Мониторинг сформированности навыков последовательного звукового
анализа у обучающихся 1-2-х классов с общим недоразвитием речи III-IV
уровней в интерактивной среде
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы мониторинга сформированности навыков языкового анализа у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Предпроектное исследование существующих подходов к проблеме
мониторинга образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 7
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с общим
недоразвитием речи и их учет при оценивании образовательных достижений обучающихся 15
1.3. Специфика отслеживания эффективности формирования навыков
языкового анализа у детей с общим недоразвитием речи 21
Выводы по главе I 29
Глава II. Описание проекта «Мониторинг сформированности навыков
последовательного звукового анализа у обучающихся 1-2-х классов собщим недоразвитием речи III-IV уровней в интерактивной среде» 31
2.1. Паспорт и план реализации проекта 31
2.2. Подготовительный этап проекта 34
2.3. Разработческий этап 36
2.4. Этап апробации 42
2.5. Результативно-оценочный этап 49
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложения 59
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 62
Приложение Г 64
Актуальность. Значительная часть детей с общим недоразвитием речи III-IV уровней часто пропускают логопедические занятия, что нередко бывает связано с эпидемиологическими и погодными условиями в нашей стране, регионе или городе, посещением реабилитационных центров в случае непредвиденных травм и отъездом семьи во время обучения. Поэтому востребована технология, которая позволяла бы экономить время педагога на проведение обследования и обработку результатов с получением достоверных данных о сформированности конкретного навыка. С этой целью эффективны компьютерные технологии, снижающие временные затраты и не требующие особой и тщательной подготовки. Такой технологией выступает мониторинг в дистанционном формате.
Мониторинг в интерактивной среде немаловажен и в случае, если семья не имеет возможности приводить ребенка на логопедические занятия, поскольку проживает в другом населенном пункте. Дистанционный формат диагностики удобен как для детей, так и для родителей, поскольку оптимален по времени, не влияет на эмоционально-волевую сферу и не требует специальной подготовки.
Поскольку в начальной школе обучающиеся активно овладевают навыком письма, для нас важно понимать, насколько дети готовы к изучению грамоты. Овладение навыками звукового анализа (умением определить первый и последний звук в слове, наличие и место звука в слове, количество и последовательность звуков в слове и т.д.) является основой для овладения грамотой, но этот процесс для обучающихся с общим недоразвитием речи IIIIV уровней довольно часто связан со значительными трудностями.
Исходя из причин, описанных выше, мы можем говорить об актуальности мониторинга в интерактивной среде для отслеживания сформированности навыков последовательного звукового анализа у обучающихся с общим недоразвитием речи III-IV уровней.
Проектная идея: выявлена недостаточность методического обеспечения для мониторинга навыков последовательного языкового анализа у обучающихся с общим недоразвитием речи III-IV уровней, поэтому возникла необходимость в разработке наборов заданий, надежных, валидных и чувствительных к изменениям для мониторинга данного навыка в интерактивной среде.
Объектом исследования является мониторинг образовательных достижений учащихся 1-2-х классов с общим недоразвитием речи III-IV уровней.
Предметом исследования является содержание мониторинга сформированности навыков последовательного звукового анализа у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровней.
Цель проектной дипломной работы: разработать и апробировать набор заданий для мониторинга сформированности навыков последовательного звукового анализа у обучающихся 1-2-х классов с общим недоразвитием речи III-IV уровней в интерактивной среде.
Цель проекта достигается решением следующих задач:
1. Определить современное состояние проблемы нарушений языкового анализа, а также проблемы мониторинга и коррекции навыка языкового анализа у детей с общим недоразвитием речи в педагогической, психологопедагогической, логопедической литературе и в организации, на базе которой реализован проект.
2. Разработать и апробировать набор заданий, структурированный по уровням сложности, с учётом основных требований модифицированной русскоязычной технологии GOMs для мониторинга сформированности навыков последовательного языкового анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи III-IV уровней в интерактивной среде.
3. Определить надежность, валидность и чувствительность к
изменениям предложенного набора заданий.
Целевая аудитория: учителя-логопеды, учителя-дефектологи,
работающие в школьных образовательных организациях над формированием навыков языкового анализа у обучающихся с общим недоразвитием речи III-IV уровней, учителя начальных классов.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами проекта:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и научно
методической литературы по проблемам оценивания учебных достижений обучающихся с общим недоразвитием речи III-IV уровней.
