Введение 3
Глава 1. Проблема общения учащихся с нарушениями интеллектуального
развития в психолого-педагогических исследованиях
1.1. Особенности психического и социального развития детей с
нарушениями интеллектуального развития 6
1.2. Педагогический потенциал проектной деятельности по развитию
коммуникативных умений у детей с нарушениями интеллектуального развития 15
Глава 2. Организация внеурочной проектной деятельности с целью развития коммуникативных умений у учащихся с нарушениями интеллектуального развития в условиях общеобразовательной школы 21
2.1. Выявление особенностей коммуникации у учащихся с нарушениями
интеллектуального развития 21
2.2. Включение учащихся с нарушением интеллектуального развития в
подготовку и реализацию внеурочного проекта «Мы вместе» 28
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение 44
В России растет количество детей с различными формами нарушений, в основном преобладают дети с умственной отсталостью. В обществе появилась необходимость переосмысления образовательных ценностей в их отношении. В наше законодательство, а именно в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения. В последние годы стирается грань между обычными школьниками и «особенными» детьми. Значительно изменились подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, они стали направлены на формирование и развитие социальных качеств ребёнка.
Изменения показывают, что теперь дети с ОВЗ могут получать образование не только изолированно, но также и в общеобразовательных учреждениях. У каждого человека существует потребность в общении. Дети с нарушениями интеллектуального развития так же, как и другие дети хотят общаться и быть успешными. Умение общаться влияет не только социализацию людей, но и на развитие личности в целом.
Здесь возникает большая проблема, как адаптация в социальной среде, в основе которой, лежит - коммуникация. Это порождает неуверенность в завтрашнем дне и ощущении отсутствия перспектив, как у родителей, так и у особых детей. Коммуникативные умения являются одной из главных составляющих в успешности ребенка. Коммуникация - сложный и многогранный процесс, поэтому детям с ОВЗ проходит его очень трудно.
Самым действенным способом работы с такими детьми будет являться индивидуальный подход, с учётом психологических особенностей каждого ребёнка. Если все требования учтены, то личность ребёнка развивается без осложнений.
Система образования еще слабо приспособлена к нуждам детей с ОВЗ, не все готовы принять данную категорию детей, как равноправных членов социума.
Поэтому считаю, что школа должна помочь таким детям в социализации, и выступать наставником в совместной деятельности детей с умственной отсталостью.
В данной курсовой работе, проанализированы статьи из научных журналов, где прописаны особенности детей с умственной отсталостью. Рассмотрены понятия: дети с ограниченными возможностями, умственная отсталость и коммуникация. В первой главе описана теория, касаемая исследуемой темы, Российские ученые описывают различные нарушения развития детей с ОВЗ и предлагают их группы. В своих трудах Е.В. Панфилова выделяет проблемы у детей с несформированными коммуникативными умениями.
Также использованы электронные ресурсы, где рассматривается практика внедрения и реализации проектной деятельности.
Целью данной работы является: выявить особенности и организовать проектную деятельность по развитию коммуникативных умений у детей с нарушением интеллектуального развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме
исследования;
• выявить уровень сформированности коммуникативных умений у младших подростков, проанализировать и интерпретировать данные;
• разработать и реализовать проект, направленный на развитие коммуникативных умений у детей с нарушением интеллектуального развития;
• провести повторную диагностику в развитии коммуникативных умений.
Гипотеза: развитию коммуникативных умений детей с нарушением интеллектуального развития будет способствовать их активное включение в совместную проектную деятельность.
Объект исследования: общение детей в условиях проектной деятельности.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений у детей с нарушением интеллектуального развития в совместной проектной деятельности
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных специалистов по психологии и педагогике. Также проанализирована литература, посвященная особенностям проектной деятельности и развитию коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью. В процессе написания выпускной квалификационной работы в качестве источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, информационные ресурсы сети Интернет и т.д.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирический метод: метод наблюдения Е.Д. Худенко;
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, теоретическая и практические главы состоят из 2-х параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
База исследования: учащиеся с нарушениями интеллектуального развития МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4».
