Введение 3
Глава 1. Критическое мышление в системе личностных компетенций школьника и технология его развития 13
1.2 Роль формирования личностных компетенций в развитии личности школьника 15
1.3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо 19
Глава 2. Эпоха Реформации в школьном курсе истории 25
2.1 Личность Мартина Лютера в школьном курсе истории 33
Глава 3. Дополнительные источники информации и методические разработки 42
3.1 Интернет- ресурсы и дополнительная литература для изучения личности Мартина Лютера.44
3.2 Приемы и стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) 56
Заключение 66
Библиография 69
Приложение 72
Глобальные социально-экономические перемены, происходящие как во всем мире, так и в нашей стране естественно предполагают поиск нового «образа» образования.
В России исторически сложилось так, что система образования действует целенаправленно, рефлексируя по поводу своих целей, осознавая их. Она стремится не к произвольной социализации и формированию «случайного» человека, а человека с определенным набором личностных свойств, воспитанного в духе гуманистической традиции. Повышение качества образования является актуальной проблемой в любую эпоху, а ее решение связанно с модернизацией системы образования, улучшением средств и технологий образовательного процесса, переосмыслением целей и результатов образования.
Концепция модернизации Российского образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых компетенций, то есть готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Компетентностный подход - это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию.
Тема Реформации играет не последнюю роль в формировании системы морально-нравственных ценностей. Эта эпоха знаменует собой появление национальных церквей, которые стали формироваться после перевода Библии на национальные языки, ведение служб на родном для прихожан языке. Что в следствии повлекло за собой рост национального сознания, борьбу против
владычества Рима над католическими странами и формирование основы для национальных государств, подчиняющихся своему светскому правителю, а не папе Римскому. Данная тема учит веротерпимости, показывая к каким ужасным последствиям может привести религиозная вражда, которая и сегодня, к сожалению, встречается в нашем обществе.
Мартин Лютер ключевая фигура данной эпохи, ее основоположник. Помимо этого, следует отметить и большую просветительскую работу Лютера для развития немецкой культуры. Он большое внимание уделял реформированию образования, обязательного для всех детей. Он стал основателем немецкой народной школы, ввел новые дисциплины, подчеркивал важность участия родителей и государства в подготовке образованной молодежи. Особого внимания заслуживает переводческая деятельность Лютера. На немецкий язык им были переведены Библия, псалмы, что привело к развитию в Германии грамотности и публицистики. Лютер внес огромный вклад в развитие классического немецкого языка. Не оставил без внимания Лютер и музыку, так как она стала неотъемлемой частью лютеранского культа. И сегодня в церквях поют псалмы, составленные реформатором. Изучению судьбы и деятельности реформатора посвящено множество работ историков - монографии, статьи, очерки. Также изучению деятельности и личности Лютера посвящены конфессиональные сочинения, которые зачастую представляют субъективное мнение автора.
Труды по Лютеру можно разделить по конфессиональным направлениям - католические и протестантские - основанные на религиозных убеждениях их авторов.
Исследователи-католики подвергают серьезной критике как учение, так и деятельность Лютера, видя лишь негативные результаты. Они доказывают пагубность реформаторской деятельности Лютера, приведшей к религиозному расколу европейских стран и подрыву авторитета римско-католической
церкви. Исследователи-протестанты так же необъективны в своем анализе деятельности Мартина Лютера. Они превозносят его личность, доказывая его неповторимость - это Р. Бейнтон, А. Макграт , Г. Фаусель и др.
В дореволюционной отечественной историографии доминирует мнение о двойственном значении реформаторской деятельности Мартина Лютера, который разделил Европу на две половины, посеял смуту и недовольство. Подвергалась критике отсутствие у немецкого реформатора активной революционной позиции, но также проводились попытки показать путь прихода Лютера к идее реформации. ( Грановский Т.Н., Кудрявцев П.Н.)
