Развитие конструктивного конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития конструктивного конфликтного поведения подростков 5
1.1 Сущность и содержание понятия конструктивное конфликтное
поведение 5
1.2 Особенности конфликтного поведения подростков, находящихся в социально
опасном положении 10
1.3 Условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 21
2.1 Диагностика особенностей конфликтного поведения подростков, находящихся в
социально опасном положении 21
2.2 Программа по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 29
2.3 Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики особенностей
конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении 40
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Глава 1. Теоретические аспекты развития конструктивного конфликтного поведения подростков 5
1.1 Сущность и содержание понятия конструктивное конфликтное
поведение 5
1.2 Особенности конфликтного поведения подростков, находящихся в социально
опасном положении 10
1.3 Условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 21
2.1 Диагностика особенностей конфликтного поведения подростков, находящихся в
социально опасном положении 21
2.2 Программа по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 29
2.3 Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики особенностей
конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении 40
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
В жизни мы часто сталкиваемся с противоречием наших интересов и интересов других людей. Это противоречие может перерасти в ситуацию конфликта. Особенно актуальна данная проблема при работе с подростками и не просто с подростками, а подростками в социально опасном положении. Клиенты социальной работы из данной категории практически каждый день провоцируют друг друга и попадают в конфликтные ситуации, которые сопровождаются агрессией, применением физической силы, оскорблениями, обидами и истериками. В подростковом возрасте конфликт - это часть становление личности, взросления, без него процесс социализации невозможен, однако деструктивные формы конфликта могут привести подростка к печальным последствиям, таким как разрушение взаимоотношений с членами семьи, сверстниками, педагогами. Нарушение общения со сверстниками может негативно сказаться на процессе социализации и формировании личности самого подростка, вызвать серьезные трудности в освоении социальных норм и ценностей, так как общение со сверстниками является важной частью данного возрастного периода.
Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования таких ученых как:
З.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Д. П. Зеркин, Е. М.
Вопросами выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях занимались К. Томас, Р. Килманн, В. В. Багаева, Н. А. Рождественская, А. Н. Сизанов, Н. В. Фалейтор, Е. М. Рябущенко, А. М. Мамонтова, Н. В. Степанова, А. В. Семенов, Н. В. Гришина.
Объект исследования: процесс развития конструктивного конфликтного поведения подростков
Предмет: условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении.
Цель: теоретически обосновать, выявить и реализовать условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности поведения в конфликте подростков, находящихся в социально опасном положении.
3. Разработать и апробировать программу по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в условиях центра семьи и детей.
4. Провести повторную диагностику особенностей конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: Развитию конструктивного конфликтного поведения подростков будут способствовать следующие условия:
- будут выявлены особенности конфликтного поведения подростков;
- проведены занятия с применением кейс-метода и игровых технологий.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе КГБУ СО «Краевой центр семьи и детей».
Выборка: 10 подростков в возрасте 11-13 лет.
Методология исследования: мы использовали теоретические методы, такие как изучение литературы и эмпирические методы: наблюдение, опрос, методика К. Томаса для определения стиля поведения в конфликтной ситуации.
Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования таких ученых как:
З.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Д. П. Зеркин, Е. М.
Вопросами выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях занимались К. Томас, Р. Килманн, В. В. Багаева, Н. А. Рождественская, А. Н. Сизанов, Н. В. Фалейтор, Е. М. Рябущенко, А. М. Мамонтова, Н. В. Степанова, А. В. Семенов, Н. В. Гришина.
Объект исследования: процесс развития конструктивного конфликтного поведения подростков
Предмет: условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении.
Цель: теоретически обосновать, выявить и реализовать условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности поведения в конфликте подростков, находящихся в социально опасном положении.
3. Разработать и апробировать программу по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в условиях центра семьи и детей.
4. Провести повторную диагностику особенностей конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: Развитию конструктивного конфликтного поведения подростков будут способствовать следующие условия:
- будут выявлены особенности конфликтного поведения подростков;
- проведены занятия с применением кейс-метода и игровых технологий.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе КГБУ СО «Краевой центр семьи и детей».
Выборка: 10 подростков в возрасте 11-13 лет.
