Развитие медиации в системе образования Пермский государственный национальный исследовательский университет
|
Работа сделана на примере Пермского края.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ…6
1.1. История развития медиации в системе образования………………..6
1.2. Понятие, основные принципы и цели медиации в системе образования…11
1.3. Виды медиации в системе образования…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ…19
2.1. Анализ урегулирования конфликтов с помощью технологии медиации в системе образования в Пермском крае…………………………...19
2.2. Проблемы развития медиации в системе образования в Пермском крае…25
2.3. Медиативный подход в системе образования в Пермском края….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ…6
1.1. История развития медиации в системе образования………………..6
1.2. Понятие, основные принципы и цели медиации в системе образования…11
1.3. Виды медиации в системе образования…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ…19
2.1. Анализ урегулирования конфликтов с помощью технологии медиации в системе образования в Пермском крае…………………………...19
2.2. Проблемы развития медиации в системе образования в Пермском крае…25
2.3. Медиативный подход в системе образования в Пермском края….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40
В результате вступления в силу Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) были заложены основы для применения альтернативных способов урегулирования споров на территории Российской Федерации. В разных регионах, таких как Санкт-Петербург, Республика Ингушетия и Алтайский край, стали разрабатываться и утверждаться специализированные стратегии для внедрения и развития медиативных практик.
Пермский край выделился своим стратегическим подходом к развитию медиации в рамках Стратегии социально-экономическому развития региона. По инициативе медиативного и научного сообщества, по поручению губернатора Д.Н. Махонина, на площадке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае была разработана Концепция развития медиации. В состав рабочей группы для этого процесса вошли представители различных секторов общества, включая государственные органы, муниципальное управление, бизнес, ассоциации медиаторов и научные институты.
Включение широкого круга заинтересованных сторон позволило всесторонне подойти к вопросам развития медиации, способствовало консолидации усилий и координации действий всех участников процесса. Данный подход способствовал выработке общего видения текущего положения дел в области урегулирования конфликтов и планированию будущего развития.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание Концепции с участием такого множества игроков натолкнулось и на трудности, обусловленные различиями в мотивации участников и их представлениями о том, как должно развиваться медиативное направление. Тем не менее, совместная работа и диалог способствовали достижению консенсуса и формированию единой стратегической документации для продвижения медиации в Пермском крае.
В науке проблема медиации рассматривается как в правовой сфере, так и в социологии, психологии и конфликтологии. Данная тема раскрыта авторами - Д.Л. Давыденко, С.К. Загайнова, А.С. Зайченко, В.Н. Кудрявцев, С.И. Калашникова, А.В. Литвинов, О.А. Львова, Е.И. Насырева, И.В. Решетников, Л.Н. Ракитина, социологии - О.В. Аллахвердова, В.В. Андреев, М.В. Гвоздарева, Р.Р. Максудов, психологии - А.Ю. Коновалов, И.С. Маловичко, А.Д. Карпенко, Г.А. Стюхина, Н.Л. Хананашвили, конфликтологии - А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов.
Цель исследования – анализ развития медиации в системе образования в Пермском крае.
Объект исследования - медиация как способ урегулирования конфликтов.
Предметом выступает медиация в системе образования в Пермском крае.
Задачи исследования включают в себя:
1. Раскрыть исторический аспект развития медиации в системе образования;
2. Изучить понятие, основные принципы и цели медиации в системе образования;
3. Рассмотреть виды медиации в системе образования;
4. Провести анализ урегулирования конфликтов с помощью технологии медиации в системе образования в Пермском крае;
5. Рассмотреть проблемы развития медиации в системе образования в Пермском крае;
6. Определить медиативный (восстановительный) подход в системе образования в Пермском края.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по теме курсовой работы, статьи и монографии и учебные пособия, авторами которых явились: С.К. Загайнова, А.В. Зуйкина, А.Ю. Коновалов, Р.Р. Максудов, Т.И. Марголина, Т.М. Рябова, О.В. Рогач, П.А. Суровяткина, П.А. Пигалова, М.С. Федюшкина, а также Е.В. Фролова и др.
