ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 12
1.1. Понятие коммуникативных умений и навыков в педагогических
исследованиях 12
1.2. Классификация коммуникативных умений 23
1.3. Развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников с
применением инсценирования сказок 28
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРАЗВИТИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ СКАЗОК 45
2.1. Констатирующий этап эксперимента 45
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 58
2.3. Анализ результатов контрольного среза 68
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
Список использованной литературы 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Несмотря на довольно широкое освещение в научных исследованиях, проблема общения первоклассников и по сей день остается актуальной. Год от года меняется мир, а вместе с ним и вся система человеческих ценностей, современные дети умеют и знают гораздо больше, чем их ровесники 10-15 лет назад, все это приводит и к изменению их отношений к окружающему миру, взрослым, сверстникам. В период младшего школьного возраста у ребенка происходит наиболее интенсивное формирование личности, что придает проблеме их коммуникативности еще большую актуальность. Ведь его дальнейшая учеба, работа, судьба и место в жизни, которое он будет занимать, напрямую зависят от того, насколько легко он умеет общаться с окружающими его людьми и налаживать с ними контакт. Ведь именно в младшем школьном возрасте ребенок учится отвечать за свое поведение, правильно организовывать общение, чтобы устанавливать позитивные отношения с окружающими людьми.
Коммуникативной компетентной личность не рождается, она ею становится в процессе обучения не только в школе, но и совершенствуется на протяжении жизни. Значительная роль в формировании такой личности принадлежит учителю начальных классов, который закладывает основы в развитии речевых компетенций и формирования коммуникативной компетентности младших школьников.
Формирование коммуникативной компетентности первоклассников в современной лингводидактике рассматривается как важная общественно-педагогическая проблема. Ретроспективный анализ научных источников свидетельствует, что многие исследования посвящены поиску дидактических путей развития речевых и коммуникативных умений, и навыков первоклассников. Вопрос коммуникативной компетентности, как интегрированной свойства личности, включая развитые коммуникативные умения и навыки и сформированы умения и навыки межличностного общения исследованы в работах Ф. Бацевич, М. Вашуленко, Н. Г ез, Н. Г олуб, Ю. Жукова, И. Зимней, К. Климовой, Л. Мамчур, намечены пути развития коммуникативной компетентности первоклассников в научных исследованиях Л. Вознюк, В. Гринькова, С. Залибовская-Ильницкий, Л. Климанова, Т. Олейник и др.
Результаты проанализированных исследований показали широкий спектр научных изысканий по проблеме формирования речевой компетентности первоклассников, однако в свете реализации современных концепций данная проблемы еще не нашла должного решения.
В этот период у ребенка активно формируется умение дисциплинировать себя, организовать как индивидуальную, так и групповую деятельность, осознавать ценность сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Тогда же он усваивает правила и нормы общения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, а степень его самостоятельности и свободы определяется именно характером речевого и экспрессивного общения.
В контексте образовательных тенденций настоящее прикладное значение имеет применение диагностических приемов и методов с помощью арт- технологии, что является новейшим, и в то же время научно обоснованным, социально оправданным и перспективным.
Современные концепты диагностико-коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста предусматривают рост ее качества и определяют формирование речекоммуникативной компетенции как основного условия их дальнейшей успешной образовательной траектории.
Большой интерес преподавателей вызывают многочисленные арт- педагогические технологии в работе с детьми и принципы построения этой работы в образовательном учреждении.
Среди наиболее актуальных на сегодня видов арт-технологий ученые выделяют: изотехнологии, сказкотехнологии, игровые технологии, песочную технологию, музыкотехнология, хореотехнологию и так далее. Арсенал эстетических средств психолого-педагогического воздействия на человека постоянно обогащается в результате поиска и раскрытия факторов индивидуального и социального развития человека. Среди таких средств, по силе действия эмоционально-чувственных, эстетических впечатлений, выделяем новую для отечественной психолого-педагогической науки и практики технологии работы со сказкой [8].
Вне зависимости от того, что основным видом деятельности первоклассника является учение, общение чаще всего связано с игрой. Именно в игре дети ярче всего проявляют личностные качества, умения и навыки общения.