В советской историографии предоставляется подробный анализ социально - классовой сущности учения Лютера, что вызвано доминированием марксистского подхода. Было принято считать, что М. Лютер - идеолог консервативного бюргерства, чье появление в Германии было закономерным явлением, а его религиозные и политические взгляды претерпели эволюцию от консервативно-бюргерской к княжеско-реакционной. Резко отрицательное отношение М. Лютера к мятежу воспринималось как отход от прежних достаточно «революционных» взглядов. Однако, встречались и более объективные оценки. Соловьев Э.Ю. выделил как негативные моменты в мировоззрении Лютера, так и новаторские политические взгляды. А анализ «Застольных речей» Лютера, проведенный Павленко В.Г., показывает не реакционность его взглядов, а наоборот умеренность. (Смирин М.М., Соловьев Э.Ю., Павленко В.Г.)
В постсоветской исторической науке появляется тенденция к изучению личности Лютера, подробный анализ его биографии для выявления личных предпосылок появления идей реформации, поднимается вопрос о противоречивости роли Лютера в движении. (Порозовская Б.Д., Некрасов Ю.К., Митрохин Л.Н.)
В зарубежной историографии очень много научных трудов посвящено анализу богословских работ Лютера. Также большое место занимает исследование социально - политических взглядов реформатора, лингвистическому и литературоведческому анализу его сочинений и переводов.
Особое значение для исторической науки имеет работы М. Вебера, посвященные анализу взаимосвязи протестантизма и зарождающегося капитализма.
Зарубежная историография очень высоко оценивает вклад Лютера в историю и развитие общества. Сегодня в Германии он считается национальным героем. Однако вплоть до новейшего времени, оценки деятельности Лютера были раздели на два направления: те, кто обвинял Лютера в расколе общества, и те, кто защищал его идеи.
Как же оценить вклад Лютера в развитие европейской цивилизации? Вероятно, главный итог его деятельности - это зарождения внутренней свободы человека, обоснование индивидуализма посредством веры. Лютер дал обществу новую идеологию, а значит, объективно способствовал движению вперед. Лютер, сын своего народа, он отражал интересы общества в целом. Вместе со своим народом он часто сомневался, ошибался, делал шаги и вперед, и назад. Но в главном, в своей борьбе с папством, бывший августинский монах оставался непреклонен: «На том стою и не могу иначе».
Эпоха Реформации в школьном курсе истории освещается в достаточной степени полноценно, в целом 2-3 часа, в 7 классе. В учебниках А.Я. Юдовской и О.В. Дмитриевой тема Реформации раскрывается в трех параграфах , в то время как В.А. Ведюшкин выделяет для этой темы два параграфа.
Личностные компетенции на сегодняшний день рассматриваются с позиции составной части ключевых компетенций, формирующихся в процессе обучения. Для среднего школьного возраста они играют одну из главных ролей в становлении личности подростка. Одной из ключевых личностных компетенций является критическое мышление. Именно оно отвечает за умение человека работать с информацией.
Развитие технологий и появление всемирной сети Интернет привело к тому, что на сегодняшний день через сознание человека проходит бесконечный поток информации. Причем она далеко не всегда приносит пользу, а в некоторых случаях вводит в заблуждение, что чревато допущением ошибок. Отсюда и необходимость формирования и развития критического мышления школьников, которые уже с раннего детства сталкиваются с этой проблемой.
Следовательно, актуальность данной работы заключается в изучении исторических событий через призму исторических персоналий с помощью технологии критического мышления, что позволить решить сразу три задачи: изучение истории, изучение исторических персоналий для формирования личностных ценностей детей и развитие у них критического мышления.
Методика развития критического мышления начала интересовать педагогов и методистов еще в конце прошлого столетия. Методическая основа этого направления - это технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она получила свое развитие при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам иностранными коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, с общими представлениями о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать эту модель для российского образования, подробно ознакомится с дидактическими, психологическими и философскими основами предложенного подхода, дополнить практическую часть новыми приемами, и создать модель, которая стала называться «Технология развития критического мышления» (ТРКМ). Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования. Эти идеи нашли свое отражение в методических пособиях и монографиях, вышедших за 10 лет реализации проекта.
Сейчас этот проект носит название «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), и весьма распространен среди молодых специалистов-педагогов.
