Работа сделана на примере Пермского края.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ…6
1.1. История развития медиации в системе образования………………..6
1.2. Понятие, основные принципы и цели медиации в системе образования…11
1.3. Виды медиации в системе образования…13
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ…19
2.1. Анализ урегулирования конфликтов с помощью технологии медиации в системе образования в Пермском крае…………………………...19
2.2. Проблемы развития медиации в системе образования в Пермском крае…25
2.3. Медиативный подход в системе образования в Пермском края….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40
В результате вступления в силу Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) были заложены основы для применения альтернативных способов урегулирования споров на территории Российской Федерации. В разных регионах, таких как Санкт-Петербург, Республика Ингушетия и Алтайский край, стали разрабатываться и утверждаться специализированные стратегии для внедрения и развития медиативных практик.
Пермский край выделился своим стратегическим подходом к развитию медиации в рамках Стратегии социально-экономическому развития региона. По инициативе медиативного и научного сообщества, по поручению губернатора Д.Н. Махонина, на площадке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае была разработана Концепция развития медиации. В состав рабочей группы для этого процесса вошли представители различных секторов общества, включая государственные органы, муниципальное управление, бизнес, ассоциации медиаторов и научные институты.
Включение широкого круга заинтересованных сторон позволило всесторонне подойти к вопросам развития медиации, способствовало консолидации усилий и координации действий всех участников процесса. Данный подход способствовал выработке общего видения текущего положения дел в области урегулирования конфликтов и планированию будущего развития.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание Концепции с участием такого множества игроков натолкнулось и на трудности, обусловленные различиями в мотивации участников и их представлениями о том, как должно развиваться медиативное направление. Тем не менее, совместная работа и диалог способствовали достижению консенсуса и формированию единой стратегической документации для продвижения медиации в Пермском крае.
В науке проблема медиации рассматривается как в правовой сфере, так и в социологии, психологии и конфликтологии. Данная тема раскрыта авторами - Д.Л. Давыденко, С.К. Загайнова, А.С. Зайченко, В.Н. Кудрявцев, С.И. Калашникова, А.В. Литвинов, О.А. Львова, Е.И. Насырева, И.В. Решетников, Л.Н. Ракитина, социологии - О.В. Аллахвердова, В.В. Андреев, М.В. Гвоздарева, Р.Р. Максудов, психологии - А.Ю. Коновалов, И.С. Маловичко, А.Д. Карпенко, Г.А. Стюхина, Н.Л. Хананашвили, конфликтологии - А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов.
Цель исследования – анализ развития медиации в системе образования в Пермском крае.
Объект исследования - медиация как способ урегулирования конфликтов.
Предметом выступает медиация в системе образования в Пермском крае.
Задачи исследования включают в себя:
1. Раскрыть исторический аспект развития медиации в системе образования;
2. Изучить понятие, основные принципы и цели медиации в системе образования;
3. Рассмотреть виды медиации в системе образования;
4. Провести анализ урегулирования конфликтов с помощью технологии медиации в системе образования в Пермском крае;
5. Рассмотреть проблемы развития медиации в системе образования в Пермском крае;
6. Определить медиативный (восстановительный) подход в системе образования в Пермском края.
Теоретическую базу исследования составили научные труды по теме курсовой работы, статьи и монографии и учебные пособия, авторами которых явились: С.К. Загайнова, А.В. Зуйкина, А.Ю. Коновалов, Р.Р. Максудов, Т.И. Марголина, Т.М. Рябова, О.В. Рогач, П.А. Суровяткина, П.А. Пигалова, М.С. Федюшкина, а также Е.В. Фролова и др.
Нормативная база включает в себя: Конституцию РФ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и др.
Структура исследования включает в себя введение, две основные главы, объединяющие 6 параграфов, заключение, использованные источники и литература, 2 приложения.
Подводя итоги настоящего исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.
Медиация в образовательной среде представляет собой специализированный процесс переговоров, в ходе которого независимый медиатор помогает участникам конфликта добиться решений на взаимовыгодной основе. Это не только предотвращает дальнейшее развитие конфликтов, но и обучает школьников ценным навыкам для их будущего.
Процесс медиации в сфере образования Пермского края является многоуровневым и трудоемким, но стратегически нацелен на достижение целей на различных этапах развития учебного коллектива. На краткосрочном уровне целью является немедленное разрешение текущих споров и конфликтов, установление взаимопонимания и согласия между студентами, учителями и другими участниками образовательного процесса. Среднесрочные задачи заключаются в применении и продвижении конструктивных способов обращения с конфликтными ситуациями, что позволяет прийти к глубокому и долговременному решению проблем. В долгосрочной перспективе, ключевая цель — это выработка и укрепление социальных навыков и компетенций среди всех участников образовательного процесса, а также формирование устойчивой, позитивно настроенной культуры мирного разрешения конфликтов. Это предотвращает возникновение новых споров и способствует созданию безопасной и поддерживающей учебной среды для всех.
Основная задача служб примирения заключается в решении конфликтов путём привлечения участников к участию в программах, нацеленных на восстановление отношений. Решающим фактором является поддержка самостоятельности лиц, вовлечённых в конфликт, в поиске путей разрешения. В рамках школьных заведений службы примирения функционируют как структуры, где взрослые и подростки работают вместе, чтобы внедрять основы восстановительной справедливости. Проведение программ, направленных на медиацию и решение споров в пределах школы, способствует урегулированию внутришкольных конфликтов. Миссия служб примирения заключается в развитии взаимопонимания между участниками образовательного процесса как одном из ключевых элементов корпоративной культуры школы. В 498 школах действуют ШСП, в которых обучены 3722 участника (956 взрослых и 2766 учеников). За 2022/2023 учебный год было разрешено более 3600 конфликтов. Например, школа № 7 в Березниках запустила медиативную программу для разрешения конфликтов между учениками, что позволило снизить уровень буллинга на 20%.
