Введение 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Особенности организма обучающихся начальной школы 5
1.2. Гибкость как физическое качество организма 11
1.3. Средства и методы развития гибкости 18
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
3.1. Обоснование средств гимнастики направленных на развитие гибкости и их внедрение на урок физической культуры обучающихся начальной школы 36
3.2. Выявление результативности применения средств гимнастики направленных на развитие гибкости обучающихся начальной школы.. ..42
ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Гибкость - это одно из пяти основных физических качеств организма человека. Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Наиболее благоприятный возраст для достижения максимальной гибкости организма с 7 до 13 лет, в 16-17 лет подвижность звеньев стабилизируется и с возрастом только уменьшается. Хорошо развитая гибкость организма человека влияет на более быстрое восстановление мышечной системы. Помогает работать сердцу и нормализует артериальное давление, предотвращает травмы и улучшает работу всех органов тела. Но какие физические упражнения лучше применять для развития гибкости у обучающихся начальной школы, что бы их заинтересовать в физическом воспитании и не переутомить организм?
Спортивная гимнастика - это дисциплина, в которой проводятся соревнования в опорных прыжках, на гимнастических снарядах и в вольных упражнениях. Для девочек и мальчиков существуют разные программы. Всем известно, что только гимнастические упражнения, позволяют развивать отменную гибкость, силу и выносливость организма с помощью гимнастических упражнении можно улучшить осанку, походку, укрепить мышц. В нашей выпускной квалификационной работе мы предлагаем использовать средства спортивной гимнастики с целью развития гибкости обучающихся начальной школы. Ведь именно это качество развивается почти в 2 раза результативнее в этом возрасте, чем у обучающихся средней школы. Кроме того, гибкость является практически основным физическим качеством у ребенка, иначе говоря, неким фундаментом, на котором строится вся его жизнедеятельность. Ведь недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной координации и снижению экономичности работы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: средства гимнастики направленные на развитие гибкости.
Гипотеза исследования: Процесс развития гибкости у обучающихся начальной школы будет результативным если обосновать и внедрить в учебно-воспитательный процесс средства гимнастики.
Цель работы: обоснование и внедрение на урок физической культуры средств гимнастики направленных на развитие гибкости у обучающихся начальной школы и выявление результативности данных средств.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявит, обосновать и внедрить средства гимнастики направленные на развитие гибкости обучающихся начальной школы.
3. Выявить результативность воздействия средств гимнастики на развития гибкости у обучающихся начальной школы.
1. Проведя анализ учебно-методической литературы по проблеме исследования, мы определили основные методы развития гибкости: метод совмещенного развития силы гибкости; метод многократного растягивания; статический метод. Основными средствами развития гибкости являются: активные упражнения (махи руками и ногами, рывки, наклоны и круговые движения туловищем), при этом наибольший эффект дает выполнение этих упражнений с отягощениями; пассивные упражнения, выполняемые в основном с помощью партнера и статические упражнения, требующие сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени.
2. В ходе педагогического эксперимента нами были обоснованы средства гимнастики направленные на развитие гибкости состоящий из 42 упражнении.
3. Данные педагогического эксперимента показали более высокий прирост результатов у обучающихся экспериментальной группы. Кроме того, различия результатов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента по всем тестам достоверны по методам математической статистики.
1. Аксенов, А.В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / А.В. Аксенов. - Санкт-Петербург, 2011. - 203 с.
2. Артемова, Е.Н. Индивидуализация тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Е.Н. Артемова. - Белгород, 2009. - 168 с.
3. Высовень, Г.И. Формирование рекреационной культуры школьников 12-13 лет с легкой умственной отсталостью на занятиях мини-волейболом по-японски : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Г.И. Высовень. - Санкт-Петербург, 2016. - 210 с.
4. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика : монография / Ю.К. Гавердовский. - Москва : Физкультура и спорт, 2007. - 911 с.
5. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений : учебное пособие / Ю.К. Гавердовский. - Москва : Тера-Спорт, 2002. - 512 с.
6. Горохова, В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / В.Е. Горохова. - Москва, 2002. -153 с.
7. Горская, И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным уровнем здоровья : автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук / И.Ю. Горская. - Омск, 2001. - 47 с.
8. Гущина, Е.П. Совершенствование методики обучения юных гимнасток базовым элементам на разновысоких брусьях : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Е.П. Гущина. - Санкт- Петербург, 2002. -145 с.
9. Дьяконова, О.О. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе / О.О. Дьяконова, В.М. Букатов // European social science journal. - 2014. - № 11¬1(50). -С. 279-288.
10. Евсеева, О.Э. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта : диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук / О.Э. Евсеева. - Санкт-Петербург, 2018. - 420 с.
11. Забрамная, С.Д. Развитие ребенка - в ваших руках : книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. - Москва : Новая школа, 2000. - 32 с.
12. Загревский, В. И. Построение оптимальной техники спортивных упражнений в вычислительном эксперименте на ПЭВМ / В.И. Загревский, Д.А. Лавшук, О.И. Загревский. - Могилев : МГУ им. A.A. Кулешова, 2000. - 190 с.
13. Загревский, В.И. Планирование траектории управляющих движений спортсмена в координатах внешнего пространства / В.И. Загревский, В.О. Загревский // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 56¬61.
14. Загревский, В.О. Аспекты методологии технической подготовки в гимнастике / В.О. Загревский, О.И. Загревский // Физическая культура, здравоохранение и образование. - Томск : ТУ СУР, 2010. - С. 214-217.
15. Загревский, О.И. Методы силовой подготовки гимнастов / О.И. Загревский, В.О. Загревский // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 377. - С. 136-139.