Изучением проблемы развития умений и навыков занимались ученые А. Богуш, Л. Пономарь, Е. Тихеева, Л. Щерба и др. Проблема развития речевой- творческой деятельности как развития коммуникативной компетентности раскрывается в работах А. Леонтьева, И. Синицы, Т. Ушаковой и др. Она основывается на представлении о структуре речевой деятельности и различные психофизиологические механизмы порождения речи, которыми обеспечивается выработка необходимых его качеств.
Эффективность использования различных видов арт-технологии в коррекционной обучении подтверждается широким спектром научных трудов по музыкотехнологии (Л. Брусиловский, С. Матейнова, В. Петрушин, Г. Побережная, М. Гринева), образотехнологии (А. Вознесенская, А. Захаров, А. Копытин, Р. Хайкин), сказкотехнологии (Т. Зинкевич-Евстигнеева [37], В. Мурашевський, А. Миллер, А. Рау), танцевально-двигательной технологии (И. Вольпер, Н. Говоров, Л. Язык и др.) [3].
Исследования и практика педагогической науки показали, что непосредственно формированию навыков речевой готовности, как компонента коммуникативной компетентности, по всем аспектам уделяется недостаточно внимания, хотя именно годы обучения в начальной школе являются периодом активного речевого роста.
Актуальность темы обусловлена необходимостью воспитывать гармонично развитую личность, способную свободно выражать свои мысли, поддерживать доброжелательные отношения, почитать традиции русского языка.
В последнее время арт-технология активно интегрируется в систему формирования коммуникативных умений и навыков первоклассников с применением арт-технологий.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников на основе инсценирования сказок в процессе внеурочной деятельности»
Цель исследования - изучить влияние арт-педагогических технологий на развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников
Объект исследования - развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников на основе инсценирования сказок
Предмет исследования - инсценирование сказок как средство развития коммуникативных умений и навыков первоклассников
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогической литературу по проблеме исследования;
2. Определить особенности развития коммуникативных умений и навыков в процессе внеурочной деятельности;
3. Подобрать комплекс диагностических методик для выявления актуального уровня развития коммуникативных умений и навыков первоклассников и провести экспериментальное исследование;
4. Разработать и внедрить программу «Волшебное общение», направленную на развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников на основе инсценирования сказок;
5. Проследить динамику изменения уровня развития коммуникативных умений и навыков первоклассников до и после формирующего эксперимента.
Гипотеза исследования состоит в том, что инсценирование сказок во внеурочной деятельности будет способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, если:
• Занятия будут проводиться с учётом возрастных особенностей первоклассников;
• В содержание занятий будут включены арт-задания способствующие развитию понимания невербальных сигналов собеседника и умению построить взаимодействие с партнёром.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы и
определение содержания основных проблем исследования;
• Эмпирические: педагогический эксперимент, опросные метод, тестирование;
• Статистические: количественный и качественный анализ, статистическая обработка данных, U - критерий Манна-Уитни.
Методологической основой исследования стали:
- Положения Н.В. Клюевой [12], Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой и др. о формировании коммуникативных умений младших школьников в процессе игры;
- Концепция игры Д.Б. Эльконина [23], Л.С. Выготского [6];
- Исследования А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинского об особенностях общения младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширение представлений об арт-педагогической деятельности как средстве развития коммуникативных умений и навыков развивающейся личности младших школьников.
Практическая значимость исследования обусловливается возможностью использовать разработанные арт-педагогические приемы для развития коммуникативных умений и навыков первоклассников в практической деятельности учителей начальных классов.
Экспериментальная база исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №1, г. Красноярск, учащиеся 1-х классов в количестве 20 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.
Развитие речи, формирование коммуникативных умений и навыков необходимы для общения, установки позитивных отношений с окружающими людьми, умения контролировать правильность и целесообразность своих высказываний, а также для свободного владения языком. И всё это помогает личностному развитию ученика. Приобретенные учениками в начальных классах знания, личностные качества, связанные с формированием коммуникативно навыков, станут фундаментом для дальнейшего обучения, воспитания, развития самовыражения, в значительной степени определят практическую, общественную, профессиональную деятельность в будущем, ведь коммуникативное развитие - необходимое условие жизнедеятельности школьника.
