Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №168013

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА 8
1.1. Теоретическое обоснование гендера в современной науке 8
1.2. Гендерная идентичность как социокультурный феномен 17
1.3. Современные условия гендерной идентичности старшеклассников в
социальной среде 26
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КРУПНОГО ГОРОДА И МАЛОГО ГОРОДА. 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Результаты эмпирического исследования 37
2.3. Коррекционно-развивающие мероприятия, способствующие развитию
гендерной идентичности старшеклассников малого города 44
Выводы по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Приложения 59

Актуальность данной работы определяется следующим. Становление гендерных исследований, направленных на изучение того, как социум влияет, формирует и закрепляет в общественном и индивидуальном сознании социально-психологический статус в его феминных/маскулинных проявлениях, связано с возросшим интересом к анализу субъективной основы процессов социализации, компонентом которой является тендерная идентичность.
Именно принятие своей социальной принадлежности по признаку пола, успешное освоение практик формирования телесности, соответствующих социокультурным представлениям о маскулинности и феминности, овладение конвенциональными моделями поведения, репрезентирующими
мужественность и женственность, являются необходимым этапом становления личности.
Актуальность исследования определяется, с одной стороны, усилением значимости целенаправленного развития личности, ориентированной в гендерных традициях культуры и маскулинно/феминно маркированных элементах современной системы ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, а, с другой стороны, недостаточной ориентацией психолого-педагогической практики на формирование гендерной идентичности как компонента культурно-развитой личности, в том числе в старшем школьном возрасте.
Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение, общение со сверстниками. Общение - сложное социально-психологическое явление, суть которого не только в обмене информацией, но и в возможности воспринимать, понимать и принимать собеседника. [43].
В современном обществе постепенно стираются границы между полоролевыми характеристиками личности. Большое влияние на это оказывает развитие таких технологий, как Интернет, телевидение, а также основным инструментом выступают средства массовой информации. В Западной Европе, в частности в Германии, все чаще можно встретить упоминания про «третий» гендер, что, в свою очередь, порождает некий конфликт в подсознании людей из более консервативных государств, например, Российской Федерации. Недавно, FaceBook - одна из самых популярных социальных сетей в Европе и Соединенных Штатах Америки, заявила о том, что в планах компании намечена переработка блока с личной информацией, а именно - добавление в графу «пол» еще 54 гендеров, помимо привычных «мужской» и «женский».
Подростки, в связи с особенностями возраста, являются наиболее восприимчивой группой к любого рода социальным изменениям. Это связано как с обостренной ситуацией внутри самой личности, которая находится в постоянном поиске себя, так и с высоким уровнем нацеленности на социальные контакты, в которых они учатся взаимодействовать с окружающим миром и социумом. Именно поэтому возникает определенная потребность в создании условий для правильной гендерной идентичности подростков, через которые и будет реализовываться главная цель образовательной организации - целостное развитие личности на всех этапах ее школьной жизни [10].
Формирование личности в разных социальных, политических и культурных условиях проходит по-разному. Чем более развита социальная сфера, чем более доступными становятся блага, чем больше условий для самореализации и самоактуализации, тем быстрее и лучше проходит этот процесс [10]. Все эти условия в полной мере реализованы в условиях развитого города. В связи с этим возникает проблема самоактуализации личности подростка в условиях малых городов.
Теоретический анализ показывает, что гендерная идентичность с середины 1960-1970-х гг. служит предметом исследования в философии, социологии, психологии. Разработка основных идей о структуре и функциях тендерной идентичности восходит к классическим зарубежным трудам и теориям идентичности Э. Гидденс, Е. Гоффмана, У. Джеймса, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Д. Марсиа, Дж. Мида, X. Тэджфела, Дж. Тэрнера, Э. Фромма,
3. Фрейда, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона, К. Ясперса, а также к работам отечественных ученых JI.C. Выготского, И.С. Кона, Ю.М. Лотмана, JI.B. Скворцова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Активно разрабатывают вопрос о взаимодействии личностной и социальной идентичности и результатах самореализации личности во внешнем контексте B.C. Агеева, Н.В. Антонова, Т.С. Бараулина, М.В. Заковоротная, А.Н. Кимберг, О.Н. Павлова, X. Ремшмидт, А.К. Толмасова, Б. Шефер, Б. Шледер.
