Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №168004

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы103
Год сдачи2023
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Формирование диалогической речи в онтогенезе 7
1.2. Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 15
1.3. Анализ существующих методик, направленных на развитие и коррекцию диалогической речи детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи 19
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Разработка и реализация проекта по коррекции диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1. Паспорт и план реализации проекта 31
2.2. Предпроектный этап 33
2.3. Этап апробации проекта 45
2.4. Результативно - оценочный этап 55
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Библиография 64
Приложения 71

Актуальность. Для успешной социальной адаптации человеку необходима речь. Высказать свои предпочтения, узнать интересующую его информацию, проявить интерес и показать уровень своей эмпатии по отношению к окружающим - вызывает у многих детей трудности. Речь является связующим звеном между человеком и обществом. Умение использовать в полной мере весь речевой потенциал, дает возможность достичь определённых целей и с легкостью адаптироваться в социальной среде.
Свое формирование речь начинает, почти сразу же после рождения и продолжает развиваться в процессе общения. Именно общение, оказывает на речь огромное влияние. Общение-коммуникация происходит с помощью речевой системы. Формирование и развитие речевой системы происходит, именно с помощью диалога, основой для этого служит понимание воспринимаемой речи и речевая практика. Активизация когнитивных и мыслительных процессов происходит во время диалогического речи. Многие исследователи в своих работах отмечают, что важные психические функции замедляются при отсутствии общения.
Дети с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) имеют не сформированные коммуникативные навыки, это происходит из-за системных речевых нарушений. Скудный словарный запас, неумение грамматически правильно выстроить фразу или предложение, нарушение звукопроизношения приводит к тому, что речь детей не понятна для окружающих, а в дальнейшем, дети начинают просто стесняться разговаривать. Данное нарушение негативно сказывается на социальной адаптации ребенка, находясь в общественном месте ребенок начинает испытывать чувство неуверенность, а иногда и чувство страха.
Проблема становления диалогической речи детей является одной из актуальных в теории и методике обучения и логопедии. Этой проблемой занимались М.М. Бахтин, В.П. Глухов, О.А. Капитовская, М.М. Лисина, М.Г. Плохотнюк, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Л.Ф. Спирова, Д.Б. Эльконин, Л.П. Якубинский многие из этих исследователей считали, что именно овладение связной диалогической речью является одной из главных задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Развитием и коррекцией диалогической речи занимались такие авторы методических и дидактических материалов как М.М. Алексеева, З.М. Богуславская, О.А. Бизикова, Ю.А. Вакуленко, Г.М. Кучинский, Г.М. Лямина, Е.А. Полякова, А.Г. Рузская, Т.А. Ткаченко. В своих работах описывают различные способы и методы по развитию и коррекции диалогической речи у дошкольников.
Следует отметить, что дети получая коррекционное обучение в дошкольном учреждении, не всегда применяют полученные навыки за его периметром. Поэтому важно создавать условия максимально приближенные к повседневной жизни детей.
Современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Огромное значение современные дети уделяют информационным платформам и чаще всего хотят стать участниками этих проектов. Но из-за отсутствия навыка общения с окружающими, не сформированности диалогической речи дети не могут реализовать своих потребностей во взаимодействии с окружающими. Проведя анализ интересов среди детей от 4 до 12 лет мы пришли к выводу, что важно организовать условия с помощью которых они смогут реализовать свои потребности. А именно научить детей вести диалог, применяя метод интервью. Метод интервью - достаточно недавно применяется в отечественной педагогике. Именно с помощью данного метода дети легко осваиваю иностранные языки
Проектная идея: выявлена недостаточность программного, методического и дидактического обеспечения логопедической работы по развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проектной работы: диалогическая речь у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет проектной работы: содержание логопедической работы для развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III.
Цель проектной работы: разработать, апробировать и оценить результативность программного, методического и дидактического обеспечения, направленного на развитие диалогической речи старших дошкольников с ОНР III.