Методология исследования: мы использовали теоретические методы, такие как изучение литературы и эмпирические методы: наблюдение, опрос, методика К. Томаса для определения стиля поведения в конфликтной ситуации.
Анализ научной литературы показал, что подростки в социально опасном положении склонны к конфликтам. Основными причинами являются желание быть первым любой ценой, проблемы во взаимоотношениях в семье, отсутствие положительного опыта конструктивного взаимодействия со сверстниками, отсутствие навыков саморегуляции. Исследователи отмечают, что подростки чаще всего используют агрессивные методы решения конфликтов или действуют в ущерб своим интересам. По мнению Е. Л. Евдокимовой конструктивное конфликтное поведение предполагает умение выбирать стратегию поведения в зависимости от определенной ситуации.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе КГБУ СО "Краевой центр семьи и детей". Выборка: 10 подростков в возрасте 11 -13 лет. Перед первичной диагностикой был проведен опрос воспитателей учреждения по основным реакциям подростков в конфликтных ситуациях. Нами были выявлены следующие особенности конфликтного поведения подростков в социально опасном положении : подростки склонны выбирать стратегию приспособления или соперничества в качестве ведущих стратегий; подростки редко выбирают стратегию сотрудничества в качестве ведущей стратегии; подростки проявляют неконструктивные реакции в конфликте: повышение голоса, оскорбления, прерывание разговора, отстаивание своей позиции агрессивными методами.
На основе полученных результатов была составлена программа, направленная на развитие конструктивного конфликтного поведения подростков, в соответствии с программой проведены занятия с использованием игровых технологий и кейс - метода. У подростков сформировалось представление о конфликте и его сущности, а с помощью кейс-технологии они развили способность выбирать оптимальную стратегию поведения в зависимости от ситуации. Игровые технологии способствовали развитию саморегуляции подростков.
По результатам вторичной диагностики у подростков снизились показатели по критериям «приспособление» и «соперничество» и выросли показатели по критериям «сотрудничество» и «компромисс», также подростки стали реже использовать неконструктивные реакции в конфликте такие как оскорбления, повышение голоса, прерывание разговора.
Наша гипотеза подтвердилась: развитию конструктивного конфликтного поведения подростков будут способствовать следующие условия:
- будут выявлены особенности конфликтного поведения подростков;
- проведены занятия с применением кейс-метода и игровых технологий.
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе КГБУ СО "Краевой центр семьи и детей". Выборка: 10 подростков в возрасте 11 -13 лет. Перед первичной диагностикой был проведен опрос воспитателей учреждения по основным реакциям подростков в конфликтных ситуациях. Нами были выявлены следующие особенности конфликтного поведения подростков в социально опасном положении : подростки склонны выбирать стратегию приспособления или соперничества в качестве ведущих стратегий; подростки редко выбирают стратегию сотрудничества в качестве ведущей стратегии; подростки проявляют неконструктивные реакции в конфликте: повышение голоса, оскорбления, прерывание разговора, отстаивание своей позиции агрессивными методами.
На основе полученных результатов была составлена программа, направленная на развитие конструктивного конфликтного поведения подростков, в соответствии с программой проведены занятия с использованием игровых технологий и кейс - метода. У подростков сформировалось представление о конфликте и его сущности, а с помощью кейс-технологии они развили способность выбирать оптимальную стратегию поведения в зависимости от ситуации. Игровые технологии способствовали развитию саморегуляции подростков.
По результатам вторичной диагностики у подростков снизились показатели по критериям «приспособление» и «соперничество» и выросли показатели по критериям «сотрудничество» и «компромисс», также подростки стали реже использовать неконструктивные реакции в конфликте такие как оскорбления, повышение голоса, прерывание разговора.
Наша гипотеза подтвердилась: развитию конструктивного конфликтного поведения подростков будут способствовать следующие условия:
- будут выявлены особенности конфликтного поведения подростков;
- проведены занятия с применением кейс-метода и игровых технологий.
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Ресоциализация мальчиков-подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ
НЕОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним по профилактике агрессивного поведения
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах
Прочее, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2002 - ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ДИНАМИКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О КОНФЛИКТАХ (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