Слабое развитие гендерной направленности современной психолого­педагогической практики обусловлено тем, еще не сложились целостные представления о сущности гендерной идентичности, ее структуре и функциях, критериях и уровнях развития, особенностях становления у
старшеклассников. Отсутствует концепция использования психолого­педагогических средств, необходимых для развития гендерной идентичности.
В связи с этим мы обозначили следующие противоречия между:
• изменившейся системой морально-этических ценностей, касающихся межполовых отношений, и недостаточным внимание психолого­педагогической практики к проблеме формирования гендерной идентичности как компонента культурно развитой личности;
• необходимостью целенаправленного воздействия на
формирование гендерной идентичности подростков и эгалитарных отношений между юношами и девушками, способствующих становлению позитивной, непротиворечивой идентичности и невысокой эффективностью существующих организационных форм и методов ее развития;
• сопровождение данного процесса, и слабой разработанностью
этого направления в работе школьной психологической службы.
Данные противоречия позволили определить проблему исследования-каковы особенности гендерной идентичности современных старшеклассников?
С учетом проблематики была определена следующая цель исследования.
Цель: выявление особенностей гендерной идентичности
старшеклассников.
Объект: гендерная идентичность как психологический феномен.
Предмет: особенности гендерной идентичности старшеклассников малого города.
Гипотеза: существуют различия гендерной идентичности у
старшеклассников малого и большого города.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ гендерной идентичности в современной психологии.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование гендерной идентичности.
3. Выявить особенности гендерной идентичности старшеклассников малого и большого города.
4. Разработать факультативный курс для развития гендерной идентичности у старшеклассников.
Теоретико-методологическая база исследования:
- гендерный поход, рассматривающий гендерную идентичность как результат сложного биологического, социального и психологического развития личности в конкретных социальных условиях (П. Бурдье, Дж. Батлер, С. Бем, Т.В. Бендас, М.В Буракова, Д.В. Воронцов, Р.Г. Гаджиева, К. Гиллиган, В.В. Знаков, В.А. Лабунская, Н.К. Радина, К. Уэст, Э. Сиксу, И.В. Хайдер, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.);
- исследования, выполненные в рамках гендерного подхода (А.И. Белкин, С. Бем, И.С. Голод, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Э. Маккоби, Н.Г. Макарова и др.), работы, раскрывающие вопросы идентификации и идентичности, формирования стереотипов маскулинности / фемининности (А. Адлер, Т.А. Араканцева, Э. Джекобсон, И.В. Романов, К. Хорни, Э. Эриксон и др.)
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого­педагогической литературы, применявшиеся для описания категориального поля проблемы;
• эмпирические: опросники.
Методики:
• Опросник «Кто я?» (по М. Кун и Т. Макпартленд);
• Опросник «Я женщина (мужчина)» (Л.Н. Ожигова);
• «Полоролевой опросник» С. Бем (модификация И. С. Клециной)
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № ХХХ г. Красноярска», Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №ХХХ г. Бородино».
Выборка: 73 обучающихся 10 классов в возрасте 15-16 лет, из них: 34 юноши и 39 девушек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержит приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа теоретической базы в области гендерных исследований современной психологии было выявлено, что гендерная идентичность как раздел гендерной социализации сформировалась относительно недавно. Основой для оформления гендерной науки послужило развитие феминистских движений в Западной Европе в период 1970-х годов. Впервые идеи разделения биологического пола и социальной идентичности личности были выдвинуты в книге американской ученой Маргарет Мид «Пол и темперамент в трех примитивных обществах», изданной в 1935 г. Гендерные исследования в отечественной науке впервые были затронуты в статье А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос», опубликованной в журнале «Коммунист» в 1989 году, что послужило основой для развития изучения гендера на тот момент в РСФСР, а в дальнейшем в Российской Федерации.
