Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Характеристика гибкости. Виды гибкости 13
1.3. Особенности развития гибкости 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 38
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАУРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ АДАПТИРОВАННОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ИЗ СИСТЕМЫ ПИЛАТЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ 40
3.1. Особенности методики развития гибкости детей старшего школьного
возраста на уроках физической культуры 40
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 47
Выводы 51
Практические рекомендации 52
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК 53
Приложение 58
Недостаток гибкости сковывает движения, ограничивает их диапазон, затрудняет координацию, ограничивает перемещение отдельных звеньев тела. Неправильная осанка и малоподвижные суставы создают дополнительную нагрузку для мышц во время движения, что увеличивает риск получения различных травм.
Плохая осанка негативно сказывается на внешнем облике человека. Кроме того, некоторые специалисты ставят гибкость по степени важности для здоровья на второе место после выносливости.
С годами подвижность в суставах ухудшается. Поэтому единственная возможность сохранить, а нередко и развить гибкость - это постоянно тренировать подвижность каждого сустава т. к. именно суставы (наряду с артериями) более всего подвержены возрастному изнашиванию.
У детей она больше, чем у взрослых. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы.
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом.
У детей младших классов наблюдается низкий уровень гибкости, что приводит к затруднению в обучении основным видам движения. Наиболее подходящим контингентом можно считать детей младших классах, так как именно в этом возрасте в сравнении с детьми дошкольного возраста, мышцы и связки детей позволяют выдерживать мышечную нагрузку и отличаются большей растяжимостью.
На уроках физической культуры уделяют мало времени развитию гибкости, упражнения потеряли новизну и уже неинтересны детям.
Нужно менять средства развития гибкости, внедряя интересные упражнения. В связи с этим, актуальность темы не вызывает сомнений.
Комплекс упражнений из системы пилатес - подходящее средство для развития гибкость и подвижность во всех суставах.
Свое название «Пилатес» получил от имени создателя системы, Джозефа Пилатеса.
Такие упражнения вызывают интерес у детей, отличаясь разнообразием исходных положений и траекторией движений.
Объект исследования: процесс физического воспитания в младших классах.
Предмет исследования: развитие гибкости у обучающихся младших классов на уроках физической культуры.
Цель исследования: повышения уровня гибкости обучающихся младших классов на уроках физической культуры средствами адаптированного комплекса упражнений из системы пилатес.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературно - методические источники об особенностях развития гибкости у обучающихся младших классов.
2. Адаптировать для обучающихся младших классов с учетом их возрастных особенностей комплекс упражнений из системы пилатес для развития гибкости.
3. Внедрить адаптированный комплекс упражнений из системы пилатес в практику и проверить его эффективность.
В работе выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что адаптированный нами комплекс упражнений для обучающихся младших классов с учетом их возрастных особенностей, применяемый на уроках физической культуры позволит повысить уровень гибкости, если будут соблюдены следующие условия:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- характер отдыха между упражнениями, количество повторений;
- учет амплитуды движений в суставах;
- уровень физической подготовленности детей;
Научная новизна: впервые в содержание уроков физической культуры младших классов МАОУ ООШ 3 г. Сосновоборска был включен адаптированного комплекса упражнений из системы пилатес
Практическая значимость: адаптированный комплекс упражнений из системы пилатес с учетом возрастных особенностей обучающихся младших классов может применяться тренерами, инструкторами по спорту, учителями физической культуры для развития гибкости.
1. Изучив литературу по данному вопросу, нами было выявлено, что наиболее подходящим контингентом для развития гибкости можно считать детей младшего школьного, так как именно в этом возрасте мышцы и связки детей позволяют выдерживать мышечную нагрузку и отличаются большей растяжимостью.
2. Мы адаптировали комплекс упражнений из системы пилатес для обучающихся младших классов с учетом их возрастных особенностей для развития гибкости.
3. В результате обработки ответов на вопросы анкеты были получены результаты, представленные в диаграмме 1
На «отлично» прошли тест 10% детей, получили оценку «хорошо» - 60%, оценку «удовлетворительно - 22% процента детей.
В результате математической обработки были получены данные, которые подтверждают, что уровень развития гибкости повысился в конце эксперимента в тесте « наклон из положения стоя»: в контрольной группе составил: 10,2, в экспериментальной: 12,5. Различия между результатами контрольной и экспериментальной групп считаются достоверными.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности адаптированного нами комплекса упражнений из системы пилатес.
1. Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения [Текст] : учебник / И.С. Барчуков. - М. :КноРус, 2014. - 304 с. - (Бакалавриат).
2. Броненко В.А. Здоровье и физическая культура/ В.А. Броненко-М.: Альфа-М, 2013
3. Буш-Остерманн, Э. Гимнастика для позвоночника [Текст] : научно-популярная литература / Э. Буш-Остерманн; Пер с нем. В. Малахова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 56 с. : ил
4. Вейдер С. Суперфитнес. Лучшие программы мира. От калланетики и пилатеса до стрип-аэробики и танца живота [Текст]: самоучитель / С. Вейдер. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с.: ил. - (Домашний тренер).
5. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: учебное
пособие / Н.Ф. Лысова [и др.]. - Новосибирск: Сибирское
университетское изд-во, 2010. - 398 с.: ил. - (Университетская серия).
6. Глейберман А.Н. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка) [Текст] : сборник / А.Н. Глейберман. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 224 с.
