Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг чтения слогов у обучающихся младших классов с умеренной умственной отсталостью

Работа №168015

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений
обучающихся с умственной отсталостью 9
1.1 Оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 9
1.2 Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга чтения
слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью 22
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания и процедуры мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с
умеренной умственной
отсталостью 33
2.1.Организация и проведение констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга у
обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью 57
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложения 72

Актуальность. В современных нормативно-правовых документах, регламентирующих содержание обучения детей с умеренной умственной отсталостью, предусмотрено овладение навыком чтения детьми данной категории на доступном уровне.
Процесс формирования навыка чтения у детей с умеренной умственной отсталостью своеобразен, что объясняется психолого-педагогическими особенностями детей данной категории. На разных этапах овладения этим навыком у каждого ребенка он протекает по-разному. Поэтому важен дифференцированный подход в обучении, неоднократное повторение, закрепление пройденного материала, а также регулярное отслеживание результативности обучения.
Значительный процент детей с умеренной умственной отсталостью имеет потенциальную способность к овладению навыком чтения. Несмотря на существование большого количества методик для обучения чтению детей данной категории (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и др.), на современном этапе существуют объективные трудности в обучении грамоте детей с умственной отсталостью [57].
Мониторинг достижений детей является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Система оценивания должна позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений, определять прогресс в течение коротких периодов времени и обнаруживать небольшие продвижения в развитии навыков, что позволило бы педагогам оперативно реагировать и гибко корректировать программы для улучшения результатов обучения.
В организационных и нормативно-правовых документах для определения результативности обучения детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется использование метода наблюдения и метода экспертной группы. Несмотря на такие достоинства, как минимизация затрат, комплексность, возможность качественного анализа и др., методы наблюдения и экспертной группы имеют такой значительный недостаток, как субъективность.
Минимизировать временные затраты, при этом сохраняя глубину и качество исследования, позволяет один из зарубежных видов мониторинга, относящийся к группе методов «формирующего оценивания» - GOMs. Но он требует значительной модификации с учетом особенности обучения грамоте детей с умеренной умственной отсталостью в России и психолого-педагогических особенностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Таким образом, проблема разработки содержания и требований к процедуре мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью приобретает на данный момент особую актуальность.
Объект исследования: оценка учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью.
Цель исследования: определить содержание и требования к процедуре мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной степенью умственной отсталости.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно­
методическую литературу по вопросам обучения, диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью.
2. Разработать содержание мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью в виде валидных наборов заданий, структурированных по уровням сложности и сформированных на основе критериев, влияющих на результаты оценивания чтения слогов.
3. Адаптировать требования к процедуре мониторинга, представленные в рамках зарубежных технологий «формирующего оценивания», с учетом требований отечественной методики обучения грамоте обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
4. Разработать на основе полученных результатов рекомендации по проведению мониторинга у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью.
Гипотезой исследования служат следующие предположения:
1) мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью - комплексная система наблюдений, контроля, диагностики, прогноза и корректировка педагогического процесса с целью улучшения качества обучения, выявляющая в любой момент времени минимальные продвижения обучающихся за короткий период, основанная на методах статистики (надежная, объективная, валидная);
2) на результаты мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых- третьих классов с умеренной умственной отсталостью будет влиять ряд условий и факторов;
3) выявленные условия и факторы позволят нам разработать валидные серии заданий, структурированные по уровням сложности, и определить требования к процедуре мониторинга.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения о зонах "ближайшего развития" и "актуального развития" (Л.С. Выготский), о психологической структуре, операциях процесса чтения и предпосылках овладения навыком чтения (А.Р. Лурия, А.Н. Корнев, Т.Г. Егоров и др.). В основу положены ряд специальных и общедидактических принципов:
• поэтапности (отдельно отслеживаются этапы в овладении навыком чтения слогов в зависимости от сложности структуры слога);
• использования обходного пути (невербальная реакция (указательный жест в качестве ответа) для детей с отсутствием общеупотребительной речи);
• количественно-качественного анализа.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В исследовании применялись теоретические методы (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы) по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью, методы математической статистики (тест знаков, критерий Уиллкоксона, коэффициент корреляции Спирмена), практические методы (беседа, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных).
Научная новизна. В результате проведенного исследования:
• выявлены специфические особенности, выявлены и подтверждены критерии оценки чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью;
• подтверждена валидность метода оценивания чтения слогов через показ слогов из трех предложенных у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью;
• разработаны требования к содержанию и процедуре мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• дополнены и уточнены имеющиеся научные сведения об особенностях чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью;