2. Эмпирические: изучение медицинской и психолого-педагогической документации; беседы с педагогами; наблюдение; констатирующий эксперимент, лонгитюдное исследование, количественный и качественный анализ результатов.
Аннотация проекта
Проект направлен на разработку дидактического материала, с учетом модифицированной русскоязычной версии технологии GOMs, для мониторинга сформированности навыков последовательного звукового анализа у школьников с общим недоразвитием речи III-IV уровней в интерактивной среде.
Для предпроектного исследования выделены следующие вопросы:
1. Изучение контингента обучающихся первого и второго класса с общим недоразвитием речи III-IV уровней в конкретной образовательной организации.
2. Изучение подходов, используемых в образовательной организации для мониторинга навыков звукового анализа.
3. Комплектование группы участников проекта.
Механизм реализации проекта
1. Определить требования к наборам заданий для мониторинга сформированности навыков последовательного звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в интерактивной среде.
2. Подобрать картинки в формате JPG, записать звуковые файлы в формате МР3, разместить их в интерактивной среде.
3. Первично апробировать наборы заданий для диагностики навыков последовательного звукового анализа у детей.
4. Провести логопедическую работу с обучающимися 1-2-х классов.
5. Апробировать наборы заданий повторно с целью определения чувствительности к изменениям.
6. Проанализировать результаты апробации на надежность, валидность и чувствительность к изменениям.
Структура исследования: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.
Ожидаемые результаты: наборы заданий, представленные на сайте «Говорящие уроки», для мониторинга сформированности навыков последовательного звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III-IV уровней, надежны, валидны и чувствительны к изменениям.
Методы оценки:
Для определения надежности данных, полученных в результате мониторинга, сравниваем результаты двух стабильных включений в близкий временной промежуток.
Для определения валидности данных, полученных в результате мониторинга в интерактивной среде, сопоставим результаты диагностики в интерактивной среде с результатами устных ответов.
Для определения чувствительности предложенного набора заданий к изменениям, сравним данные о динамике, полученные при первичной диагностики с данными, полученными в результате повторной диагностики в интерактивной среде.
Перспектива дальнейшего развития проекта: Определение
чувствительности набора заданий к продвижению обучающихся в плане формирования языкового анализа в течение всего учебного года.
Целью нашей проектной выпускной квалификационной работы явилось разработка набора заданий для мониторинга сформированности навыков последовательного звукового анализа у обучающихся 1-2х классов с общим недоразвитием речи III-IV уровней в интерактивной среде и определение надежности, валидности и чувствительности к изменениям предложенного набора заданий.
Работа проводилась в соответствии с поставленными задачами.
Первой задачей являлось определение современное состояние проблемы нарушений языкового анализа, а также проблемы мониторинга и коррекции навыка языкового анализа у детей с общим недоразвитием речи в педагогической, психолого-педагогической, логопедической литературе и в организации, на базе которой реализован проект
В ходе изучения современного состояния проблемы нарушения языкового анализа мы сделали вывод, что среди литературных источников имеется огромное количество наработок методического материала для работы с данной проблемой, но без использования интерактивной среды, что и стало целью нашей работы. После изучения литературных источников и методов мониторинга в образовательной организации мы пришли к выводу, что данные методы имеют как плюсы, так и минусы. Поскольку в образовательной организации мы выявили проблему недостатка дидактического материала, предназначенного для мониторинга сформированности навыков последовательного звукового анализа у обучающихся первого и второго класса с общим недоразвитием речи III-IV уровней в интерактивной среде, мы предложили набор заданий, который будет размещен в интерактивной среде «Говорящие уроки».
После изучения уже известных трудов, связанных с интерактивной средой «Г оворящие уроки», мы сделали вывод о надежности, достоверности и чувствительности программы к изменениям и приступили к работе.
Для реализации проекта нами была скомплектована группа участников проекта. В проекте приняли участие 30 обучающихся одного из краевых государственных бюджетных образовательных учреждений города Красноярск, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. В группу участников проекта вошли учащиеся с первых и вторых классов общим недоразвитием речи III-IV уровней. Ведущим критерием по отбору в группу участников проекта являлся возраст - от восьми до девяти лет, обучение по адаптированной общей образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и посещение детьми логопедических занятий.
