Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития конструктивного конфликтного поведения подростков 5
1.1 Сущность и содержание понятия конструктивное конфликтное
поведение 5
1.2 Особенности конфликтного поведения подростков, находящихся в социально
опасном положении 10
1.3 Условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 21
2.1 Диагностика особенностей конфликтного поведения подростков, находящихся в
социально опасном положении 21
2.2 Программа по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 29
2.3 Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики особенностей
конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении 40
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
В жизни мы часто сталкиваемся с противоречием наших интересов и интересов других людей. Это противоречие может перерасти в ситуацию конфликта. Особенно актуальна данная проблема при работе с подростками и не просто с подростками, а подростками в социально опасном положении. Клиенты социальной работы из данной категории практически каждый день провоцируют друг друга и попадают в конфликтные ситуации, которые сопровождаются агрессией, применением физической силы, оскорблениями, обидами и истериками. В подростковом возрасте конфликт - это часть становление личности, взросления, без него процесс социализации невозможен, однако деструктивные формы конфликта могут привести подростка к печальным последствиям, таким как разрушение взаимоотношений с членами семьи, сверстниками, педагогами. Нарушение общения со сверстниками может негативно сказаться на процессе социализации и формировании личности самого подростка, вызвать серьезные трудности в освоении социальных норм и ценностей, так как общение со сверстниками является важной частью данного возрастного периода.
Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования таких ученых как:
З.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Д. П. Зеркин, Е. М.
Вопросами выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях занимались К. Томас, Р. Килманн, В. В. Багаева, Н. А. Рождественская, А. Н. Сизанов, Н. В. Фалейтор, Е. М. Рябущенко, А. М. Мамонтова, Н. В. Степанова, А. В. Семенов, Н. В. Гришина.
Объект исследования: процесс развития конструктивного конфликтного поведения подростков
Предмет: условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении.
Цель: теоретически обосновать, выявить и реализовать условия развития конструктивного конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности поведения в конфликте подростков, находящихся в социально опасном положении.
3. Разработать и апробировать программу по развитию конструктивного конфликтного поведения подростков в условиях центра семьи и детей.
4. Провести повторную диагностику особенностей конфликтного поведения подростков, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: Развитию конструктивного конфликтного поведения подростков будут способствовать следующие условия:
- будут выявлены особенности конфликтного поведения подростков;
- проведены занятия с применением кейс-метода и игровых технологий.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе КГБУ СО «Краевой центр семьи и детей».
Выборка: 10 подростков в возрасте 11-13 лет.
Методология исследования: мы использовали теоретические методы, такие как изучение литературы и эмпирические методы: наблюдение, опрос, методика К. Томаса для определения стиля поведения в конфликтной ситуации.
Анализ научной литературы показал, что подростки в социально опасном положении склонны к конфликтам. Основными причинами являются желание быть первым любой ценой, проблемы во взаимоотношениях в семье, отсутствие положительного опыта конструктивного взаимодействия со сверстниками, отсутствие навыков саморегуляции. Исследователи отмечают, что подростки чаще всего используют агрессивные методы решения конфликтов или действуют в ущерб своим интересам. По мнению Е. Л. Евдокимовой конструктивное конфликтное поведение предполагает умение выбирать стратегию поведения в зависимости от определенной ситуации.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе КГБУ СО "Краевой центр семьи и детей". Выборка: 10 подростков в возрасте 11 -13 лет. Перед первичной диагностикой был проведен опрос воспитателей учреждения по основным реакциям подростков в конфликтных ситуациях. Нами были выявлены следующие особенности конфликтного поведения подростков в социально опасном положении : подростки склонны выбирать стратегию приспособления или соперничества в качестве ведущих стратегий; подростки редко выбирают стратегию сотрудничества в качестве ведущей стратегии; подростки проявляют неконструктивные реакции в конфликте: повышение голоса, оскорбления, прерывание разговора, отстаивание своей позиции агрессивными методами.
На основе полученных результатов была составлена программа, направленная на развитие конструктивного конфликтного поведения подростков, в соответствии с программой проведены занятия с использованием игровых технологий и кейс - метода. У подростков сформировалось представление о конфликте и его сущности, а с помощью кейс-технологии они развили способность выбирать оптимальную стратегию поведения в зависимости от ситуации. Игровые технологии способствовали развитию саморегуляции подростков.
По результатам вторичной диагностики у подростков снизились показатели по критериям «приспособление» и «соперничество» и выросли показатели по критериям «сотрудничество» и «компромисс», также подростки стали реже использовать неконструктивные реакции в конфликте такие как оскорбления, повышение голоса, прерывание разговора.
Наша гипотеза подтвердилась: развитию конструктивного конфликтного поведения подростков будут способствовать следующие условия:
- будут выявлены особенности конфликтного поведения подростков;
- проведены занятия с применением кейс-метода и игровых технологий.
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 мая 1999 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июня 1999 г. // Рос. Газ. - 2013. - 10 января.
2. Беженцева А.Р. Межличностные конфликты в подростковой среде // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2020. №. 6-1. С. 16-19.
3. Береснева А.Г. Междисциплинарный подход к формированию конфликтологической компетенции подростков // Российский журнал образования и психологии. 2016. №. 3-2 (59). С. 48-52.
4. Богачева Е.А. Профилактика конфликтов в подростковой среде // Психолого-педагогические исследования Тульского региона. 2021. № 3. С. 13-15.
5. Бочкарникова Э.Г., Николаева А.А. Особенности межличностных конфликтов вызванных девиантным поведением подростков // Педагогика и просвещение. 2018. №. 4. С. 104-110.
6. Гаврилова И.М., Егорычева О.Ю. Подросток и конфликты // Молодой учёный. 2018. №. 24 (210). С. 303.