В современном мире растет количество детей с ОВЗ, самыми частыми нарушениями у данной категории детей являются нарушения интеллектуального развития. Очень важно развивать у таких детей не только учебные знания, но и коммуникативные умения. Именно коммуникативные умения помогают ориентироваться в самостоятельной жизни, взаимодействию людей и полного развития личности.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме исследования можно сделать следующие выводы. Дети с нарушением интеллектуального развития отличаются от своих сверстников, также как и между собой, они все разные. У них наблюдаются нарушения всех познавательных сфер, часто испытывают трудности в самостоятельной работе. Проектная деятельность для детей должна организовываться с особыми условиями, приемлемы не все виды проектирования.
В данной работе рассмотрены следующие группы коммуникативных умений, которые предложила Р.Х. Мунирова:
• информационно-коммуникативные;
• эффективно-коммуникативные;
• регуляционно-коммуникативные.
В практической части своей работы я описала совместную деятельность, оформленную в виде проекта. Проект проходил на базе МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4» в группе продленного дня. Дети принимали активное участие в реализации проекта.
Для диагностики учащихся, с нарушениями интеллектуального развития, мною была использована методика Е.Д. Худенко. Дети одного возраста имеют разный уровень коммуникативных умений, в диагностике таких уровней пять. И чем выше уровень, тем сформированность умений выше. Диагностика была проведена на начальном и заключительном этапах. В ходе проектной
деятельности была выявлена наибольшая наблюдается положительная динамика в эффективно-коммуникативной и регулятивно-коммуникационной видах умений. Результатом проекта стало создание картотеки игр, в которой значительное место занимают игры, направленные на развитие коммуникативных умений. Значительным продуктом проекта стал концерт «Талантливые дети», где дети с нарушениями интеллектуального развития показали свои творческие способности. В целом, после реализации проекта в группе произошли определенные позитивные изменения в отношениях детей друг к другу.
Таким образом, была подтверждена правильность выдвинутой гипотезы о том, что развитию коммуникативных умений детей с нарушениями интеллектуального развития будет способствовать их активное включение в совместную проектную деятельность.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25.12.2018г.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001
3. Антипанова Н.А. Дацко М.А.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА//Международный журнал гуманитарных и естественных наук - 2016г.
4. Береснева В.Г. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования//Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб. науч.-метод. материалов / под ред.А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой - М.: Издательство «Спутник+», 2014 -с.89
5. Голубова Т.В. Проектная деятельность как средство социализации детей с
общим недоразвитием речи// Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб. науч.-метод. материалов / под ред.А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой - М.: Издательство «Спутник+», 2014 -с.117
6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 167 с.
7. Кириллова, Д. С. Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью/Д. С. Кириллова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53482/(дата обращения: 23.05.2020).
8. Критерии речевого развития, позволяющие определить степень коммуникативной компетенции: Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по специальности 031200 «Педагогика и методика нач. обучения» / О. М. Казарцева. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С.118-119.
9. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 410 с.
10. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: Академия, 2011, 325с
11. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Академия, 2012. - 223 с.
12. Рассудова Л.А. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 11(68). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 48-52.
13. Семенова Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679.htm
14. Семенцова Е.В., Кобазова Ю.В. Причины развития умственной отсталости у
детей [Электронный ресурс] // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 35(79). URL:https: //sibac. info/j ournal/student/79/156387 (дата обращения: 02.12.2019)
15. Словарь-справочник по специальному образованию [Текст]: / авторы-сост. О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов, И. А. Филатова - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. - 192 с.
16. Смирнова В.В. Использование проектной деятельности в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью. СПБ.: Центр РиМ, 2010 - №46
17. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 180 с.
18. Тихомирова Л. Ф. Развитие учебно-познавательных компетенций младших школьников в проектной деятельности/ Л. Ф. Тихомирова, Н. М. Бурыкина//Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 2 - Том II
19. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2014 - 144с.
20. https://gufo.me/dict/psychologie/
21. https://ozlib.com/811272/psihologiya/kommunikativnye umeniya soderzhanie struktura kommunikativnyh umeniy bazovye umeniya professionalnogo
22. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/03/13/proektnaya-deyatelnost-kak-forma-obucheniya
23. https://sispp.ru/articles/osobennosti-vedeniya-proektnoj-deyatelnosti-s-uchashhimisya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami-v-praktike-korrektsionno-razvivayushhej-raboty-pedagoga-psihologa-v-1-klasse-v-uslov/
24. https://studopedia.ru/20 24774 struktura-i-funktsii-kommunikatsii.html
25. https: //works .doklad.ru/view/f6VV9QTlGE8.html
26. https: //www.psycholo gos.ru/articles/view/kommunikaciya
27. https://urok.1sept.ru/