Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг сформированности навыка чтения слов у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде

Работа №168017

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы105
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава I. Анализ существующих подходов к мониторингу учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 10
1.1. Образовательный мониторинг обучающихся с умственной
отсталостью 10
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной
отсталостью 24
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме обучения чтению при
умственной отсталости 30
Выводы по главе 1 36
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания и процедуры мониторинга навыка чтения слов у обучающихся с
умственной отсталостью 38
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга навыка чтения слов в интерактивной среде у обучающихся с умеренной умственной
отсталостью 54
Выводы по главе II 63
Заключение 66
Библиография 70
Приложения 77

Актуальность. В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью включены в систему образования и обучаются по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП). В учебный план второго варианта АООП включен учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» и овладение грамотой - один из ключевых разделов данного предмета [58].
В ходе изучения данного предмета предусмотрено обучение чтению в досягаемых для ребенка пределах. Немалая доля детей с умственной отсталостью имеет потенциальные способности к овладению грамотой [37].
В нормативно-правовых актах, которые регламентируют обучение детей с умственной отсталостью, изложены основные требования к системе оценки предполагаемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися. В нормативно-правовых документах установлено, что система оценивания должна позволять проводить оценку продвижений в усвоении программы в динамике, представлены требования к текущей (полугодовой), промежуточной (годовой) и итоговой (за весь период обучения) оценке. Однако, такой подход не является в необходимой мере чувствительным, чтобы определить динамику за короткий период времени, обнаружить небольшие продвижения в развитии навыков обучающихся, и позволить педагогам своевременно реагировать и корректировать программы для повышения эффективности обучения.
Также в нормативно-правовой базе акцент сделан на применении метода наблюдения и метода экспертной группы для определения эффективности реализации коррекционной программы в отношении детей с умственной отсталость. Однако, данные методы достаточно трудоемки и субъективны. Использование принятого в общем образовании метода оценивания чтением вслух не всегда является возможным, поскольку часть таких детей не владеют общеупотребительной речью.
Противоречие заключается между практической востребованностью в отслеживании минимальных учебных достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью и недостаточной разработанностью технологий, позволяющих осуществлять такой мониторинг [1].
С целью разрешения этих противоречий, мы обратились к зарубежным источникам. Сотрудниками Университета Миннесоты разработана и успешно применяется на протяжении 30 лет технология мониторинга учебных достижений на основе учебных планов (Curriculum-Based Meassurement) [66].
Данная технология послужила основой для разработки зарубежными исследователями нового формата оценки GOM, который соответствует требованиям, предъявляемым к оцениванию детей с когнитивными нарушениями и используется в США с конца XX века [67]. Однако применение этой технологии в русскоязычной версии невозможно без ряда адаптаций, учета специфики обучения грамоте детей с умственной отсталостью в нашей стране.
Для возможности использования данной программы в русскоязычном варианте сотрудниками Красноярского педагогического университета им.°В.П.Астафьева на протяжении последних пяти лет были проведены научные исследования (А.В. Мамаева, Б. Абери, Р. Тича, Н.В. Артемьева, К.В. Кардашева, Д.В. Синельникова, О.О. Русакова, Н.Н. Постникова, А.А. Горностаева). Данные исследования показывают эффективность использования основных положений технологии GOM (генеральный формат оценки) для мониторинга различных аспектов навыка чтения у учащихся с умеренной умственной отсталостью, в частности для мониторинга чтения слов, доказаны ее надежность и валидность при организации процесса на бумажных носителях. Однако временные затраты на проведение мониторинга и обработку полученных результатов с помощью бумажных носителей достаточно велики [13; 22].
Для оптимизации процесса мониторинга и минимизации временных затрат многократно высказывались пожелания исследователей и педагогов о возможности переноса данного мониторинга в интерактивную среду. Организация исследования в интерактивной среде имеет и целый ряд преимуществ, таких как большая объективность, прозрачность результатов, возможность учитывать эти результаты при разработке индивидуального плана коррекционной работы в интерактивной среде, привлекательность для детей, а также возможность проведения мониторинга дистанционно, что в условиях пандемии COVID-19 очень актуально.
Однако, встает вопрос: насколько валидный и надежный в бумажном варианте набор заданий будет надежен и валиден в интерактивной среде.
Для ответа на данный вопрос на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, в рамках центра технологического превосходства была разработана программа «Говорящие уроки», включающая в себя наборы заданий для проведения мониторинга в интерактивной среде и предназначенная для мониторинга навыка чтения обучающихся с выраженными трудностями в овладении данным навыком.
При разработке данной программы была учтена специфика обучения чтению детей с умеренной умственной отсталостью в нашей стране. В основу был положен метод показа правильного варианта из трех предложенных и подсчет количества правильных показов за 3 минуты.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: насколько правомерно проведение мониторинга навыка чтения слов в интерактивной среде.