• дано теоретическое обоснование содержанию и процедуре мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для проведения мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью, которые могут быть использованы учителями-дефектологами и логопедами.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская общеобразовательная школа № 5», КГСОУ «Красноярская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3» и краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью. При комплектовании экспериментальной группы учитывались однотипный
характер дефекта (умеренная умственная отсталость, F71), обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся второго и третьего класса с умеренной умственной отсталостью. Противопоказаниями для включения в экспериментальную группу являлись нарушения слуха, выраженные нарушения зрения, обучение по другим образовательным программам.
Исследование проводилось в течение 2015 - 2017 гг. и проходило в три этапа:
I этап: (сентябрь 2015 года - апрель 2016 года) - изучение и анализ литературы, формулирование цели и задач исследования, определение объекта, предмета, гипотезы и базы исследования, разработка методики констатирующего эксперимента, комплектование экспериментальной группы.
II этап: (май 2016 - сентябрь 2016 года) - проведение констатирующего эксперимента.
III этап: (октябрь 2016 - апрель 2017 года) - анализ результатов
констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций и оформление результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научных и научно-практических конференциях и семинарах: региональных, краевых (Красноярск, 2016,2017; Чебоксары, 2016);
- публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналах (Красноярск, 2016, 2017; Чебоксары, 2016).
По теме магистерской диссертации опубликована 1 статья (Чебоксары 2016), две статьи приняты в печать (Красноярск 2017).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы из 69 источников. Работа включает 1 схему, 1 гистограмму, 4 диаграммы и 5 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа литературы по проблеме мониторинга учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы следуем таким положениями:
• мы считаем целесообразным взять за основу технологию GOMs для разработки отечественного мониторинга учебных достижений (принципы данного метода, основные организационные аспекты и его подходы);
• под мониторингом учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы будем понимать комплексную систему наблюдений, контроля, диагностики, прогноза и корректировки педагогического процесса с целью улучшения качества обучения, позволяющую выявлять в любой момент времени минимальные продвижения обучающихся за короткий период, основанная на методах статистики (надежная, объективная, валидная);
• в рамках данной работы мы рассматриваем педагогический мониторинг, в качестве субъекта выступает учитель, а объекта - навык чтения слогов обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью;
• при разработке мониторинга чтения слогов у обучающихся вторых- третьих классов с умеренной умственной отсталостью мы учитываем особенности звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте обучающихся с умственной отсталостью и психолого-педагогические особенности обучающихся (специфическое недоразвитие внимания: малый объем, недостаточная устойчивость, нарушение распределения, произвольности; специфическое недоразвитие восприятия: замедленность, фрагментарность, недостаточная устойчивость, нарушение обобщенности и целостности; специфическое недоразвития памяти: замедленность и
непрочность запоминания, быстрота забывания, неточность
воспроизведения.
О целесообразности применения адаптированного варианта технологии GOMs для мониторинга навыка чтения слогов у обучающихся вторых-третьих классов с умеренной умственной отсталостью, мы можем сделать выводы по результатам проведенного нами исследования.
Доказана валидность применения метода показа слогов из трех предложенных в наборе, структурированном с учетом сложности слоговой структуры и требования совпадения букв в слогах.
С учетом оптимизации временных затрат целесообразно применять «правило трех ошибок», которое заключается в прекращении предъявления заданий серии в случае трех идущих подряд ошибок.
В процедуре мониторинга можно использовать формулировки инструкции как со слова «покажи» так и со слова «найди».
Доказана необязательность учета организующей помощи при обработке полученных результатов, но она необходима в рамках процедуры мониторинга, так как нам важно не только изучать, но и обучать в процессе мониторинга, также мы решаем воспитательные задачи и формируем базовое учебное действие, как действовать в соответствии с инструкцией.
В качестве дальнейшей перспективы планируется доказательство данных выводов на большей выборке и распределение серий с учетом критерия степени сложности структуры слога и требования совпадения букв в слогах.


1. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - Режим доступа: http: //минобрнауки.рф/документы/5133
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учеб. пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
3. Аксёнова М.В. Мониторинг образовательных достижений
обучающихся как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. URL:
http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=5829
4. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
5. Аксёнова А. К. Обучение грамоте
//http: //old.prosv.ru/ebooks/Aksenova_Obuchenie_gramote/2 .html
6. Андреева К. А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 175-183.
7. Артемьева Н.В., Мамаева А.В., Постникова Н.Н. Оценивание знания букв у младших школьников с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / 2016. - № 4 (38). С. 123-128
8. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах: учеб. пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
9. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
10. Баряева Л.Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми / Л. Б. Баряева, С. Ю. Ильина, Г. Ф. Нестерова, В. П. Шиянова //Дефектология. 1994. - № 6. - С.56-58.
11. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью /Л Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. СПб. : Издательство «Союз». 2001. -320 с. -
(Коррекционная педагогика).
12. Баскаков, А. Я. Методология научного исследования: учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 2004. — 216 с.
13. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин -тов / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
14. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
15. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости: Ч. 3. / Л.С. Выготский // Основы дефектологии: Собрание сочинений в 6-и т. Т.5. / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С. 231-256....69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