Взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов (Балтийский Федеральный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
Выборка: 40 студентов факультета психологии. Возраст студентов: 18 – 25 лет.
Есть приложение.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 6
1.1. Понятие прокрастинации и особенности академической прокрастинации у студентов 6
1.2. Тревожность как психологическое явление, особенности ее проявления у студентов 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Практические рекомендации 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 46
База исследования. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
Выборка: 40 студентов факультета психологии. Возраст студентов: 18 – 25 лет.
Есть приложение.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 6
1.1. Понятие прокрастинации и особенности академической прокрастинации у студентов 6
1.2. Тревожность как психологическое явление, особенности ее проявления у студентов 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Практические рекомендации 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 46
Актуальность исследования. Современный мир требует от человека быть мобильным, обладать высоким уровнем самоорганизации, а также уметь быстро действовать в условиях неопределенности и принимать много важных решений.
Вследствие большой психологической нагрузки на человека извне, большую опасность может представлять прокрастинация, благодаря которой человек может откладывать даже самые важные и актуальные дела и задачи, а также принятие решений «на потом». Прокрастинация в той или иной мере свойственна всем возрастам, и до определенного уровня считается нормальным явлением, но наибольшее распространение она все же имеет среди студентов.
Несмотря на свою относительную молодость, явление прокрастинации уже с конца 70-ых годов XX века изучает достаточно большое количество зарубежных ученых, среди которых П. Стилл, К. Лэй, Дж. Феррари, Н. Милграм, В. Кнаус, А. Эллис, Дж. Батори и др. Отечественные исследователи присоединились к своим зарубежным коллегам несколько позже, в конце 90-х годов XX века, среди которых можно отметить Я.И. Варваричеву, Н.Н. Карловскую, В.С. Ковылина, Н. Шухову, Е.П. Ильина и др.
Актуальность данной работы заключается в том, что явление прокрастинации становится все более распространено, а, следовательно, научный и практический интерес к этой теме тоже возрастает. Проблема прокрастинации исследуется в отечественной науке совсем недавно, и практически нет однозначно выявленных причин, обусловливающих склонность «откладывать на потом».
Учебно-профессиональная деятельность выступает ведущим видом деятельности студентов в высших учебных заведениях, она направлена на получение ими профессиональных знаний, выработку умений и навыков, призвана обеспечить освоение необходимых компетенций, развитие профессионально-важных качеств и формирование профессиональной культуры личности.
К выпускникам высших учебных заведений предъявляют повышенные требования, их творческое долголетие и высокий профессионализм возможны лишь при наличии хорошего здоровья, развитой эмоционально-поведенческой сферы. В то же время увеличивается количество учащихся с поведенческими и адаптивными расстройствами. В основном это высокий уровень тревожности.
Негативный опыт, опасения по поводу разных сторон учебной жизни могут стать очень сильными и стойкими. Многие тревожные люди обладают заниженной самооценкой, болезненно воспринимают критику по отношению к себе, склонны винить себя во всех неудачах, боятся браться за новую трудную задачу, избегать принятия решений и откладывать их решения. В связи с этим интересным является выявление взаимосвязи академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов в процессе выполнения ВКР.
Цель исследования – выявить взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности.
Предмет исследования: взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов в процессе выполнения ВКР.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов.
В соответствии с гипотезой и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие прокрастинации и особенности академической прокрастинации у студентов.
2. Осуществить теоретический анализ тревожности как психологического явления и особенностей ее проявления у студентов.
3. Сформировать выборку исследования и подобрать методики исследования.
4. Провести эмпирическое исследование академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов.
5. Проанализировать взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов.
Методы исследования:
– теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования.
– эмпирические (тестирование, опрос);
– методы математической обработки данных.
Эмпирическая база исследования. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. В исследовании приняли участие 40 студентов факультета психологии, которые находятся в процессе написания ВКР. Возраст студентов: 18 – 25 лет, половой состав: 28 девушек и 12 юношей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Вследствие большой психологической нагрузки на человека извне, большую опасность может представлять прокрастинация, благодаря которой человек может откладывать даже самые важные и актуальные дела и задачи, а также принятие решений «на потом». Прокрастинация в той или иной мере свойственна всем возрастам, и до определенного уровня считается нормальным явлением, но наибольшее распространение она все же имеет среди студентов.
Несмотря на свою относительную молодость, явление прокрастинации уже с конца 70-ых годов XX века изучает достаточно большое количество зарубежных ученых, среди которых П. Стилл, К. Лэй, Дж. Феррари, Н. Милграм, В. Кнаус, А. Эллис, Дж. Батори и др. Отечественные исследователи присоединились к своим зарубежным коллегам несколько позже, в конце 90-х годов XX века, среди которых можно отметить Я.И. Варваричеву, Н.Н. Карловскую, В.С. Ковылина, Н. Шухову, Е.П. Ильина и др.