Тема Реформации представляет собой сложную систему, связанных между собой политических, религиозных, социальных и экономических аспектов, которые дополняют друг друга, влияют на процесс движения в целом и частности. Для школьников наиболее затруднительными являются вопросы о появлении новых религиозных учений, их сущностей и различия. А ведь при этом необходимо не упускать из виду политические и социальные стороны вопроса. Поэтому эта тема представляется довольно затруднительной для преподавания. Обучающимся необходимо усвоить большое количество информации за несколько учебных часов. Для более упрощенного и удобного и для школьников, и для учителя прохождения этой темы можно применять технологию РКМЧП, которая направлена не только на развитие критического мышления, но и значительно упрощает детям работу с объемным количеством информации, позволяя структурировать и систематизировать ее по максимуму. Изучение великих личностей, вошедших в историю, является отличным способом развить оценочное мышление: как правило, все выдающиеся люди имеют неоднозначный характер, их деятельность всегда подвергается критике и оценке. Мартин Лютер личность противоречивая, дискуссии о которой ведутся и по сей день.
Объектом данного исследования является технология РКМЧП.
Предмет: способы развития критического мышления на уроках истории, посвященных деятельности М. Лютера.
Целью данной работы является разработка приемов и стратегий, направленных на развитие критического мышления посредством изучения исторических личностей в школьном курсе истории на примере М. Лютера.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования личностных компетенций у обучающихся среднего звена.
2. Изучить сущность и стратегию технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее технология РКМЧП);
3. Изучить и проанализировать учебную литературу школьного курса; научную литературу про М. Лютера; Интернет - ресурсы по истории.
4. Разработать приемы и средства, используемые технологией РКМЧП, для изучения личности М. Лютера на основе материала учебных пособий и дополнительной литературы.
Для проведения данного исследования было использовано несколько групп источников. Прежде всего это нормативные документы: ФГОС; учебно - методические пособия - учебник А.Я. Юдовской и др. под редакцией Искендерова А.А., поурочные разработки, учебник О.В. Дмитриевой под редакцией С.П. Карпова и учебник В.А. Ведюшкина ; образовательные Интернет-ресурсы - Арзамас, Дилетант, Хронос, Всемирная мультимедийная история.
Литературой для данного исследования послужили работы по возрастной психологии, таких авторов как Обухова Л.Ф., Волков Б.С. ; работы по изучению технологии РКМЧП, ее создания и структуры - методические пособия и монографии таких авторов как, Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Загашев И. О. и Заир-Бек С. И., в которых подробно описаны стратегии работы с данной технологией, а также приемы, которые можно использовать на большинстве дисциплин.
Для рекомендованной литературы были отобраны работы по биографии и деятельности М. Лютера. Это монография Э.Ю. Соловьева «Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время», биографический очерк Б.Д. Порозовской - «Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность», статьи Митрохина Л.Н. «Общественный деятель эпохи Реформации» и «Основатель немецкого протестантизма» .
Структура работы: работа состоит из введения, заключения, основной теоретической, информативной и практической частей, приложения.
Во введении обосновывается актуальность работы, ставится цель и задачи, определяется объект и предмет исследования.
Теоретическая часть посвящена определению понятия личностных компетенций, их роли в формировании и развитии личности обучающихся, а также места школы в этом процессе, а также значению и сущности технологии развития критического мышления.
В информативной части представлены краткое содержание учебной литературы школьного курса по эпохе Реформации, анализ личностных качеств М. Лютера по материалам современных учебников. А также определены источники дополнительной информации, которые можно рекомендовать и учителям, и детям.
Практическая часть содержит разработки методических приемов, которые направлены не только на удачное усвоение учебного материала, но также способствуют развитию критического мышления. В заключении подводятся итоги по главам и работе в целом. В приложении представлены графическое оформление методических приемов.
Методические приемы, представленные в исследовании, получили практическую апробацию во время педагогической практики, на уроках истории в 7 классе гимназии №16.
Современная система школьного образования направлена на целостное формирование личностных, предметных и метапредметных компетенций у обучающихся. Личностные компетенции ставятся на первое место не просто так, они являются основой становления и развития личности человека, базой его морально-нравственной системы, его социализации.
Главные черты характера человека формируются в подростковом периоде. Именно это время является переломным моментом для будущей личности, временем выбора своего «Я». Дети в этом возрасте наиболее уязвимы перед обществом, им необходима помощь в поиске себя, своего пути. Главным ориентиров для них становятся выдающиеся личности - знаменитости, исторические персоналии, авторитетные люди из близкого окружения.