7. Грачев О.К. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / под ред. доцента Е. В. Харламова. - М.; Ростов н/Д: Март, 2005. - 464 с. - (Учебный курс).
8. Гордецов Г. Фитнес. Шейпинг. - М.: Вече, 2001. - 320 с. («Научи себя сам»). - с. 86 - 103.
9. Детская спортивная медицина / авт. - сост. Т.Г. Авдеева [и др.]; под ред. Авдеевой, И.И. Бахраха - Издание 4 - е исправ. И доп. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 320 с. - (Медицина для Вас).
10. Дубровин В.А. Стретчинг - гимнастика как разновидность фитнес - технологий оздоровительной и адаптационно - развивающей направленности: учебно - методическое пособие; Краснояр. гос. пед.
ун - т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 20013. - 116 с.
11. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / ред. З. М. Казина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Кемерово: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011. - 355 с.
12. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 3-е изд., испр. - М.,2007. - 73 с.
13. Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: Сборник научных трудов.-Омск 2010г.- 196с.
14. Ким Н.К. Фитнес [Текст]: научно-популярная литература / Н.К. Ким, М.Б. Дьяконов; ред. З. А. Богданова. - М. : Советский спорт, 2006. - 454 с.
15. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст]: учебно-методическое издание / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
16. Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры [Текст]: метод.пособие / Г.А. Колодницкий. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с.: ил.
17. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]: (Б-ка учителя физической культуры) / Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 176 с.: ил.
18. Кудрявцев М.Д. Медико-биологические и оздоровительные
особенности занятий физическими упражнениями с ослабленными детьми школьного возраста [Текст]: учебное пособие / М.Д. Кудрявцев Ю.А., Копылов Н.В., Полянская. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 160 с.
19. Кудрявцев М.Д. Вариативное содержание третьего урока физической
культуры с оздоровительной и образовательной направленностью [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Д. Кудрявцев, Ю.А.
Копылов, Н.В. Полянская. - Красноярск: РИО КГПУ, 2005.
20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры и спорта. Издательство - советский спорт, - М., 2007. - 16 с.
21. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: [Текст]: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский Спорт, 2003. - 224 с.
22. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Тера - спорт, 2000. - 192 с.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст]: учебник для высш. спец. физкультурных учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., стереотип. - СПб.: Лань; М.: Омега-Л, 2004. - 160 с. : ил.
24. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.: ил.
25. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Медведев. - 2-е изд. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 120 с.
26. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с. - (Б-ка учителя физической культуры).
27. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]: учебник / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2011. - 256 с. - (Бакалавриат).
28. Настольная книга учителя физической культуры [Текст]: учебное пособие / авт.-сост. А.Д. Погадаев; авт. предисл.: В.В. Кузин, Н.Д.
Никандров. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.: ил.
29. Начинская С.В. Спортивная метрология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 72 с.
30. Норрис С., Смит Д. Физиология // спортивная медицина.- К.: Олимпийская литература, 2003 - с. 252 - 264
31.Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология. Учебное пособие - М., МГИУ, 2010. - 190 С.
32. Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре. - М., 2001. - 16 с.
33. Решетников Н.В. Физическая культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников Юрий Леонидович Ю.Л.
- М.: Академия, 2002. - 152 с.
34. Савченков Ю.И. Возрастная физиология (физиологические
особенности детей и подростков) [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 143 с.
35. Саноян Г.Г. Физкультура активной жизни: (физические упражнения) / Г.Г. Саноян. - Москва: Авиатэкс, 2009.
36. Смирнов ЮИ., Полевщиков, М.М. Спортивная метрология: Учебник для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 96 с.
37. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере / Под ред. М.П. Шестакова и Г.И. Попова. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений физической культуры - М., 2002. - 173 с.
38. Теория и методика физического воспитания. В 2 т. Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания [Текст] / Под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 422 с.
39. Теория и методика физического воспитания. В 2 т. Т. 2. Методика физического воспитания различных групп населения [Текст] / Под ред.
Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 390 с.
40. Учебная программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов // Физическая культура в школе. - 2002. - № 1. - 35 с.
41. Технологии физкультурно - спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы - составители О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев / Под ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт. 2004. - 296 с.: ил.
42. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся.: (Пер. с анг.). - М.: Физкультура и спорт; Тверь: Изд. - произв. Предприятие «Прометей», 2010. - 159 с.: ил.; 29 см.
43. Урок физкультуры в современной школе [Текст]: методические
рекомендации. Вып. 1. - М. : Советский спорт, 2002. - 160 с. : ил.
44. Урок физкультуры в современной школе [Текст]: методические
рекомендации для учителей. Вып. 4. Спортивная гимнастика. - М.: Советский спорт, 2005. - 72 с.: ил.
45. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / ред. Е.В. Конеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 558 с.: ил.
46. Физическая культура. 1 кл.: Метод. реком. по основам преподавания. [Текст] / Матвеев А.П. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.
47. Физическая культура [Текст] : учебное пособие / ред. Е. В. Конеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 558 с.: ил. - (Высшее образование).
48. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 480 с. - (Высшее образование).
49. Шнак Г. Красота и здоровье за 7*7 секунд. Растяжка на каждый день. - СПб.: ИД «Весь», 2002. - 96 с., ил.
50.Чайцев В.Г. Новые технологии физического воспитания школьников [Текст]: практическое пособие / В.Г. Чайцев, И.В. Пронина. - М.: АРКТИ, 2007. - 128 с. - (Школьное образование).