Актуальность данной работы заключается в том, что явление прокрастинации становится все более распространено, а, следовательно, научный и практический интерес к этой теме тоже возрастает. Проблема прокрастинации исследуется в отечественной науке совсем недавно, и практически нет однозначно выявленных причин, обусловливающих склонность «откладывать на потом».
Учебно-профессиональная деятельность выступает ведущим видом деятельности студентов в высших учебных заведениях, она направлена на получение ими профессиональных знаний, выработку умений и навыков, призвана обеспечить освоение необходимых компетенций, развитие профессионально-важных качеств и формирование профессиональной культуры личности.
К выпускникам высших учебных заведений предъявляют повышенные требования, их творческое долголетие и высокий профессионализм возможны лишь при наличии хорошего здоровья, развитой эмоционально-поведенческой сферы. В то же время увеличивается количество учащихся с поведенческими и адаптивными расстройствами. В основном это высокий уровень тревожности.
Негативный опыт, опасения по поводу разных сторон учебной жизни могут стать очень сильными и стойкими. Многие тревожные люди обладают заниженной самооценкой, болезненно воспринимают критику по отношению к себе, склонны винить себя во всех неудачах, боятся браться за новую трудную задачу, избегать принятия решений и откладывать их решения. В связи с этим интересным является выявление взаимосвязи академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов в процессе выполнения ВКР.
Цель исследования – выявить взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности.
Предмет исследования: взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов в процессе выполнения ВКР.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов.
В соответствии с гипотезой и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие прокрастинации и особенности академической прокрастинации у студентов.
2. Осуществить теоретический анализ тревожности как психологического явления и особенностей ее проявления у студентов.
3. Сформировать выборку исследования и подобрать методики исследования.
4. Провести эмпирическое исследование академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов.
5. Проанализировать взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов.
Методы исследования:
– теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования.
– эмпирические (тестирование, опрос);
– методы математической обработки данных.
Эмпирическая база исследования. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. В исследовании приняли участие 40 студентов факультета психологии, которые находятся в процессе написания ВКР. Возраст студентов: 18 – 25 лет, половой состав: 28 девушек и 12 юношей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Данное исследование было предпринято с целью выявления взаимосвязи академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов в процессе выполнения ВКР.
В ходе исследования был поставлен и решен ряд задач.
Анализ научной литературы позволил установить, что под прокрастинацией понимается постоянное «хроническое», повторяющееся снова и снова, откладывание важных и актуальных для личности дел. Промедление связано с неразрешенными внутренними конфликтами, травмами; с эмоциональными состояниями, иррациональными установками и инфантилизмом. Основные параметры прокрастинации: эмоциональный дискомфорт, отрицательные эмоции из-за будущих негативных последствий промедления, высокое напряжение.
Академическая прокрастинация является широко распространённой проблемой среди студентов. С увеличением соблазна (отсутствие контроля родителей и педагогов, а также другие дела – социальные сети, компьютерные игры, телефоны и т.д.) у студентов появляются многочисленные возможности отложить написание контрольных, курсовых, дипломных и других работ на потом. Большинство студентов уверены, что они всё успеют и всё получиться, если они начнут писать работу завтра, но как правило «завтра» откладывается на неопределённый срок. Откладывание выполнение заданий приводит к психологическому дистрессу с множественными негативно окрашенными последствиями (возрастающая тревога, чувство вины, низкая успеваемость, и т.д.).
Тревожность понимается как постоянное или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожность рассматривается как черта личности и как состояние. Выделяют два основных вида тревожности, в соответствии с такими различиями: ситуативная (эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию) и личностная (устойчивая характеристика, отражающая предрасположенность субъекта воспринимать широкий спектр ситуаций, как угрожающие).
Основными стресс-факторами в жизни студента, которые повышают их тревожность, являются резкая смена обстановки и круга общения, сессия и экзамены. К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам относят интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса.
Результаты эмпирического исследования показали, что у студентов-психологов в процессе написания ВКР в среднем отмечается высокая частота прокрастинации. Большинство студентов часто склонны откладывать выполнение работы, это их беспокоит, и они желают снизить тенденцию откладывания.
Доминирующей причиной прокрастинации у студентов-психологов является лень. Меньше у студентов в качестве причины прокрастинации проявляется как страх перед оценкой собственной работы другими, общая тревожность учащихся, неуверенность в себе, постоянное недовольство сделанным, мысли о том, как избежать ошибок, завышенные ожидания.