Исследование посвящено выяснению влияния арт-педагогической деятельности на развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников. Была разработана, теоретически обоснована и апробирована методика обучения инсценированию сказок первоклассников в арт- педагогической деятельности.
Экспериментальное исследование показало, что большинство первоклассников обладают низким уровнем развития коммуникативных умений и навыков. В связи с этим улучшение межличностных отношений приобретает особую важность.
Нами была разработана и апробирована программа улучшения коммуникативных умений и навыков. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня развития коммуникативных умений и навыков.
Реализация составленной нами программы по внеурочной деятельности «Волшебное общение» и анализ динамики изменений после проведённого эксперимента показал, что проведение занятий на основе инсценирования способствует развитию коммуникативных умений и навыков первоклассников.
Анализ проведённой работы позволяет оценить теоретическую и практическую её значимость.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в уточнении содержания понятия коммуникативных умений и навыков, и их структуры, в углублении понимания особенностей развития коммуникативных умений и навыков первоклассников
Практическая значимость работы состоит в изучении особенностей коммуникативных умений и навыков первоклассников составлении и апробации программы занятий по внеурочной деятельности, «Волшебное общение» как средства развития коммуникативных умений и навыков первоклассников.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами, психологами, воспитателями при подготовке к занятиям в рамках внеурочной деятельности с целью развития коммуникативных умений и навыков первоклассников.
1. Алимова Ю. А. Сказочные метафоры в работе детского психолога / Ю. А. Алимова. - СПб.: Речь, 2012. - 176 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2017. - 380 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - [5-е изд.]. - Москва: Аспект Пресс, 2014 - 90 с.
4. Асенин С. Мир мультфильма / С. Асенин. - М.: Искусство, 2016. - 289 с.
5. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия.- Издательский дом: Питер, 2010.- 256 с.
6. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации / Д. Н. Бабиченко. - М.: Искусство, 2014. - 300 с.
7. Березанцев А.Ю., Булыгина В. Г., Абольян Л. В. Семья, социальная экология и психосоматическое здоровье детей и подростков.// Вопросы современной педиатрии.- № 4 / том 11.- 2012.- С.7-13
8. Блейлер Э. Руководство по психиатрии.- Репринтное издание. - М.: Изд-во Независимой психиатрической ассоциации, 2009. - 573 с.
9. Бочарова В.Г., Филонов Г.М. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. - М.: АКАДЕМИЯ, 2014. - 255 с.
10. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями; Форум - Москва, 2012. - 272 с.
11. Вачков И. Сказкотехнология: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2011. - 144 с.
12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психо-техники: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / И.В. Вач- ков. - М.: “Ось- 89”, 2011. - 224 с.
13. Волков А. А. Мультипликационный фильм / А. А. Волков. - М.: Знание, 2014. - 40 с.
14. Воробьева А.Е., Купрейченко А.Б. Нравственное самоопределение разных социально-демографических групп молодежи. Психологический журнал, 2011.- С. 22-33.
15. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Искусство, 2017. - 340 с.
16. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 2017. - № 6. - С. 38- 45.
17. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 8-11.
18. Галигузова Л. Н. Педагогические аспекты воспитания детей в домах ребенка и в детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л. М. Царегородцева // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 17-25.
19. Гамбург Е. А. Тайны рисованного мира / Е. А. Гамбург. - М.: Советский художник, 2016. - 120 с.
20. Гамбург Е., Пекарь В. Художники ожившего рисунка / Е. Гамбург, В. Пекарь. - М.: Искусство, 2014. - 74 с.
21. Гинзбург С. С. Искусство мультипликации вчера и сегодня / С. С. Гинзбург. - М.: Вопросы киноискусства, 2011. - 144 с.
22. Г инзбург С. С. Очерки теории кино / С. С. Г инзбург. - М.: Искусство, 2014. - 345 с.