1. Айсылу Х.Б., Гузель Х.Х. Применение примирительных процедур при регулировании образовательных отношений. Педагогический журнал Башкортостана. 2021 №4. С. 144-156.
2. Груздева Е.А. Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы / Е. А. Груздева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 288-290.
3. Гудков А.И., Мищенко В.И., Котлярова Е.И. Медиация как способ урегулирования правовых конфликтов: состояние, перспективы развития в современных условиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2022. № 10. С. 135—138.
4. Гюльметова А.Р. Развитие института медиации в мире / А. Р. Гюльметова, З. А. Джумагишиева // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 187-188.
5. Концепция «Школа доброжелательных отношений» // ж. Воспитательная работа в школе», Народное образование. 2023 г. №1. - С.9-20.
6. Марголина Т.И., Суровяткина П.А. Базовые основы примирения в работе с конфликтами. - Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 100-112.
7. Марголина Т.И., Суровяткина П.А. Барьеры и стимулы развития медиации (примирительных процедур) в социальной сфере // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 3. С. 494—505.
8. Марголина Т.И. Взаимодействие социальных служб с семьей — новые подходы // В сб.: Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности. Социальные и реабилитационные услуги населению в Пермском крае: инновационные практики, проблемы и перспективы реализации: сборник материалов XII международной научно-практической конференции ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов. Под общей редакцией З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой. 2020. С. 112—116.
9. Марголина Т.И. Концептуальные подходы к развитию медиации в Пермском крае // Пермский юридический альманах. 2024. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-razvitiyu-mediatsii-v-permskom-krae (дата обращения: 20.11.2024).
10. Медиация как альтернативный способ урегулирования конфликтов (споров): учебно-методическое пособие / коллектив авторов под общей редакцией Т.И.Марголиной, Л.А.Соболевой; Пермский государственный национальный университет. – Пермь, 2020. – 144 с.
11. Огольцова Е.Г. Служба примирения как форма борьбы с буллингом / Е. Г. Огольцова, Т. Е. Дульцева, К. С. Лысенок. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93343/ (дата обращения: 18.10.2024).
12. Островский А.Н., Максудов Р.Р., Складчикова Е.С. Центр общественного взаимодействия: опыт и перспективы работы по профилактике и разрешению конфликтов на местном уровне с применением технологий социальной медиации. Методические рекомендации // М., 2019. 73 с.
13. Островский А.Н. Ресурсы для расширения практики применения социальной медиации в России // Мониторинг правоприменения № 4 (49) – 2023. – С. 91-102.
14. Пигалова П.А. Особенности конфликтного поведения младшего школьника / П.А. Пигалова, М.В. Жукова // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. – № 7(93). – С. 55–57.
15. Плотникова Е.А. Особенности совладания подростков в межличностном конфликте при помощи школьной службы примирения / Е. А. Плотникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 355-358. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100520/ (дата обращения: 23.10.2024).
16. Примирительные технологии в социальной сфере: постковид: сб. науч. ст. и материалов всероссийской научно-практической конференции «Медиация как культура согласия. Понимание. Доверие. Смыслы» (Пермь, 9 февраля 2022 года) / и отв. ред. Т.И. Марголина, В.А. Леденцова, А.Л. Хавкина. – М.: Издательство «Перо», 2022. 131с.
17.Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, 2012г, 28с.
18. Создаю школу доброжелательных отношений: сборник материалов
/коллектив авторов под общ. ред. Т.И. Марголиной, Л.А. Соболевой; МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» - Пермь, 2022. – 212 с.
19. Федюшкина М.С. К вопросу о правовых принципах медиации в гражданском процессе / М. С. Федюшкина, И. Н. Гелиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68700/ (дата обращения: 23.10.2024).
20. Худойкина Т.В., Барашков Е.О. Медиация в России: современное состояние и перспективы развития // E-Scio. 2022. № 6 (69). С. 34—38.
21. Чуприс Алина Сергеевна Модели медиации в условиях образовательных учреждений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-mediatsii-v-usloviyah-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 04.12.2024).
II. Правовые акты
22. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020 (Дата обращения 21.10.2024).
23. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 20.11.2002 г., № 46, Ст. 4532.
24. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.07.2010 г. №31, Ст. 4162.
25. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012 г. № 53, Ст. 7598 (Часть I).
26. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015 г. № 23, Ст. 3357.
27. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. 17.12.2010. № 1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2011 г., № 9.
28. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»): Письмо Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2024).
29. Об утверждении Концепции развития медиации и примирительных процедур в Пермском крае: Распоряжение Правительства Пермского края от 30.05.2024 № 140-рп // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.10.2024).
III. Иные источники
30. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: официальный сайт / Рос.гос. б-ка; сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. – М., cop. 1999–2009. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.
31. Справочно – правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
32. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://juridical.slovaronline.com/.
33. Механизмы разрешения конфликтов в образовательных организациях Пермского края. Доклад. 2020 г. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: file:///C:/Users/KK/Downloads/Doklad-Kassinoy-R.A.-_Razreshenie-konfliktov-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-Permskogo-kraya-2020-g._.pdf (дата обращения: 22.10.2024).
34. Аналитический отчет «Мониторинг деятельности служб медиации в субъектах Российской Федерации». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://fcprc.ru/media/media/mediacia/Мониторинг_2021-22_года_pRaSvUs.pdf (дата обращения: 22.10.2024).