7. Гаджиева У.Б. Конфликтные ситуации в подростковой среде // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. №. 5. С. 60-63.
8. Ганеева А.А., Гайнуллина А.В. Конфликтные ситуации подростков, зависящие от личностных особенностей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. №. 2-4. С. 961-963.
9. Гарашкина Н.В., Куличенко Р.М. Формирование навыков решения конфликтов как основы социального здоровья подростка в системе образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 184. С. 75-84.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
11. Грошева Е.В., Шалагинова К.С. Конфликты в подростковой среде: причины, особенности, пути и перспективы решения проблемы // Динамика взаимоотношений различных областей науки. 2019. С. 231.
12. Гурьянова И.В. Роль социального педагога в профилактике и регулировании подростковых конфликтов в образовательной организации. Материалы Международной научно-практической конференции // Государственный гуманитарно-технологический университет. 2017. С. 243-248.
13. Должанская Л.А. Навыки эффективной коммуникации как средство профилактики конфликтов в подростковой среде // Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования. 2019. № 7. Т. 25. С. 215.
14. Дубовицкая Т.Д. Психологическая структура межличностного конфликта // Дружининские чтения. 2017. № 17. С. 7-10.
15. Евдокимова Е.Л. Стратегии поведения подростков в ситуации конфликта // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2016. №. 5. С. 58-60.
16. Заусенко И. В., Озерова Е. В. Поведение подростков в конфликте: стратегии и факторы их выбора // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 2018. С. 410-420.
17. Костюшина Е.В., Парусова Н.Н. Проблема конфликтов в подростковом возрасте // Наука и Образование. 2018. № 9. Т.1. №. 3-4.
18. Кочина О.А. К вопросу о конфликтности в подростковой среде // Образование и наука в современных реалиях. 2021. № 4. С. 132-134.
19. Ликсон Ч. Конфликт: Семь шагов к миру. СПб.: Питер паблишинг, 1997. 149 с.
20. Мазур Е.Ю., Антипова А.Э. Способы разрешения конфликтных ситуаций // Мировые цивилизации. 2018. Т.3. №. 4. С. 3-4.
21. Мальчёнкова А.Е. Влияние девиантного поведения подростков на возникновение и развитие конфликтных ситуаций // Солидарность и конфликты в современном обществе. 2018. С. 272-273.
22. Масленникова А.А., Асташова Т.В. Организация психологической работы с подростками по профилактике конфликтов // Психологическая служба школы: реальность и перспективы. 2018. С. 29-32.
23. Матвеева А.В. Педагогический потенциал игровых технологий как средство развития личности подростка // Социально -культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. 2018. С. 231 -234.
24. Маховых Ю.А. Коррекция выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. №. 2. С. 47-50.
25. Машарова Т.В. Медиация как средство по разрешению конфликтов в современной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. 2019. №.4 (77). С. 62-66.
26. Медникова А.А. Коммуникативная активность как фактор развития коммуникативных способностей старшего подростка // Вестник Санкт- Петербургского университета. Социология. 2008. №. 3. С. 394-401.
27. Молчанова А.А. Социально-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций в подростковой среде // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. 2018. № 2. С. 156-161.
28. Муслимова Э.Л. Специфика деятельности педагога-психолога по профилактике межличностных конфликтов в подростковой среде // Обмен научными знаниями: актуальные вопросы и перспективные направления развития. 2021. № 14. С. 245-249.
29. Организация работы школьной службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов ; под ред. Н.Л. Хананашвили. Пермь
: Фонд «Новая Евразия», 2012. 90 с.
30. Ошейко С.Н. Формирование конфликтологической компетентности в подростковом возрасте // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. 2018. № 14. С. 45-48.
31. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие для высших учебных заведений ; под ред. К.М. Жукова, Л.Д. Петровской. М. : Смысл,1996. С.150-167.
32. Савинова Т.В., Савинова О.А. Развитие конструктивных способов разрешения конфликта подростков средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. №. 1. С. 187-191.
33. Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков // Мир науки, культуры, образования. 2018. №. 6 (73). С. 188-189.
34. Сидоров С.В. Педагогика : учеб. пособие. Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 2006. 59 с.
35. Скворцова М.А. Особенности работы с детьми-сиротами подросткового возраста по предотвращению конфликтных ситуаций (из опыта работы) // Практика социальной работы. Открытый методический ресурс. 2018. № 1. С. 19-22.
36. Фирсова Е.С. Причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте // Известия института педагогики и психологии образования. 2019. №. 3. С. 69-73.
37. Харина К.П., Герасименко Ю.А. Развитие коммуникативной активности как технологии разрешения конфликтов в подростковой среде // Актуальные проблемы психологии личности. 2020. № 4. С. 189-197.
38. Чикова И.В., Мантрова М.С. Психологические особенности конфликтности современных подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т.8. №. 4 (29).
39. Шалагинова К.С., Чилачава М.К. Сформированность у современных подростков навыков конструктивного решения конфликтов // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №. 4-3 (106). С. 142-146.
40. Шляховая А.А. Использование кейс-технологии в образовательном процессе. М. : Астрея, 2020. 199 с.
41. Шулепова М.В. Конфликтность у подростков, находящихся в социально опасном положении. СПб. : Азбука, 2020. 101 с.
42. Тест К. Томаса - типы поведения в конфликте [Электронный ресурс]. URL: http://nmc-pto.zp.ua/wp-content/uploads/2017/04/Test-Tomasa.pdf(дата обращения 08.02.2021).
43. Bonache H., Ramhez-Santana G. Conflict resolution styles and teen dating violence // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2016. Т. 16. №. 3. P. 276-286.