Объект исследования - оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - содержание и процедура мониторинга сформированности навыка чтения слов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде.
Цель исследования - уточнить требования к содержанию и процедуре мониторинга навыка чтения в интерактивной среде.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что набор заданий, представленный в интерактивной среде с соблюдением определенных требований, надежен, валиден, чувствителен к минимальному прогрессу за небольшой промежуток времени. Также, мы предполагаем, что материал правомерно разделен по уровням сложности.
Для достижения цели нашего исследовании необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) определить надежность, валидность, чувствительность к изменениям в небольшой временной промежуток наборов заданий для проведения мониторинга в интерактивной среде, а также правомерность деления материала по уровням сложности при организации мониторинга навыка чтения слов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде;
3) составить методические рекомендации для проведения мониторинга навыка чтения слов у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде.
Методологической и теоретической основой исследования выступили положения о зонах «ближайшего развития» и «актуального развития» (Л.С. Выготский), о психологической структуре, операциях процесса чтения и предпосылках овладения навыком чтения (А.Р. Лурия, А.Н. Корнев и др.). Также мы основывались на ряде принципов общей и специальной педагогики и психологии, психолого-педагогического изучения:
• поэтапности;
• количественно-качественного анализа;
• минимизации временных затрат;
• индивидуального и дифференцированного подхода;
• гуманизации;
• педагогического оптимизма;
• единства диагностики и коррекции;
• надежности и валидности.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и научно­
методической литературы по проблемам оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
2. Эмпирические: беседы с педагогами; наблюдение; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
3. Методы математической статистики: тест знаков, критерий
Уиллкоксона, коэффициент корреляции Спирмена.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Красноярска и Красноярского края:
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Красноярская школа № 5»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Красноярская школа № 8»;
• муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9 "Лидер"»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лесосибирская школа»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ачинская школа № 2»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Железногорская школа-интернат».
В исследовании приняло участие 80 обучающихся с умеренной умственной отсталостью со второго по восьмой класс.
При комплектовании экспериментальной группы учитывались однотипный характер дефекта (умеренная умственная отсталость, F71), обучение по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), разработанным на основе второго варианта адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Противопоказаниями для включения в экспериментальную группу послужили нарушения слуха, выраженные нарушения зрения, обучение чтению на основе других методов (обучение альтернативному чтению).
Исследование проводилось нами в срок с 2018 по 2020 гг. включительно.
На первом этапе (сентябрь 2018 года - ноябрь 2018 года) проводилось изучение и анализ литературных источников по теме исследования, были сформулированы цели и задачи исследования, определены объект, предмет, гипотеза исследования, образовательные учреждения для реализации констатирующего эксперимента, разработка методики констатирующего эксперимента, подбор испытуемых.
На втором этапе (ноябрь 2018 - март 2020 года) проводился
констатирующий эксперимент, а также анализ результатов констатирующего эксперимента.
На третьем этапе: (март 2020 - октябрь 2020 года) были составлены методические рекомендации и оформлены результаты исследования.
Научная новизна заключается в модификации технологии GOM для мониторинга сформированности навыка чтения слов у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде.
Апробация результатов осуществлялась через:
• участие в научно-практических конференциях (Красноярск, 2020)
• Публикации теоретических положений и промежуточных результатов исследования в сборниках: материалов научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и материалов студенческой международной научно-практической конференции (Красноярск, 2020; Москва, 2020).
Структура и объем работы: работа содержит 101 страницу, состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы из 70 источников. Работа включает 2 гистограммы, 3 диаграммы, 2 схемы, 8 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения цели нашего исследования перед нами стояли следующие задачи:
1. проанализировать литературу по проблеме мониторинга учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью;
2. определить надежность, валидность, чувствительность к изменениям в небольшой временной промежуток наборов заданий для проведения мониторинга в интерактивной среде, а также правомерность деления материала по уровням сложности;
3. составить методические рекомендации.
Проанализировав литературу по проблеме нашего исследования мы можем заключить следующее:
1. Мониторинг учебных достижений обучающихся умственной отсталостью мы будем рассматривать как специально сконструированную модель, включающую в себя непрерывное наблюдение, контроль, диагностику и коррекцию.
Данная модель:
• предназначена для выявление малых продвижений обучающихся за непродолжительный период;
• основывается на методах статистики (объективна, надежна);
• предоставляет возможность оперативной и гибкой корректировки программы коррекционной работы с целью повышения качества обучения .
Объективность, надежность, валидность, чувствительность к изменениям за короткий промежуток времени, обоснованность деления материала на уровни сложности в данной системе мониторинга подтверждены методами математической статистики.