Сейчас гендерная идентичность как один из аспектов гендерной социализации в большинстве случаев определяется через такие составляющие личности, как феминность, маскулинность и их выраженность в разной степени в конкретной личности. В связи с этим возникает потребность отойти от бинарной системы определения гендера, завязанной на биологическом поле и создать систему, в которой будут обозначены гендеры в разных соотношениях и разных проявлениях внутри личности. Этот шаг, одними из первых, сделали в Германии, где выделили третий гендер.
Помимо этого, в современном обществе на данном этапе развития гендерной науки возникает необходимость в определении универсальности гендерных ролей и подчеркивание их взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Этот вектор реализации запроса уже начинает действовать в многих передовых школах как Европы, так и России, где образовательные организации отходят от идеи привязки образовательных программ под конкретный пол, создавая, тем самым, «бесполое» образование, в котором личность подростка будет чувствовать себя комфортно и сможет в полной мере реализовать свой потенциал. При выпуске из образовательной организации старшеклассники должны иметь понятия о гендере как явлении и иметь уже сформированное представление о себе как о носителе определенного гендера, независимо от стереотипов, закрепленных в данном обществе.
По итогам проведения исследования гендерной идентичность старшеклассников в рамках образовательных организаций, находящихся в разных социальных и культурных условиях развития, были сделаны выводы о том, что на формирование гендерной идентичности и представления старшеклассников о себе как о носителе конкретного гендера большое влияние оказывают гендерные стереотипы, присущие данной социальной общности. Исходя из особенностей подросткового возраста можно сделать вывод, что подростки в разных социокультурных условиях воспринимают гендерные стереотипы и гендерные роли по-разному - старшеклассники большого города менее восприимчивы к стереотипам, нежели их сверстники из малого города. Но при этом старшеклассники большого города имеют либо еще не сформированное представление о своем гендере, либо рамки между гендерными ролями мужчины и женщины в их сознании стерты, о чем можно сказать по степени соотношения андрогинных личностей к коллективу.
Для решения данной проблемы был разработан план коррекционно­развивающих мероприятий, целью которых стало воспитание у старшеклассников чувства толерантности к себе и к окружающим. В том числе происходит и формирование гендерной толерантности через решение формирование гендерного самосознания и принятие толерантности как условия осуществления гендерной социализации школьников. Данное решение будет осуществляться через ознакомление с понятием «гендер», «гендерная толерантность», виды гендеров и подходы к их выделению, через осознание существующих гендерных стереотипов, а также формирование эмпатического понимания личности независимо от ее мировоззрения и качеств.


1. Аверин В.А. Психология детей и подростков., СПб., 1994. 207 с.
2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
3. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152-158.
4. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
5. Батуев А.С. Человек: основы физиологии и психологии: учеб. пособие. М.: Дрофа, 1998. 368 с.
6. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М: РОССПЭН, 2004. 336 с.
7. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 169 с.
8. Берн Ш. Гендерная психология. М.: ПРОИМЗДАТ, 2000. С. 83-120.
9. Боковикова А.М. Старовойтова В.В. Гендерные особенности. СПб: Университетская книга, 2001. 264 с.
10. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.
11. Брандт Г.А. Г ендерные исследования в России: особенности и проблемы // Гендерные отношения в современной России. Самара, 2003. С. 16-34.
12. Воронина О.А. Философия пола // Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: ПРОИМЗДАТ, 1998. С. 28-43
13. Григорьева Н.А. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования: учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград: Перемена, 2003. 118 с.
14. Жеребкин С.В. Введение в гендерные исследования: хрестоматия. Харьков; СПб.: Питер, 2001. 104 с.
15. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе / О муже(И)ственности: Сб. статей / Сост. Ушакин С. М.: НЛО. 2002. С. 432-351....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