23. Гинзбург С. С. Рисованный и кукольный фильм / С. С. Гинзбург. - М.: Искусство, 2017. - 136 с.
24. Голубева Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям / Э. А. Голубева // Навыки и склонности : комплексные исследования. - М.: Педагогика, 2009. - 100 с.
25. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие / Горбатов Д. С. - Самара: БАХРАХ-М, 2016. - 270 с.
26. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с
27. Доронина Н.Н., Король А.И. Исследование нравственных качеств молодежи.// Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. -2015. - № 6(203).- С.187-193
28. Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова. - М. : Просвещение, 2017. - 360 с.
29. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обу- чение / Ю.Н. Емельянов. - Ленинград. Изд-во Ленинградского университета . 5. - 168 с.
30. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
31. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь; Академия - Москва, 2011. - 240 c.
32. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - М. : Изд-во МГУ, 2010. - 104 с
33. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2011. - 496 с.
34. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. -115с.
35. Зайцева И.А., Кукушин В.С. и др. Коррекционная педагогика. Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ МарТ; Р-н-Д.: Издательский центр МарТ, 2010. - 352 с.
36. Захаров В.П. Социально-психологическое обучение /В.П. Заха- ров, Н.Ю. Хрящева. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2009. - 56 с.
37. Зинкевич-Евстигнеева Т. Практикум по сказкотехнологии / Т. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : «Речь», 2010. - 310с.
38. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотехнологии / Т. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : «Златоуст», 2018. - 352 с.
39. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотехнологии. - СПб.: Речь, 2013. - 200 с.
40. Иванов-Вано И. П. Мультипликация вчера и сегодня / И. П. Иванов- Вано. - М.: Искусство, 2014. - 240 с.
41. Изаренков Д. Д. Базисные составляющие коммуникативной компетентности и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов - нефилологов / Д. Д. Изаренков // Русский язык за рубежом. - 2010. - № 4. - С. 54-60.
42. Каган М.С. Мир общения : Проблема межсубъектионых отношений / М.С.Каган. - М. : Политиздат, 2018. - 319 с
43. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / Ольга Михайловна Казарцева. - М. : Флинт, Наука, 2009. - 496 с.
44. Квинн В. Прикладная психология / В. Квинн. - СПб. : Питер, 2010. - 560 с.
45. Ковалев Г. А. Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. труд. - М.: АПН СССР, НИИ общей и пед. психол., 2013. - С. 6-20.
46. Коваль В.В., Радионова И. Ю. Подростки «группы риска»: особенности ценностных ориентаций.// Мир науки, культуры, образования.- № 6 (43).- 2013.- С. 210-211
47. Колмогорцева Л.Н. Диагностика нравственной самооценки.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: issledovanie-nravstvennyh-kachestv- molodezhi.pdf
48. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - Москва: Просвещение, 2019 - 69 с.
49. Копытин А. И. Теория и практика арт-технологии / А. И. Копытин. - СПб.: Иматон, 2012. - 320 с.
50. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
51. Кривуля Н. Лабиринты анимации / Н. Кривуля. - М.: Граль, 2012. - 460 с.
52. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
53. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге : книга для учителя / С. Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с. 10. Лабунская В. А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. - Ростов'на'Дону: Изд. Ростовского унив'та, 2016. - 135 с.
54. Лабутова И. В. Развитие общих коммуникативных умений и навыков у младших школьников в условиях интенсивного обучения русскому языку : автореферат дис. ... канд. психол. наук / И. В. Лабутова. - М., 2010. - 16 с.
55. Лакосина Н.Д. Клиническая психология. Гриф УМО по медицинскому образованию, 2010.- 416 с.
56. Лангмейер И. Психологическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага : Авиценум, 2014. - 334 с.
57. Лебедева Л.Д. Практика арт-технологии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д.Лебедева. - СПб.: Речь, 2013. - 154с.
58. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Алексей Алексеевич Леонтьев. - М. : Знание, 2009. - 47 с.
59. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А.Леонтьев. - М. : Смысл, 2017. - 287 с.
60. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педа-гогической психологии : Избранные психологический труды / А.А. Леонтьев. - М.: Издательство Московского психолого - социального института ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. - 536 с.
61. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва: Политиздат, 2015 - 110 с.
62. Леонтьев Д.А. 2006. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., Смысл, 2008.-124с.
63. Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / сост. В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
64. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 с.
65. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
66. Макмиллиан Л. Родители и подростки: Как строить отношения / Л. Макмиллиан, М. Рей; пер. с англ. - М. : Лотэст; Заокский : Христианская служба семьи и здоровья, 2014. - 192 с.
67. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
68. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М., Педагогика, 2005.- 104с.
69. Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. / Тест ценности Шварца).- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://psycabi.net/testy/322
70. Москаленко И. В. Актуализация смыслов нравственных ценностей в процессе их формирования у младших подростков.// Педагогическое образование в России.- № 2.- 2013.- С. 207-214
71. Мясищев В. Н. Психология отношений / Владимир Николаевич Мясищев. - М. : „Институт практической психологии”, Воронеж : НПО „МОД ЭК”, 2015. - 356 с
72. Набиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования
и оценки коммуникативных универсальных учебных действий подростков/ Э. Р. Набуллина // Общероссийский проект “Школа цифрового века 2012/13” : [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
//http://festival.1september.ru/articles/593157/].
73. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.
74. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 с.
75. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология; Флинта, МПСИ - Москва, 2010. - 376 с.
76. Обухова Л. Ф. Детская психология. Теория. Факты. Проблемы / Л. Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2015. - 350 с.
77. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Юрайт, 2016. - 460 с.
78. Очерки о развитии детей, оставшихся без попечения родителей / И. В. Дубровина, З. А. Минкова, М. К. Бардышевская и др. ; под ред. М. Н. Лазутовой. - М. : ТОО "СИМС", 2015. - Вып. 4. - 64 с.
79. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пе-дагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2014. - 336 с.
80. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотехнологии. - Владивосток: ЛАИНС, 2013. - 110 с.
81. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: МГУ, 2009. - 216 с.
82. Пиз А. Язык телодвижений (Как читать мысли других людей по их жестам) / Аллан Пиз. - Луганск : Глобус, 2018. - 200 с.
83. Платонов К. К. Проблемы навыков / К. К. Платонов. - М. : Наука, 2012. - 312 с.
84. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / [Л. И. Вансовская, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.]; Под. ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2010. -327 с.
85. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2016. - 296 с.
86. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б. А. Федоришина. - К.: Рад. школа, 2010. - 160 с.
87. Психологическая помощь [Электронный ресурс] -
https: //www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/mann-whitney_02. html (дата
обращения: 11.10.2019г)
88. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом „БАХРАХ- М”; 2012. - 672 с.
89. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. - Санкт- Петербург: Питер, 2017 - 78 с.
90. Савва Л. И. Коммуникативность школьника / Л. И. Савва, А. Л. Солдатченко. - Магнито- горск, 2009. - 32 с.
91. Савченко С. Ф. Ценности как основа профилактики аддиктивного поведения подростков.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- № 19 / том 2.- 2009.- С. 125¬130
92. Сафина З. Н. Социально-педагогические условия преодоления одиночества у учащейся молодежи : дисс. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / Сафина Зульфия Нурмухаметовна. - Казань, 2016. - 177 с.
93. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. - 2-е изд., дополн. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. - 880 с.
94. Симонова М. А. Формирование коммуникативных умений у детей- сирот 5-7 лет в условиях интернатного учреждения : дисс. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / Симонова Мария Александровна. - Волгоград, 2011. - 169 с.
95. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека : Введение в психологию субъективности. Уч. пос для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. - М. : Школа-Пресс, 2009. - 384 с.
96. Смирнова Е. О. Семинар по изучению роли мультфильмов в жизни современных детей / Е. О. Смирнова. - М.: Вопросы психологии. - №3, 2014. - 10 с.
97. Смирнова О.И. Использование сказок в нравственном воспитании младших школьников/ О.И.Смирнова [Электронный ресурс]. - . Огл. с экрана. - Язык рос. (дата
обращения: 14.09.2019)