На разработческом этапе мы определили требования к наборам заданий для мониторинга сформированности навыков последовательного звукового анализа, подобрали картинный материала в JPG и создали звуковые файлы в МР3 формате, скомплектовали задания и разместили набор заданий в интерактивной среде. Узкоспециализированные требования определялись в соответствие с общими требованиями для зарубежной технологии GOMs и программы «Говорящие уроки», в том числе в соответствие с требованиями, характерными только для программы «Говорящие уроки».
На этапе апробации мы провели первичную диагностику умения определять количество звуков в слове с использованием заданий в интерактивной среде и с использованием устных ответов. Разделили количество детей по уровням сформированности навыков последовательного звукового анализа в зависимости от результатов. В течение трёх недель велась логопедическая работа по развитию языкового анализа, после чего повторно диагностировали умение определять количество звуков в словах с использованием заданий в интерактивной среде, выявили положительную динамику в работе с интерактивной средой и приступили к оценке результатов апробации.
Результативно-оценочный этап решал следующие вопросы выпускной квалификационной работы:
1. Определение надежности данных.
Для определения надежности мы сравнили два стабильных включения в интерактивной среде мы использовали статистический метод Уилкоксона и Тест знаков, после чего получили достоверные данные о надежности полученных данных, что не противоречит нашей гипотезе о надежности, и приступили к определению корреляции между результатами показа в интерактивной среде и результатами устных ответов, с целью определения валидности данных.
2. Определения валидности.
Определяя валидность полученных данных, мы использовали статистический метод ранговой корреляции Спирмана для определения корреляции между результатами показа в интерактивной среде и результатами устных ответов. Нами получен высокий коэффициент, что четко показывает взаимосвязь между результатами устных ответов и показом в интерактивной среде и подтверждает наши предположения о валидности полученных данных. Для точного подтверждения мы проанализировали результаты устных ответов, что имели низкий процент различий с результатами, показанными в интерактивной среде и убедились в верности своих выводах. После чего мы приступили к последней задаче нашей выпускной квалификационной работы.
3. Определение чувствительности к изменениям.
На данном этапе мы использовали статистические методы Уилкоксона и Тест знаков и с их помощью сравнивались стабильные результаты, полученные в ходе первичной и повторной диагностики в интерактивной среде. Полученные данные оказались в пределах высокой чувствительности к изменениям, что подтверждает наши предположения о чувствительности к изменениям предложенного набора заданий. Таким образом, цель и задачи проекта реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация наборов заданий в дистанционном режиме.
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе: учебное пособие для студентов
дефектологических факультетов педвузов / А.К. Аксенова - М. : центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты : Учебное пособие. Владивосток : Изд- во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических
исследований : Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов
педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и
психология». Стерлитамак : гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.
4. Волкова Л.С. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
5. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-логопедическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М. : Сфера, 2008. - 128 с.
6. Дюйзен Е.Ю. Метод экспертного оценивания : руководство к действию //
КЭ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-ekspertnogo-
otsenivanirukovodstvo-k-deystviyu (дата обращения: 07.11.2023).
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 156 с.
8. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование
внимания. - М. : Изд-во Московского университета, 2003. - 99 с.
9. Жукова Н.С. Логопедия : основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - М. : Эксмо, 2011. - 288 с.
10. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации. - М. : В. Секачев, 2012. - 87 с.
11. Ильина Д.С. Мониторинг ФГОС ОВЗ как оценочная процедура ресурсного обеспечения реализации адаптированных программ. URL: Мониторинг ФГОС ОВЗ как оценочная процедура ресурсного обеспечения реализации адаптированных образовательных программ (cyberleninka.ru)
12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : Пособие для логопеда / Г.А. Каше - Москва : Просвещение, 1985. - 207 с.
13. Ковалева Г.С. Система оценки образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС - Москва : Минобрнаука России, 2014. - выпуск № 16 2790.
14. Крылова О.Н. Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе. Учебно-методическое пособие ФГОС. М. : Каро, 2015. - 128 с.
15. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса : дис. к.п.н.: 13.00.01 / Кукуев А.И. - Ростов- н/Д., 2001. - 329 с....36