16. Загрядская, О.В. Игровой метод при обучении гимнастическим упражнениям на уроках физической культуры в 5-6 классах : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / О.В. Загрядская. -Санкт-Петербург, 1999. - 157 с.
17. Ипполитов, Ю. А. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования : диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Ю.А. Ипполитов. - Москва, 1988. - 362 с.
18. Ипполитов, Ю.А. Методические основы совершенствования спортивных упражнений посредством оптимизации их характеристик / Ю.А. Ипполитов, B.C. Чебураев // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 23-25.
19. Каргаполов, В.П. Определение отношения учащихся средних школ, родителей и учителей к занятиям физической культурой и ЗОЖ / В.П. Каргаполов, С.Ю. Щетинина, Т.В. Хромина. - Хабаровск : ХГПУ, 2000. - 27 с.
20. Катранов, А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований : учебное пособие / А.Г. Катранов, А.В. Самсонова ; Санкт- Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург : СПбГУФК, 2005. - 131 с.
21. Каурцева, С.Г. Основы формирования двигательного навыка при выполнении сложных гимнастических упражнений у детей групп начальной подготовки : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / С.Г. Каурцева. - Москва, 1997. - 154 с.
22. Корнев, А.В. Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детского дома-интерната : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / А.В. Корнев. - Шуя, 2008. - 58 с.
23. Королев, С.А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4-7 лет в специальных дошкольных учреждениях : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / С.А. Королев. - Москва, 2004. - 22
с.
24. Лавшук, Д.А. Оптимизация техники гимнастических упражнений на основе данных имитационного моделирования двигательных действий / Д.А. Лавшук // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 1. - С. 72-75.
25. Лалаева, Е.Ю. Начальное обучение гимнастов на основе базовых упражнений : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Е.Ю. Лалаева. - Волгоград, 2000. - 181 с.
26. Легкодимова, Т. А. Методика оперативного управления тренировочными нагрузками юных гимнасток в подготовительном периоде : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Т.А. Легкодимова. -Волгоград, 2010. - 138 с.
27. Мазитова, Н.В. Методика обучения плаванию младших школьников с психическими и интеллектуальными нарушениями в условиях локальной педагогической интеграции : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Н.В. Мазитова. - Хабаровск, 2006. - 143 с.
28. Мазитова, Н.В. Психоэмоциональная и социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по спортивной гимнастике в смешанных группах / Н.В. Мазитова, Е.А. Мунирова // Вестник Бурятского университета. Серия 17: Физкультура и спорт. - Улан-Удэ, 2015. - № 187, Вып. 13. -С. 57-63.
29. Макаров, Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта : диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Ю.М. Макаров. - Санкт- Петербург, 2013. -325 с.
30. Максимова, С.Ю. Методика физического воспитания на основе ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности для старших дошкольников с задержкой психического развития : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / С.Ю. Максимова. - Волгоград, 2002. - 168 с.
31. Малосаева, Т.А. Организация занятий спортивными и подвижными играми в режиме обучения младших школьников с задержкой психического
развития : диссертация на соискание учёной степени кандидата
педагогических наук / Т.А. Малосаева. - Москва, 2003. - 179 с.
32. Манько, Л.Г. Развитие гибкости у гимнасток 10-12 лет на основе сопряжённой физико-технической подготовки : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Л.Г. Манько. - Санкт- Петербург, 2015. -189 с.
33. Мустаев, В.Л. О направлениях научных исследований в спортивной гимнастике / В.Л. Мустаев, О.И. Загревский // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 373. - С. 166-170.
34. Назарова, Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции / Н.М. Назарова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции / редакторы: О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. - Москва, 2011. - С. 9-11.
35. Нгуен, К.К. Педагогическая диагностика физического состояния и специальной подготовленности гимнастов 10-12 лет на этапе специализированной подготовки : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / К.К. Нгуен. - Москва, 2005. - 144 с.
36. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2008. -64 с.
37. Парахин, В.А. Освоение и совершенствование сложных гимнастических упражнений типа перелетов : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / В.А. Парахин. - Москва, 2011. - 179 с. : ил.
38. Пономарев, Г.Н. Физическая культура - обязательная составляющая общегуманитарного и профессионального образования / Г.Н. Пономарев // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 15-17.
39. Проскурякова, Л.А. Особенности морфофункционального развития и формирования адаптационных возможностей у детей, занимающихся спортивной гимнастикой, в период обучения в начальной школе : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Л.А. Проскурякова. - Кемерово, 2007. - 141 с.
40. Савенкова, Е.К. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменок в некоторых видах гимнастики : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Е.К. Савенкова. - Москва, 2005. - 190 с.
41. Семёнов, Д.В. Технология начальной специализированной технической подготовки гимнастов : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Д.В. Семенов. - Малаховка, 2010. - 202 с.
42. Семёнова, Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Т.А. Семёнова. - Москва, 2007. - 272 с.
43. Солодянников, В.А. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике : диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук / В.А. Солодянников ; Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт- Петербург, 2002. - 272 с.
44. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины) : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Ю.К. Гавердовский, Т.С. Лисицкая, Е.Ю. Разин, В.М. Смолевский. - Москва : Советский спорт, 2005. - 420 с.
45. Сысоев, А.Н. Специальная физическая подготовка гимнастов как фактор качественного овладения базовыми упражнениями на коне : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / А.Н. Сысоев. - Тамбов, 2010. - 139 с.
46. Developmental. Adapted physical education: making ability count / M. Horvat, C. Eichstaedt, L. Kalakian, R. Croce. - 4th ed. - San Francisco : Benjamin Cummings, 2003. - 442 p.