Введение
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности подростков 12-13 лет 6
1.2 Характеристика координационных способностей 10
1.3. Методика развития координационных способностей 13
1.4. Особенности подготовки спортсменов в настольном теннисе 19
2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
3. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФЕКТИВНОСТИ 29
3.1. Разработка методики с применением элементов настольного
тенниса для развития координационных способностей у подростков 12-13 лет во внеурочной деятельности 29
3.2. Экспериментальная проверка разработанной методики
совершенствования координационных способностей детей 12-13 лес средствами настольного тенниса 38
Выводы 46
Практические рекомендации 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Список используемой литературы 52
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием координационные способности.
Хорошо координированный человек более точно владеет своим телом, что позволяет ему более точно дифференцировать свои усилия исключая лишние, ненужные движения тем самым делая заданный объем работ с меньшей затратой энергетических ресурсов организма. В настоящее время остро стоит проблема развития координационных способностей у растущего числа детей с нарушением деятельности зрительного и слухового анализаторов, ведется поиск наиболее эффективных средств и методов.
Большой рост является одним из важнейших факторов при занятиях в секции по настольному теннису. В данной спортивной игре приходиться принимать решение за несколько «ходов» вперед, отсюда выходит, что спортсмен должен владеть своим телом и принимать рациональные решения, для победного результата. Но большинство детей в средней школе трудно осваивают данные способности, так как на них влияют следующие факторы: малоподвижный образ жизни, переходный возраст чрезмерное увлечение гаджетами и не здоровым образом жизни, т.е. отстают в развитии качества ловкость. Перед тренером встаёт проблема развития этого качества высоких детей. Существует множество методик развития координационных способностей, но эффективность развития этого качества неодинаково на различных возрастных этапах и в связи с этим каждый тренер ищет наиболее эффективные средства и методы. Но и с повышением квалификации спортсмена задачи по развитию координационных способностей не теряют своей актуальности, они приобретают более специализированный вид. В своей работе я постараюсь отразить наиболее эффективные стороны различных методик, разработанных до нашего времени выдающимися тренерами в области настольного тенниса.
Мы полагаем, что выбранная нами тема исследования: «Развитие координационных способностей у подростков 12-13 во внеурочной деятельности» актуальна.
Объект исследования: учебно — тренировочный процесс с подростками 12 — 13 лет.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей элементами настольного тенниса у подростков 12-13 лет во внеурочной деятельности.
Цель исследования: обоснование разработанной методики с элементами настольного тенниса у подростков 12-13 лет и проверка ее эффективности
Гипотеза исследования: предположили, что разработанная методика с элементов настольного тенниса во внеурочной деятельности сможет обеспечить повышения уровня развития координационных способностей у подростков 12-13 будет если будут соблюдены следующие условия:
1. Обучающиеся постоянно приобретают новые двигательные умения;
2. Используют адекватную нагрузку в соответствии с общепринятыми методами и средствами физического воспитания;
3. Включают элементы новизны в процессе занятий.
Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по данным литературных источников
2. Разработать экспериментальный комплекс упражнений
направленный на повышение координационных способностей во внеурочной деятельности .
3. Выявить эффективность разработанного комплекса на практике, посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группе.
1. Проведенный анализ литературы, наблюдения за соревновательной деятельностью и беседы с тренерами позволили выявить, что средства настольного тенниса способствуют совершенствованию двигательных способностей детей 12-13 лет и координационных способностей в частности.
2. На основании анализа литературы и бесед с тренерами разработана методика совершенствования координационных способностей и психофизические функций детей 12-13 лет в условиях учебных занятий.
3. После экспериментального тестирования выявлено улучшение результатов во всех трех тестах координационных способностей в экспериментальной группе от 5,2 до 9,9%, что свидетельствует об эффективности предложенной методике совершенствования координационных способностей средствами настольного тенниса. В контрольной группе в тесте зафиксирован один учащийся с низким уровнем, во втором - двое учащихся. Самое большое число испытуемых с низким уровнем координационных способностей — три человека, зафиксировано в третьем контрольном упражнении — ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения. Среди учащихся экспериментальной группы не выявлено низкого уровня координационных способностей. Значительно возрастает показатель высокого уровня координационных способностей учащихся. Двое ЭГ испытуемых показали высокий уровень по всем трем тестам.