Нормативная база включает в себя: Конституцию РФ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и др.
Структура исследования включает в себя введение, две основные главы, объединяющие 6 параграфов, заключение, использованные источники и литература, 2 приложения.
Пермский край выделился своим стратегическим подходом к развитию медиации в рамках Стратегии социально-экономическому развития региона. По инициативе медиативного и научного сообщества, по поручению губернатора Д.Н. Махонина, на площадке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае была разработана Концепция развития медиации. В состав рабочей группы для этого процесса вошли представители различных секторов общества, включая государственные органы, муниципальное управление, бизнес, ассоциации медиаторов и научные институты.
Включение широкого круга заинтересованных сторон позволило всесторонне подойти к вопросам развития медиации, способствовало консолидации усилий и координации действий всех участников процесса. Данный подход способствовал выработке общего видения текущего положения дел в области урегулирования конфликтов и планированию будущего развития.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание Концепции с участием такого множества игроков натолкнулось и на трудности, обусловленные различиями в мотивации участников и их представлениями о том, как должно развиваться медиативное направление. Тем не менее, совместная работа и диалог способствовали достижению консенсуса и формированию единой стратегической документации для продвижения медиации в Пермском крае.
В науке проблема медиации рассматривается как в правовой сфере, так и в социологии, психологии и конфликтологии. Данная тема раскрыта авторами - Д.Л. Давыденко, С.К. Загайнова, А.С. Зайченко, В.Н. Кудрявцев, С.И. Калашникова, А.В. Литвинов, О.А. Львова, Е.И. Насырева, И.В. Решетников, Л.Н. Ракитина, социологии - О.В. Аллахвердова, В.В. Андреев, М.В. Гвоздарева, Р.Р. Максудов, психологии - А.Ю. Коновалов, И.С. Маловичко, А.Д. Карпенко, Г.А. Стюхина, Н.Л. Хананашвили, конфликтологии - А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов.
Цель исследования – анализ развития медиации в системе образования в Пермском крае.
Объект исследования - медиация как способ урегулирования конфликтов.
Предметом выступает медиация в системе образования в Пермском крае.
Задачи исследования включают в себя:
1. Раскрыть исторический аспект развития медиации в системе образования;
2. Изучить понятие, основные принципы и цели медиации в системе образования;
3. Рассмотреть виды медиации в системе образования;
4. Провести анализ урегулирования конфликтов с помощью технологии медиации в системе образования в Пермском крае;
5. Рассмотреть проблемы развития медиации в системе образования в Пермском крае;
6. Определить медиативный (восстановительный) подход в системе образования в Пермском края.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по теме курсовой работы, статьи и монографии и учебные пособия, авторами которых явились: С.К. Загайнова, А.В. Зуйкина, А.Ю. Коновалов, Р.Р. Максудов, Т.И. Марголина, Т.М. Рябова, О.В. Рогач, П.А. Суровяткина, П.А. Пигалова, М.С. Федюшкина, а также Е.В. Фролова и др.
Нормативная база включает в себя: Конституцию РФ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и др.
Структура исследования включает в себя введение, две основные главы, объединяющие 6 параграфов, заключение, использованные источники и литература, 2 приложения.
Подводя итоги настоящего исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.
Медиация в образовательной среде представляет собой специализированный процесс переговоров, в ходе которого независимый медиатор помогает участникам конфликта добиться решений на взаимовыгодной основе. Это не только предотвращает дальнейшее развитие конфликтов, но и обучает школьников ценным навыкам для их будущего.
