ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ПРОБЛЕМА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1 Возрастные особенности физического развития обучающихся 13 - 14
лет 6
1.2 Выносливость как физическое качество 9
1.3 Секционные занятия в средней школе 18
1.4 Средства и методы развития выносливости на секционных занятиях по
вольной борьбе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 13 - 14 ЛЕТ
3.1 Секционные занятия по вольной борьбе как метод развития выносливости
у обучающихся 34
3.2 Результаты исследования и их анализ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Современные исследования, экспериментальные материалы и теоретические сведения объективно указывают на необходимость расширения сферы применения средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития обучающихся, постоянного обновления содержания физического воспитания, широкого использования инновационных подходов к его организации.
Рациональная организация физического воспитания и использование нетрадиционных средств в целях укрепления здоровья и физических кондиций обучающихся является актуальной задачей как для теории, так и для практики физического воспитания.
Огромная возможность для изменения этой ситуации заложена в совершенствовании физического и духовного воспитания обучающихся на секционных занятиях по вольной борьбе (Биджиев СВ. 1994, Дорменко А.В.1984, Захаров Е.Н. 1994, Иванков Ч.Т. 1993, Ишков B.C. 1992).
В настоящий момент в вольной борьбе произошло много изменений: уменьшилось количество весовых категорий, в связи с чем многим спортсменам приходится прибегать к сгонке веса, что отрицательно влияет на их здоровье, сократилось время схватки, поединок стал более динамичен, а следовательно теперь от спортсменов требуется большая выносливость. Для всех типов соревнований каждая весовая категория должна проводиться в течение одного дня, что так же требует от борца хорошей физической подготовки.
В следствии всего выше сказанного, становится понятно что решающую и основополагающую роль в подготовке борца играет физическая подготовка, общая и специальная выносливость.
Выносливость - это своего рода базис, на котором надстраиваются все другие физические качества и двигательные умения. При прочих равных условиях выигрывает тот борец, который более выносливый. Опыт соревнований показывает, что борцы, обладающие хорошей технической подготовленностью, нередко проигрывают на последних минутах схватки из- за отсутствия достаточного уровня развития выносливости. Поэтому проблема развития выносливости является актуальной.
Анализ методической литературы и практической деятельности показывает, что существует противоречие между требованиями тренировочной и соревновательной деятельности к уровню развития выносливости юных борцов и применением во внеучебном тренировочном процессе по вольной борьбе не достаточно эффективных средств и методов развития выносливости.
Проблемой исследования, является эффективность применения средств и методов развития выносливости у юных борцов 13-14 лет.
Актуальность данной проблемы, обусловила выбор темы исследования: «Развитие выносливости у обучающихся средней школы на секционных занятиях по вольной борьбе».
Объект исследования: секционные занятие по вольной борьбе в школе.
Предмет исследования: средства развития выносливости у обучающихся 13-14 лет.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность средств развития выносливости обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по вольной борьбе.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития выносливости.
2. Разработать комплекс средств, для развития выносливости у обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по вольной борьбе.
3. Выявить результативность средств, для развития выносливости у обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по вольной борьбе.
Гипотеза исследования. Процесс развития выносливости у обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по вольной борьбе будет результативным если:
- будут выявлены и обоснованы средства развития выносливости;
- будут внедрены в секционные занятия по вольной борьбе средства развития выносливости;
- будет выявлена результативность обоснованных средств.
Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математического анализа и статистики.
Анализ научно-методической литературы по проблеме развития выносливости юных борцов и полученные в процессе исследования данные позволяют сделать следующие выводы:
1. Наблюдается недостаточный уровень развития выносливости у юных борцов 13-14 лет. Существующая проблемная ситуация, снижала результативность соревновательного процесса юных борцов и вызывала необходимость пересмотра планирования тренировочного процесса.
2. На основании результатов анализа научно-методической литературы, были разработаны специальные упражнения в экспериментальной группе, позволяющие существенно влиять на развитие выносливости у юных борцов 13-14 лет на секционных занятиях.
3. В результате тестирования были получены следующие данные:
« Бег 6 мин, м» в экспериментальной группе прирост составил 69м [4,46%], в контрольной группе прирост-83м [6,85%]; «Челночный бег 5*20м» в экспериментальной группе прирост составил 1,05с [4,22%], в контрольной группе прирост составил 0,51с [2,01%]; «Бег 1000м» в экспериментальной группе прирост составил 0,25с [8,92%], в контрольной группе прирост составил 0,32с [7,52%].
При анализе достоверности результатов было выявлено, что средняя арифметическая величина экспериментальной группы по двум тестам была выше величин контрольной группы. Это подтверждает, выдвинутую гипотезу и говорит об эффективности специальных упражнений.