Для достижения цели запланировано решение следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической и логопедической литературы выявить современное состояние проблемы по развитию диалогической речи у детей с ОНР III;
2. Провести предпроектное исследование:
• выявить актуальные проблемы в образовательной организации;
• выявить особенности диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III;
3. Разработать и апробировать программное, методическое и дидактическое обеспечение направленное на развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III;
4.Оценить результаты реализации проекта через определение динамики диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III.
Методы:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по развитию связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III.
• Эмпирические: изучение медицинской и психолого-педагогической документации на базе образовательной организации; опрос педагогов; наблюдение за обучающимися.
• Интерпретационные методы исследования: количественный и качественный анализ результатов диагностического и контрольного этапов проекта.
Целевая аудитория проекта: дети старшего дошкольного возраста с ОНР III.
Новизна проектной работы заключается в том, что во время коррекционных занятий по развитию речи, мало уделяется вниманию, развитию связной диалогической речи. Дети испытывают трудности в построении вопросов и в умениях их задавать. А также диалог у данной группы детей чаще всего не имеет четкой структуры и логической взаимосвязи между предложениями.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения В проведении экспериментального исследования были задействованы 10 дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве 70 источников) и 4 приложений. Проиллюстрирована 1 таблицей и 11 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дети с общим недоразвитием речи имеют не сформированные коммуникативные навыки, это происходит из-за системных речевых нарушений. Скудный словарный запас, неумение грамматически правильно выстроить фразу или предложение, нарушение звукопроизношения приводит к тому, что речь детей не понятна для окружающих, а в дальнейшем, дети начинают просто стесняться разговаривать. Данное нарушение негативно сказывается на социальной адаптации ребенка, находясь в общественном месте ребенок начинает испытывать чувство неуверенно, а иногда и чувство страха.
Диалог, как вид речевого общения, протекает при непосредственном общении, как минимум двух собеседников, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Во время диалога важно выстроить взаимопонимание участников, создать мотивацию для развития совместных мыслей к сотрудничеству, к общей деятельности. Данный вид речевого общения является первой ступенью к овладению ребенком связной монологической речью. Связность диалога определяется навыками и умениями двух собеседников задавать вопросы и отвечать на них.
Общее недоразвитие речи нарушает привычный ход развития диалогической речи у дошкольников, что приводит ее недоразвитию. У детей с общим недоразвитием речи диалогическая речь отличается бедностью, неразрывно связана с ситуацией.
Формирование диалогической речи происходит протяжении на всего дошкольного периода. Многие ученые пришли к выводу, что диалогу необходимо учить: О.А. Бизикова, Н.М. Юрьева, В.И. Яшина. Старшие дошкольники без специального обучения овладевают лишь элементарными диалогическими умениями. Многие авторы как М.М. Алексеева, З.М. Богуславская, О.А. Бизикова, Ю.А. Вакуленко, Г.М. Кучинский, Г.М. Лямина, Е.А. Полякова, А.Г. Рузская, Т.А. Ткаченко, рассказывают о методах развития диалогической речи, успешно адаптируя их для детей с общим недоразвитием речи.
Проведя анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, мы определили, метод для развития диалогической речи у детей с ОНР III - метод интервью. Данный метод сравнительно недавно появился в дошкольной педагогики, до этого его на своих занятиях применяли учителя -иностранных языков. Метод интервью соответствует особенностям психологического восприятия детей дошкольного возраста. Интервью - это игра с процессе которой дети учатся планировать свою речь, строить вопросные и ответные предложения. Активизируют свой словарный запас. Кроме того игра учит взаимодействию, а метод интервью речевому взаимодействию.
Одной из основных задач педагога является научить ребенка не только владеть нормами языка но и успешно ими пользоваться в различных коммуникативных ситуациях с различными коммуникативными целями.
Главной целью нашего проекта являлась разработка программно-методического и дидактического обеспечения логопедической работы, направленного на развитие диалогической речи старших дошкольников с ОНР III, с помощью метода интервью.