Процесс медиации в сфере образования Пермского края является многоуровневым и трудоемким, но стратегически нацелен на достижение целей на различных этапах развития учебного коллектива. На краткосрочном уровне целью является немедленное разрешение текущих споров и конфликтов, установление взаимопонимания и согласия между студентами, учителями и другими участниками образовательного процесса. Среднесрочные задачи заключаются в применении и продвижении конструктивных способов обращения с конфликтными ситуациями, что позволяет прийти к глубокому и долговременному решению проблем. В долгосрочной перспективе, ключевая цель — это выработка и укрепление социальных навыков и компетенций среди всех участников образовательного процесса, а также формирование устойчивой, позитивно настроенной культуры мирного разрешения конфликтов. Это предотвращает возникновение новых споров и способствует созданию безопасной и поддерживающей учебной среды для всех.
Основная задача служб примирения заключается в решении конфликтов путём привлечения участников к участию в программах, нацеленных на восстановление отношений. Решающим фактором является поддержка самостоятельности лиц, вовлечённых в конфликт, в поиске путей разрешения. В рамках школьных заведений службы примирения функционируют как структуры, где взрослые и подростки работают вместе, чтобы внедрять основы восстановительной справедливости. Проведение программ, направленных на медиацию и решение споров в пределах школы, способствует урегулированию внутришкольных конфликтов. Миссия служб примирения заключается в развитии взаимопонимания между участниками образовательного процесса как одном из ключевых элементов корпоративной культуры школы. В 498 школах действуют ШСП, в которых обучены 3722 участника (956 взрослых и 2766 учеников). За 2022/2023 учебный год было разрешено более 3600 конфликтов. Например, школа № 7 в Березниках запустила медиативную программу для разрешения конфликтов между учениками, что позволило снизить уровень буллинга на 20%.
Медиация в образовательной среде представляет собой специализированный процесс переговоров, в ходе которого независимый медиатор помогает участникам конфликта добиться решений на взаимовыгодной основе. Это не только предотвращает дальнейшее развитие конфликтов, но и обучает школьников ценным навыкам для их будущего.
Процесс медиации в сфере образования Пермского края является многоуровневым и трудоемким, но стратегически нацелен на достижение целей на различных этапах развития учебного коллектива. На краткосрочном уровне целью является немедленное разрешение текущих споров и конфликтов, установление взаимопонимания и согласия между студентами, учителями и другими участниками образовательного процесса. Среднесрочные задачи заключаются в применении и продвижении конструктивных способов обращения с конфликтными ситуациями, что позволяет прийти к глубокому и долговременному решению проблем. В долгосрочной перспективе, ключевая цель — это выработка и укрепление социальных навыков и компетенций среди всех участников образовательного процесса, а также формирование устойчивой, позитивно настроенной культуры мирного разрешения конфликтов. Это предотвращает возникновение новых споров и способствует созданию безопасной и поддерживающей учебной среды для всех.
Основная задача служб примирения заключается в решении конфликтов путём привлечения участников к участию в программах, нацеленных на восстановление отношений. Решающим фактором является поддержка самостоятельности лиц, вовлечённых в конфликт, в поиске путей разрешения. В рамках школьных заведений службы примирения функционируют как структуры, где взрослые и подростки работают вместе, чтобы внедрять основы восстановительной справедливости. Проведение программ, направленных на медиацию и решение споров в пределах школы, способствует урегулированию внутришкольных конфликтов. Миссия служб примирения заключается в развитии взаимопонимания между участниками образовательного процесса как одном из ключевых элементов корпоративной культуры школы. В 498 школах действуют ШСП, в которых обучены 3722 участника (956 взрослых и 2766 учеников). За 2022/2023 учебный год было разрешено более 3600 конфликтов. Например, школа № 7 в Березниках запустила медиативную программу для разрешения конфликтов между учениками, что позволило снизить уровень буллинга на 20%.
Подобные работы
- Примирительные процедуры в работе со школьными конфликтами
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В
ИНТЕРНЕТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Практика решения конфликтов населения региона органами местного самоуправления (на примере Каменского района Алтайского края)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Украинский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - НОВЕЙШИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕВОДА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАМЫСЛА ЭСПОЗИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - Специфика перевода юридической лексики в художественных текстах (лексико-семантический и стилистический аспекты)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018



