ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Метапредметные результаты в системе ФГОС основной школы 5
1.1 Теоретические аспекты понятия «метапредметные результаты» 5
1.2 Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся
основной школы 12
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Мегакласс для развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 3
2.1 Программно-аппаратное обеспечение образовательного кластера 3
2.2 Методическое сопровождение мега- уроков по теме: «Кодирование
числовой информации» 6
2.3. Ментальное электронное учебное пособие по теме «Кодирование
числовой информации» 24
Выводы по главе 2 32
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложения 38
Приложение 1. Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся (Р.В. Овчарова) 38
Приложение 2. Оценка уровня сформированности взаимодействия обучающихся (Е.С.Полат)
Современное состояние формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики основной школы характеризуется разносторонностью вопросов и неоднозначностью толкования отдельных понятий в данной области. С исследованием универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики связано научное творчество педагогов и психологов. В их работах рассматриваются различные стороны интересующей нас темы.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучены практические пути формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников основной школы по информатики. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в основной школе и недостаточной разработанностью данного вопроса на практике.
Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в развитии коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в рамках проекта «Мегакласс» Северо-Арктического кластера.
Объект исследования: процесс обучения базовому курсу информатики в общеобразовательной школе на платформе «Мега-класс».
Предмет исследования: система Мега-уроков по информатике, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Исходя из этого, нами были сформулированы цель и задачи исследования, а так же выдвинута гипотеза.
Цель исследования: разработка системы мега-уроков, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках в курсе информатики основной школы при изучении темы «Кодирование числовой информации».
В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза:
развитие коммуникативных УУД обучающихся на платформе Мега¬класс будет успешным, если спроектировать систему мега-уроков, предусматривающих деятельностный подход в обучении с использованием облачных сервисов.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Изучить проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся основной школы;
2. Выявить диагностики сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся основной школы;
3. Определить особенности организации мега-уроков в основной школе в рамках проекта «Мегакласс» Северо-Арктического кластера;
4. Разработать систему мега-уроков по информатике для изучения темы «Информация» в основной школе.
Научная новизна полученных результатов исследования состоит в обосновании идеи развития коммуникативных УУД за счет специально подобранных заданий и разработке сценариев уроков на платформе Мега¬класс.
Теоретическая значимость: создание модели развития коммуникативных УУД и оценке уровня их сформированности.
Практическая значимость: разработанная система мега-уроков для изучения темы «Кодирование числовой информации» по информатике в основной школе может быть использована в практике учителей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий сегодня становится одной из главных задач общеобразовательной школы. В своей совокупности эти действия должны обеспечить учащимся возможность успешного освоения новых знаний и умений, возможность саморазвития и самосовершенствования.
Основными видами универсальных учебных действий являются: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные действия. Их формирование достигается путем интеграции всех предметных областей, а также интеграцией урочной и внеурочной деятельности.
2. Роль мега-классов в процессе формирования УУД и, в том числе, формирования коммуникативных действий определяется ее влиянием на процесс развития личности ребенка. Именно мега-классы помогают создать необходимые условия для разностороннего развития ребенка, получения им социального опыта, воспитания навыков коммуникации и сотрудничества. Множественность направлений и разнообразие форм мега-уроков позволяют учесть индивидуальные потребности каждого ребенка, что делает сами уроки более привлекательными и полезными для обучающихся.
3. Каждый учитель, решая задачу формирования коммуникативных действий, ищет свои способы организации урочной деятельности. Используя в своей практике различные формы группового взаимодействия (работу в больших и малых группах, в парах), формы групповых занятий (мега-классы, мастер-классы), вовлекая детей в различные виды деятельности, педагоги создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок смог не только проявить себя, но и почувствовать себя членом коллектива, учась сотрудничеству и взаимопониманию.
Результаты работы заключаются в следующем.
1. Изучены проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся основной школы;
2. Выявлены диагностики сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся основной школы;
3. Определены особенности организации мега-уроков в основной школе в рамках проекта «Мегакласс» Северо-Арктического кластера;
4. Разработана система мега-уроков по информатике для изучения темы «Информация» в основной школе.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя //; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010
2. Беленький, П.П. Информатика [Текст]: учебное пособие / ред. П. П. Беленький. - Ростов н/Д: "Феникс" ,2012г. -448с.
3. Василев В.М. «УУД в современной школе» URL:
http://fb.ru/article/218805/chto-takoe-uud-universalnyie-uchebnyie-deystviya-v-sovremennom-shkolnom-obrazovanii(дата обращения: 28.05.2017)
4. Гальперин П.Я. «Формирование умственных действий и понятий». М.,1965.
5. Громыко, Юрий Вячеславович Метапредмет "Знание": Учеб. пособие для обучающихся ст. кл. / Ю.В. Громыко М.: Пушк. ин-т, 2011
6. Гребенюк, Е.И. Технические средства информации: учебник для сред. проф. образования [Текст] / Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк.- М.: изд-ий центр «Академия»,2013г.-272с.
7. Губарев, В.Г. Программное обеспечение и операционные системы ПК [Текст]: учебник / В.Г. Губарев.- Ростов н/Д.: Феникс,2012г.-384с.
8. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО // Коллективная монография. - Красноярский государственный педагогический университет. - 2014.
9. Ивкина Л.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., СокольскаяМ.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография //Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск,2014. - 196с.
10. Избачков, Ю. С. Информационные системы [Текст] :учеб.пособие/ Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - 2-е изд. - СПб. : Питер,2015. - 656с.
11. Колмыкова, Е. А. Информатика:учеб.пособиедля студ. сред. проф. образования [Текст] / Е. А. Колмыкова , И. А. Кумскова. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия" ,2015. - 416с.
12. Кузюк И. Г., Туч В. В. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В
СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научнее сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14.
URL: http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf.
13. Макарюк Г.Ю. «Коммуникативные УУД» URL:
http://konspektdoma.ru/studentu/praktika/kommunikativnye-uud (дата
обращения: 28.05.2017)
14. Могилев, А. В. Информатика: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов [Текст] / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер; Под редакцией Е. К. Хеннера. - 3-е изд., перераб. И доп. -М.:
Издательский центр «Академия»,2014. -848с.
15. Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лабора-тория знаний, 2011. 178
16. Пак Н.И. Стратегии информационного подхода в проектировании кластерной системы образования школа-педвуз //В сборнике: Фундаментальные науки и образование Материалы II международной научно-практической конференции (02-05 марта 2014 г.). Бийск, 2014, с.66-76.
17. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л.
Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
18. Попов, В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных
технологий. Мультемедия [Текст]: учебное пособие /В.Б.Попов.- М.: Финансы и статистика,2014г.-336с.
19. Примерная программа псиxoлoгo-педагoгическoгo сопровождения
oбразoвательныx учреждений при переходе на ФГОС OOO. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю. Михайлина - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. - 80 с.
20. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения
образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю. Михайлина - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. - 80 с.
21. Проскурина Т.Л. Образовательный кластер как региональная
инновационная стратегии //Образовательные технологии, 2011, № 3, с.53¬63.
22. Репкина Г.В., Заика Е.В. «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
23. Сандалова С.Я. Педагогический резонанс как состояние субъектов образовательной деятельности //Вестник Бурятского государственного университета, 2010, № 15, с.262-266.
24. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 234 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
26. Шафрин, Ю. А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1: Основы
информатизации и информационных технологий [Текст] / Ю. А. Шафрин.
- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013г. -320с.