2. При изучении педагогического мониторинга в качестве субъекта выступает педагог, в качестве объекта - оценка учебных достижений учащихся с умственной отсталостью.
3. При проведении мониторинга сформированности навыка чтения слов с помощью метода показа варианта из трех предложенных в интерактивной среде, мы принимали во внимание особенности звукового аналитико­синтетического метода обучения грамоте. Также нами были учтены психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной отсталостью.
Следующей задачей нашего исследования являлось определение надежности, валидности, чувствительности к изменениям в небольшой временной промежуток наборов заданий для проведения мониторинга в интерактивной среде, а также правомерности деления материала по уровням сложности.
Для решения данной задачи были скомплектованы наборы заданий, разделенные по сериям в зависимости от уровня сложности. Такое структурирование материала является отличительной чертой мониторинга, разработанного исследователями А.В. Мамаевой, Д.В. Синельниковой и др., от американской системы мониторинга, которая не предполагает деление материала на уровни сложности внутри показателя.
Задания разбиты на серии: первая серия включает слова из 3-6 букв без стечения или с одним стечением, во вторую серию включены сложные слова со стечениями согласных. Для апробирования наборов заданий нами был организован констатирующий эксперимент на базе образовательных учреждений Красноярского края и г. Красноярска:
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Красноярская школа № 3»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Красноярская школа № 5»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 8»;
• муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 "Лидер"»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесосибирская школа»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ачинская школа № 2»;
• краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Железногорская школа-интернат».
В исследовании приняло участие 80 обучающихся с умеренной умственной отсталостью со второго по восьмой класс.
Результаты нашего эксперимента доказывают надежность и валидность и наборов заданий, предложенных в интерактивной среде, обоснованность деления материала на уровни сложности. Также доказано, что предложенная программа «Говорящие уроки» чувствительна к минимальным продвижениям обучающихся за короткий промежуток времени.
На основе результатов исследования нами составлены методические рекомендации для проведения мониторинга сформированности навыка чтения слов у учащихся с умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде, что является третьей и завершающей задачей нашего исследования.
При проведении мониторинга сформированности навыка чтения слов у обучающихся с умственной отсталостью мы рекомендуем учитывать следующие положения:
• использование обучающих заданий;
• использование организующей помощи;
• структурирование заданий по двум сериям;
• предъявление заданий следует в любой последовательности, но обязательно парами, состоящими из заданий 1 -ой и 2-ой серии;
• использование правила трех ошибок, в случае если обучающийся совершает ошибки три раза подряд по заданиям какой-то из серий, задания данной серии ему больше не предъявляются;
• предъявление задания в течение 15 секунд;
• для достижения надежных результатов проводить от двух до четырех включений в один временной промежуток (2 недели), до получения стабильного результата;
• сравнение данных показа, полученных при помощи компьютерной программы, с результатами чтения вслух (у детей с общеупотребительной речью).
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи реализованы, гипотеза не противоречит выводам констатирующего эксперимента.
В качестве дальнейшей перспективы мы предполагаем сбор данных о чувствительности к изменениям как на большем количестве обучающихся, а также большем числе включений, поскольку в связи с пандемией COVID-19 не был реализован в полной мере запланированный сбор данных в три включения. Также планируется уточнить требования к мониторингу навыка чтения в интерактивной среде на ограниченном материале букв.


1. Абери Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. С.150-155.
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 652 с.
3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. 320 с.
4. Афоничкин А.И. Управленческие решения в экономических системах: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 480 с.
5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
6. Баскаков А.Я. Методология научного исследования: учеб. пособие. К.: МАУП, 2004. 216 с.
7. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов: учеб. пособие. М.: Прометей МГПИ имени В.И. Ленина, 1989. 137 с.
8. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 175 с.
9. Волошина П.А. Мониторинг сформированности навыка чтения слов чтения слов у обучающихся третьих-четвертых классов с умеренной умственной отсталостью в интерактивной среде: магистер. дис. Красноярск, 2019. 79 с.
10. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы: пособие для учителя. М.: Школа-Пресс, 1995. 128 с.
11. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости: Ч. 3 // Основы
дефектологии: Собрание сочинений в 6-и т. Т.5 / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 231-256.
12. Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособие. Самара: Учебная литература, 2007. 244 с.
13. Горностаева А.А. Мониторинг сформированности понимания прочитанных предложений у младших школьников с умеренной умственной отсталостью: магистер. дис. Красноярск, 2018. 82 с.
14. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учеб. пособие. М.: УРАО, 1997. 304 с.
15. Дюйзен Е.Ю. Метод экспертного оценивания: руководство к действию
[Электронный ресурс] // КЭ. 2014. № 2 (86). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod- ekspertnogo-otsenivaniya-rukovodstvo-k- deystviyu (дата обращения:18.10.2020)....69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