Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие медиации в системе образования Пермский государственный национальный исследовательский университет

Работа №167963

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Пермского края.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ…6
1.1. История развития медиации в системе образования………………..6
1.2. Понятие, основные принципы и цели медиации в системе образования…11
1.3. Виды медиации в системе образования…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ…19
2.1. Анализ урегулирования конфликтов с помощью технологии медиации в системе образования в Пермском крае…………………………...19
2.2. Проблемы развития медиации в системе образования в Пермском крае…25
2.3. Медиативный подход в системе образования в Пермском края….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40

В результате вступления в силу Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) были заложены основы для применения альтернативных способов урегулирования споров на территории Российской Федерации. В разных регионах, таких как Санкт-Петербург, Республика Ингушетия и Алтайский край, стали разрабатываться и утверждаться специализированные стратегии для внедрения и развития медиативных практик.
Пермский край выделился своим стратегическим подходом к развитию медиации в рамках Стратегии социально-экономическому развития региона. По инициативе медиативного и научного сообщества, по поручению губернатора Д.Н. Махонина, на площадке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае была разработана Концепция развития медиации. В состав рабочей группы для этого процесса вошли представители различных секторов общества, включая государственные органы, муниципальное управление, бизнес, ассоциации медиаторов и научные институты.
Включение широкого круга заинтересованных сторон позволило всесторонне подойти к вопросам развития медиации, способствовало консолидации усилий и координации действий всех участников процесса. Данный подход способствовал выработке общего видения текущего положения дел в области урегулирования конфликтов и планированию будущего развития.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание Концепции с участием такого множества игроков натолкнулось и на трудности, обусловленные различиями в мотивации участников и их представлениями о том, как должно развиваться медиативное направление. Тем не менее, совместная работа и диалог способствовали достижению консенсуса и формированию единой стратегической документации для продвижения медиации в Пермском крае.
В науке проблема медиации рассматривается как в правовой сфере, так и в социологии, психологии и конфликтологии. Данная тема раскрыта авторами - Д.Л. Давыденко, С.К. Загайнова, А.С. Зайченко, В.Н. Кудрявцев, С.И. Калашникова, А.В. Литвинов, О.А. Львова, Е.И. Насырева, И.В. Решетников, Л.Н. Ракитина, социологии - О.В. Аллахвердова, В.В. Андреев, М.В. Гвоздарева, Р.Р. Максудов, психологии - А.Ю. Коновалов, И.С. Маловичко, А.Д. Карпенко, Г.А. Стюхина, Н.Л. Хананашвили, конфликтологии - А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов.
Цель исследования – анализ развития медиации в системе образования в Пермском крае.
Объект исследования - медиация как способ урегулирования конфликтов.
Предметом выступает медиация в системе образования в Пермском крае.
Задачи исследования включают в себя:
1. Раскрыть исторический аспект развития медиации в системе образования;
2. Изучить понятие, основные принципы и цели медиации в системе образования;
3. Рассмотреть виды медиации в системе образования;
4. Провести анализ урегулирования конфликтов с помощью технологии медиации в системе образования в Пермском крае;
5. Рассмотреть проблемы развития медиации в системе образования в Пермском крае;
6. Определить медиативный (восстановительный) подход в системе образования в Пермском края.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по теме курсовой работы, статьи и монографии и учебные пособия, авторами которых явились: С.К. Загайнова, А.В. Зуйкина, А.Ю. Коновалов, Р.Р. Максудов, Т.И. Марголина, Т.М. Рябова, О.В. Рогач, П.А. Суровяткина, П.А. Пигалова, М.С. Федюшкина, а также Е.В. Фролова и др.
Нормативная база включает в себя: Конституцию РФ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и др.
Структура исследования включает в себя введение, две основные главы, объединяющие 6 параграфов, заключение, использованные источники и литература, 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги настоящего исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.
Медиация в образовательной среде представляет собой специализированный процесс переговоров, в ходе которого независимый медиатор помогает участникам конфликта добиться решений на взаимовыгодной основе. Это не только предотвращает дальнейшее развитие конфликтов, но и обучает школьников ценным навыкам для их будущего.
Процесс медиации в сфере образования Пермского края является многоуровневым и трудоемким, но стратегически нацелен на достижение целей на различных этапах развития учебного коллектива. На краткосрочном уровне целью является немедленное разрешение текущих споров и конфликтов, установление взаимопонимания и согласия между студентами, учителями и другими участниками образовательного процесса. Среднесрочные задачи заключаются в применении и продвижении конструктивных способов обращения с конфликтными ситуациями, что позволяет прийти к глубокому и долговременному решению проблем. В долгосрочной перспективе, ключевая цель — это выработка и укрепление социальных навыков и компетенций среди всех участников образовательного процесса, а также формирование устойчивой, позитивно настроенной культуры мирного разрешения конфликтов. Это предотвращает возникновение новых споров и способствует созданию безопасной и поддерживающей учебной среды для всех.
Основная задача служб примирения заключается в решении конфликтов путём привлечения участников к участию в программах, нацеленных на восстановление отношений. Решающим фактором является поддержка самостоятельности лиц, вовлечённых в конфликт, в поиске путей разрешения. В рамках школьных заведений службы примирения функционируют как структуры, где взрослые и подростки работают вместе, чтобы внедрять основы восстановительной справедливости. Проведение программ, направленных на медиацию и решение споров в пределах школы, способствует урегулированию внутришкольных конфликтов. Миссия служб примирения заключается в развитии взаимопонимания между участниками образовательного процесса как одном из ключевых элементов корпоративной культуры школы. В 498 школах действуют ШСП, в которых обучены 3722 участника (956 взрослых и 2766 учеников). За 2022/2023 учебный год было разрешено более 3600 конфликтов. Например, школа № 7 в Березниках запустила медиативную программу для разрешения конфликтов между учениками, что позволило снизить уровень буллинга на 20%.