Для студентов-психологов характерен достаточный самоконтроль, при этом они стараются минимизировать потери и затраты в ситуации достижения целей. Меньше у студентов выражена импульсивность, склонность действовать без достаточного контроля со стороны сознания. Меньше всего у студентов выражена организованность, они не всегда умеют правильно организовать собственную деятельность.
У большинства студентов-психологов в процессе написания ВКР отмечается высокий уровень ситуативной тревожности, им характерны реакции напряжения, беспокойства, нервозности в определенных ситуациях.
Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше тревожность студентов, тем чаще они откладывают написание ВКР, тем больше у них выражен страх перед оценкой собственной работы другими, общая тревожность, неуверенность в себе, постоянное недовольство сделанным, мысли о том, как избежать ошибок, завышенные ожидания.
Чем больше у студентов выражена импульсивность, склонность действовать без достаточного контроля со стороны сознания, склонность минимизировать потери и затраты в ситуации достижения целей, тем выше у них уровень ситуативной тревожности.
Чем больше у студентов выражен самоконтроль, умение контролировать свои эмоции и поведение, тем ниже у них уровень ситуативной тревожности.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов в процессе выполнения ВКР.
На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по преодолению прокрастинации и снижению ситуативной тревожности у студентов.
В ходе исследования был поставлен и решен ряд задач.
Анализ научной литературы позволил установить, что под прокрастинацией понимается постоянное «хроническое», повторяющееся снова и снова, откладывание важных и актуальных для личности дел. Промедление связано с неразрешенными внутренними конфликтами, травмами; с эмоциональными состояниями, иррациональными установками и инфантилизмом. Основные параметры прокрастинации: эмоциональный дискомфорт, отрицательные эмоции из-за будущих негативных последствий промедления, высокое напряжение.
Академическая прокрастинация является широко распространённой проблемой среди студентов. С увеличением соблазна (отсутствие контроля родителей и педагогов, а также другие дела – социальные сети, компьютерные игры, телефоны и т.д.) у студентов появляются многочисленные возможности отложить написание контрольных, курсовых, дипломных и других работ на потом. Большинство студентов уверены, что они всё успеют и всё получиться, если они начнут писать работу завтра, но как правило «завтра» откладывается на неопределённый срок. Откладывание выполнение заданий приводит к психологическому дистрессу с множественными негативно окрашенными последствиями (возрастающая тревога, чувство вины, низкая успеваемость, и т.д.).
Тревожность понимается как постоянное или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожность рассматривается как черта личности и как состояние. Выделяют два основных вида тревожности, в соответствии с такими различиями: ситуативная (эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию) и личностная (устойчивая характеристика, отражающая предрасположенность субъекта воспринимать широкий спектр ситуаций, как угрожающие).
Основными стресс-факторами в жизни студента, которые повышают их тревожность, являются резкая смена обстановки и круга общения, сессия и экзамены. К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам относят интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса.
Результаты эмпирического исследования показали, что у студентов-психологов в процессе написания ВКР в среднем отмечается высокая частота прокрастинации. Большинство студентов часто склонны откладывать выполнение работы, это их беспокоит, и они желают снизить тенденцию откладывания.
Доминирующей причиной прокрастинации у студентов-психологов является лень. Меньше у студентов в качестве причины прокрастинации проявляется как страх перед оценкой собственной работы другими, общая тревожность учащихся, неуверенность в себе, постоянное недовольство сделанным, мысли о том, как избежать ошибок, завышенные ожидания.
Для студентов-психологов характерен достаточный самоконтроль, при этом они стараются минимизировать потери и затраты в ситуации достижения целей. Меньше у студентов выражена импульсивность, склонность действовать без достаточного контроля со стороны сознания. Меньше всего у студентов выражена организованность, они не всегда умеют правильно организовать собственную деятельность.
У большинства студентов-психологов в процессе написания ВКР отмечается высокий уровень ситуативной тревожности, им характерны реакции напряжения, беспокойства, нервозности в определенных ситуациях.
Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше тревожность студентов, тем чаще они откладывают написание ВКР, тем больше у них выражен страх перед оценкой собственной работы другими, общая тревожность, неуверенность в себе, постоянное недовольство сделанным, мысли о том, как избежать ошибок, завышенные ожидания.
Чем больше у студентов выражена импульсивность, склонность действовать без достаточного контроля со стороны сознания, склонность минимизировать потери и затраты в ситуации достижения целей, тем выше у них уровень ситуативной тревожности.
Чем больше у студентов выражен самоконтроль, умение контролировать свои эмоции и поведение, тем ниже у них уровень ситуативной тревожности.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов в процессе выполнения ВКР.
На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по преодолению прокрастинации и снижению ситуативной тревожности у студентов.