На основе анализа психолого-педагогической и логопедической литературы мы сделали выводы о том, что диалогическая речь включает в себя наличие в речи культуры диалога, и умению отвечать на вопросы, задавать вопросы самостоятельно исходя из темы разговора. Метод интервью в полной степени способствует реализации данных задач. Так как к интервью необходима подготовка, целесообразно было создать рабочую тетрадь со схемами предложений.
На предпроектном этапе мы пришли к выводу, что в данной образовательной организации в рабочей программе коррекционного курса «Развитие речи» не представлена работа над развитием диалогической речи , что соотносимо с описанием данной категории в психолого-педагогической и логопедической литературе.
На диагностическом этапе, проанализировав все данные, а именно логопедические представления речевые карты, а также по результатам проведенной нами диагностики, мы пришли к выводу, что воспитанники данного образовательного учреждения старшего возраста общим недоразвитием речи испытывают трудности в овладении навыком диалогической речи речи. Следовательно, есть необходимость работы по развитию диалогической речи у данных детей. Таким образом, на основе результатов диагностического этапа нами определено содержание логопедической работы по следующим направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
На разработческом этапе нами был предложен метод интервью и принято решение разработать программное, методическое и дидактическое обеспечением для логопедической работы по развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в соответствии с лексическими темами темами, а также опираясь на особенности нарушений диалогической речи обучающихся.
На этапе апробации было реализовано 6 тем на групповых занятиях, после результатам которых, мы сделали вывод, что метод интервью способствует поддержанию интереса детей во время занятия, а также формирует умение строить полные предложения-ответы и предложения вопросы с помощью схем предложений.
На результативно - оценочном этапе реализации проекта нами была проведена контрольная исследовательская диагностики. Во время данной диагностики мы использовали метод наблюдения за игрой «Экскурсия по нашему детскому саду». По результатам диагностики уровень сформированности диалогической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III мы определили положительную динамику. У четверых детей из пяти изменился уровень сформированности диалогической речи с низкого на средний, у одного ребенка с низкого на высокий.
Таким образом, цель и задачи проектной работы реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается применение разработанного нами программного, методического и дидактического обеспечения, направленного на развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, в течение календарного учебного года.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия»,- 2006. - 400 с.
2. Алмазова, А. А. Характеристика диалогической речи детей с речевым недоразвитием// Диагностика и коррекция нарушений речевого развития у детей. Сборник статей.- Ижевск, 2008. - 44-53 с.
3. Арушанова, А. Г. и др. Истоки диалога. 5-7 лет/ А.Г.Арушанова, Н.В. Дурова, Р. А.Иванкова, Е. С.Рычагова. - М.: Мозаика-Синез, 2004. - 186с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.¬272 с.
5. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития// Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С. Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - 57-66 с.
6. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. -М.: Скрипторий 2003. -136 с.
7. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: автореф. дис. канд. педагог. наук : 13.00.07 / Бизикова Ольга Анатольевна. - Екатеренбург, 2007. -23 с.
8. Бизикова, О. А. Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах т схемах: Учебное пособие -3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
9. Брызгунова, Е. А. Диалог // Русский язык: энциклопедия М.: СЭ, 1979. -74 с.
10. Брюховский, Л. А. Дизартрия. Учебно-методическое пособие. - Изд-е 2, перераб. и доп. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015.- 82 с.
11. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. -М.: Педагогика, 2008. - 153 с.
12. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитием речи / О. М. Вершина. - М.: Просвещение, 2003. - 246 с.
13. Винокур, Т. Г. Десять заповедей культуры речевого поведения. / Т.Г. Винокур // Незабытые голоса России: Звучат голоса отечественных филологов. Вып. I. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 50-63 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 513-524 с.
15. Волкова Г.А. Энциклопедический словарь логопеда - СПб. : ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. - 256с.
16. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. Пособие / В.К. Воробьева. М.: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
17. Выготский, Л. С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
18. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1995. - 77 с.
19. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
20. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 2008. - №4. - 8-10 с.
21. Глухов, В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. - М.: Союз, 2007. - 156 с.
22. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно - методическое пособие для студентовпед. И гумати. Вузов и практикующих логопедов. Издание2-е, исправленное и дополненное. - М.: В. Секачев, 2017. - 232 с.
23. Глухов, В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М., 2007. - 68 с.
24. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации: учеб. для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 272 с.
25. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2006. - 272 с .
26. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / Методическое пособие -М.: АРКТИ, 2018. - 80с.
27. Жинкин, Н. И. Механизмы речи/ Методическое пособие М.: АПН РСФСР, 1958. - 85 с.
28. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учебно-методическое пособие. -М.:Соц.-полит. Журн., 1994. -96с.
29. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
30. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2008.
- 142 с.
31. Изимов, А. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.- 448 с.
32. Казаковская, В. В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге.//Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство Мозаика - синтез, 2003. - 35-58 с.
33. Капитовская, О. А., Плохотнюк М. Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями/ О. А.Капитовская, М. Г.Плохотнюк. - СПб.: КАРО, 2005.-64 с.
34. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова, М. С. Рузина.
- САГА, 2002. - 35 с.
35. Коноваленко, В. В.Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. Коноваленко, С. В. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
36. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление. - Минск: ниверситетское, 2012. - 120 с.
37. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.
38. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д : «Феникс», СПб : «Союз», 2004. - 224с.
39. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. -М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
40. Левшина, Н. И. Диагностические методики по проблеме социально - личностного воспитания и развития дошкольников [электронный ресурс] : 85 учебное пособие / под ред. Н.И. Левшиной, Т.М. Бабуновой. -2-е изд. испр. и доп. -М. : ФЛИНТА. 2015. - 161 с.
41. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речеваядеятельность / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1995. - 214 с.
42. Лепская, Н. И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Цейтлин [и др.]. - СПб.: Образование, 1992. - 39-49 с.
43. Лепская, Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филолог. Фак. - Москва, 1997. - 151 с.
44. Лисина, М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. - М.: Педагогика. - 144 с.
45. Лисина, М. И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. - Минск, 1995. - 115 с.
46. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Изд. 2-е. - Ростов на/ Д., 2003.-416 с.
47. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - 49-52 с.
48. Никитенко, А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - 70 с.
49. Нищева, Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2017. - 80 с.
50. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. -М.: Экономика, 2007. - 304 с.
51. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 408 с.
52. Правдина, О. В. Логопедия. [Текст] / О.В. Правдина - М.:Просвещение, 2003.-272 с.
53. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с.
54. Селиверстов, В.И. Понятийно - терминологический словарь логопеда / под редакцией В.И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-400с.
55. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 2000. - 192 с.
56. Ступак, Л. В. Онтогенез диалогической речи / Л.В. Ступак // Специальное образование. - 2012. -№3. - 109-113 с.
57. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи
https://vk.com/topic-63067721 378318377ysclidHo1hq6ubfi50009719 (дата
обращения 20.09.2023)
58. Томогашева, О. В. Теоретические подходы к проблеме диалогической речи / О. В. Томогашева // Международный научный журнал Инновационная наука. -2015. -№4. - 142-143 с.
59. Усольцева, Н. К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дисс. канд. пед. наук/ Усольцева Нина Константиновна. -М., 1996. -178 с.
60. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под.ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К, Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Академия, 2012.-192-230
61. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.- М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
62. Филичева, Т. Б.Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Эксмо, 2019. - 608 с.
63. Чеканова, М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе // Молодой ученый. -2015. -№11. - 109-112 с.
64. Чиркина, Г. В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография / под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. - Архангельск: Поморский университет,2009. - 403 с.
65. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1990.-359 с.
66. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва : ВЛАДОС, 2013.-228 с.
67. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / под ред. Л. В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.
68. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
69. Marcella Batistik Zarek & Moika Sand. 2022. The impact of COVID-19 on early childhood education and care. The impact of COVID-19 on early childhood education and care 105 125 .
70. Leslie-Ann A. (2016) Analysis of the involvement of young children in single and group interview methods. Australasian Journal of Early Childhood 41:1, pages 36-44.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