 2020. - № 19. - С. 113-118.
8. Емельянов, В. С. Профилактика зависимого поведения / В. С. Емельянов, А. В. Жарова // Актуальные проблемы современного социального знания : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2019. - С. 22-25.
9. Ионина, О. В. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / О. В. Ионина. - Тула : «Региональный центр «Развитие», 2019. - 39 с.
10. Киосева, Е. Н. Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков [Электронный ресурс] / Е. Н. Киосева // Инфоурок. - 2017. - Режим доступа: https://infourok.ru/profilaktika-addiktivnogo-zavisimogo-povedeniya-u- podrostkov-1895987.html
11. Ковалёва, О. Классификация и факторы зависимого поведения [Электронный ресурс] / О. Ковалёва // Психологи на b17.ru. - 2016. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/16443/
12. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация: пособие / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - Москва: Владос- Пресс, 2010. - 286 с.
13. Кралько, А. А. Первичная профилактика аддиктивного поведения среди подростков: методическое руководство / А. А. Кралько. - Минск : Колорград, 2018. - 152 с.
14. Магомаева, А. М. Психические особенности подросткового возраста / X. С. Магомаева // Мировая наука. - 2020. - № 3 (36). - С. 300-304.
15. Макарова, Д. Р. Социально-психологический подход к исследованию наркозависимости подростков / Д. Р. Макарова, А. Н. Сухов // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях. - Рязань : РГУ им. Есенина, 2016. - С.216-219....(40)