1. Айсылу Х.Б., Гузель Х.Х. Применение примирительных процедур при регулировании образовательных отношений. Педагогический журнал Башкортостана. 2021 №4. С. 144-156.
2. Груздева Е.А. Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы / Е. А. Груздева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 288-290.
3. Гудков А.И., Мищенко В.И., Котлярова Е.И. Медиация как способ урегулирования правовых конфликтов: состояние, перспективы развития в современных условиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2022. № 10. С. 135—138.
4. Гюльметова А.Р. Развитие института медиации в мире / А. Р. Гюльметова, З. А. Джумагишиева // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 187-188.
5. Концепция «Школа доброжелательных отношений» // ж. Воспитательная работа в школе», Народное образование. 2023 г. №1. - С.9-20.
6. Марголина Т.И., Суровяткина П.А. Базовые основы примирения в работе с конфликтами. - Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 100-112.
7. Марголина Т.И., Суровяткина П.А. Барьеры и стимулы развития медиации (примирительных процедур) в социальной сфере // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 3. С. 494—505.
8. Марголина Т.И. Взаимодействие социальных служб с семьей — новые подходы // В сб.: Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности. Социальные и реабилитационные услуги населению в Пермском крае: инновационные практики, проблемы и перспективы реализации: сборник материалов XII международной научно-практической конференции ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов. Под общей редакцией З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой. 2020. С. 112—116.
9. Марголина Т.И. Концептуальные подходы к развитию медиации в Пермском крае // Пермский юридический альманах. 2024. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-razvitiyu-mediatsii-v-permskom-krae (дата обращения: 20.11.2024).
10. Медиация как альтернативный способ урегулирования конфликтов (споров): учебно-методическое пособие / коллектив авторов под общей редакцией Т.И.Марголиной, Л.А.Соболевой; Пермский государственный национальный университет. – Пермь, 2020. – 144 с.
11. Огольцова Е.Г. Служба примирения как форма борьбы с буллингом / Е. Г. Огольцова, Т. Е. Дульцева, К. С. Лысенок. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93343/ (дата обращения: 18.10.2024).
12. Островский А.Н., Максудов Р.Р., Складчикова Е.С. Центр общественного взаимодействия: опыт и перспективы работы по профилактике и разрешению конфликтов на местном уровне с применением технологий социальной медиации. Методические рекомендации // М., 2019. 73 с.
13. Островский А.Н. Ресурсы для расширения практики применения социальной медиации в России // Мониторинг правоприменения № 4 (49) – 2023. – С. 91-102.
14. Пигалова П.А. Особенности конфликтного поведения младшего школьника / П.А. Пигалова, М.В. Жукова // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. – № 7(93). – С. 55–57.
15. Плотникова Е.А. Особенности совладания подростков в межличностном конфликте при помощи школьной службы примирения / Е. А. Плотникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 355-358. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100520/ (дата обращения: 23.10.2024).
16. Примирительные технологии в социальной сфере: постковид: сб. науч. ст. и материалов всероссийской научно-практической конференции «Медиация как культура согласия. Понимание. Доверие. Смыслы» (Пермь, 9 февраля 2022 года) / и отв. ред. Т.И. Марголина, В.А. Леденцова, А.Л. Хавкина. – М.: Издательство «Перо», 2022. 131с.
17.Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, 2012г, 28с.
18. Создаю школу доброжелательных отношений: сборник материалов
/коллектив авторов под общ. ред. Т.И. Марголиной, Л.А. Соболевой; МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» - Пермь, 2022. – 212 с.
19. Федюшкина М.С. К вопросу о правовых принципах медиации в гражданском процессе / М. С. Федюшкина, И. Н. Гелиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68700/ (дата обращения: 23.10.2024).
20. Худойкина Т.В., Барашков Е.О. Медиация в России: современное состояние и перспективы развития // E-Scio. 2022. № 6 (69). С. 34—38.
21. Чуприс Алина Сергеевна Модели медиации в условиях образовательных учреждений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-mediatsii-v-usloviyah-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 04.12.2024).
II. Правовые акты
22. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020 (Дата обращения 21.10.2024).
23. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 20.11.2002 г., № 46, Ст. 4532.
24. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.07.2010 г. №31, Ст. 4162.
25. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012 г. № 53, Ст. 7598 (Часть I).
26. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015 г. № 23, Ст. 3357.
27. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. 17.12.2010. № 1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2011 г., № 9.
28. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»): Письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2024).
29. Об утверждении Концепции развития медиации и примирительных процедур в Пермском крае: Распоряжение Правительства Пермского края от 30.05.2024 № 140-рп // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.10.2024).
III. Иные источники
30. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: официальный сайт / Рос.гос. б-ка; сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. – М., cop. 1999–2009. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.
31. Справочно – правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
32. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://juridical.slovaronline.com/.
33. Механизмы разрешения конфликтов в образовательных организациях Пермского края. Доклад. 2020 г. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: file:///C:/Users/KK/Downloads/Doklad-Kassinoy-R.A.-_Razreshenie-konfliktov-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-Permskogo-kraya-2020-g._.pdf (дата обращения: 22.10.2024).
34. Аналитический отчет «Мониторинг деятельности служб медиации в субъектах Российской Федерации». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://fcprc.ru/media/media/mediacia/Мониторинг_2021-22_года_pRaSvUs.pdf (дата обращения: 22.10.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