Однако, не зря психологи называют пубертатный период одним из возрастных кризисов. Дети часто принимают взросление с негативной стороны, ориентируясь на отрицательные примеры. Для избежание подобного, родители и педагоги должны помогать детям учится критически мыслить, то есть уметь адекватно оценивать чужие поступки и действия, поступающую информацию. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог объективно оценивать и самого себя, ведь адекватная самооценка - это один из главных признаков успешного человека.
Ну а первостепенная задача учителя истории в этом нелегком процессе познакомить обучающихся с историческими личностями, и ориентировать детей лишь на положительные примеры.
Для помощи учителям в этом деле американскими методистами и педагогами была выработана технология РКМЧП. Критическое мышление - это способность объективно оценивать свои знания, соотносить внешнюю информацию с уже имеющейся, и умение правильно ее применять. Сущность [Введите текст]
технологии заключается в том, что работа с текстом должна способствовать развитию критического мышления, а не только усвоению материала. Сама работа состоит из трех этапов, простых по своему содержанию: вызов, освоение материала, рефлексия. Приемы и стратегии, используемые в данном методе, также просты и понятны, их сущность состоит в том, чтобы упростить работу с учебным материалом, сделать ее не только полезной, но и интересной для школьников, что в свою очередь обеспечит большую заинтересованность и мотивацию со стороны обучающихся.
Тема Реформации в контексте личностных ценностей имеет важное значение. Она связана не только с сухими фактами истории, это эпоха олицетворяет начало движения за борьбу против владычества католической церкви над умами людей, движения свободомыслия, развития гуманистических идей и ценностей. Эта тема должна иметь эмоциональный окрас, который, обычно, придается с помощью конкретных ситуаций или людей. Основоположник Реформации - Мартин Лютер - является интересной и неоднозначной личностью, жизнь и судьбу которого можно обсудить с детьми, при этом не отходя от самой темы. В школьном курсе истории события эпохи раскрываются достаточно подробно, а вот знакомства с личностями проходят поверхностно, в основном делается акцент на их деятельность, связанную с движением. А о личных предпосылках и причинах говорится довольно мало. Но в истории личный, субъективный фактор всегда имел место, и немалое. Именно поэтому школьников необходимо знакомить с биографиями исторических персонажей, их характером, так как зачастую именно там кроются предпосылки становления этих личностей как исторических деятелей.
Для того, чтобы дать детям более полный и живой образ М. Лютера, современным учителям не нужно прикладывать много усилий. Благодаря сети Интернет практически любая литература доступна в любое время. Недостатка в дополнительных источниках информации, помимо учебных пособий, по данной теме нет. Да, если сравнивать с, например, темой Великой Отечественной войны, можно решить, что литературы о Мартине Лютере ничтожно мало. Но, несмотря на небольшое количество, информативно эта литература вполне отвечает задаче дополнения школьных учебников, она содержит в себе необходимую информацию, достаточную для работы обучающихся. Несмотря на проблему огромного количества непроверенной информации в сети Интернет, так же существует достаточно большое количество электронных ресурсов, которые несут не только образовательную пользу, но и имеют развлекательный характер, призванный заинтересовать пользователей. Эти платформы обеспечивают свободный доступ к различным источникам информации, интерактивным и творческим проектам. Приемы, представленные в работе, имеют простую методическую основу, что позволяет подстроить их под любой предмет без особых затруднений. Работа с текстом, письменным или устным, несет в себе не только пользу для развития критического мышления, она также охватывает и сферу других личностных компетенций, таких как коммуникативные навыки, креативность.
Вывод представляется простой, для воспитания человека информационного общества недостатка в теоретической базе нет, дело стоит лишь за людьми - педагогами и родителями - главными взрослыми, чьей задачей является направление детей на правильный путь.
1. Ведюшкин В.А. История Нового времени, конец XV- конец XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015. - 301 с.
2. Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В. Всеобщая история.
Новое время. Поурочные методические рекомендации. 7 класс: пособ. для учителей общеобраз. организаций. М.: Просвещение, 2017. - 355 с.
3. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени, конец XV-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Русское слово, 2007. - 305 с.
4. Поздеев А.В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс: пособ. для учителей общеобраз. организаций. - М.: ВАКО,2016.- 208 с.
5. Стецюра Т.Д. Методическое пособие к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII в.».7 класс: пособ. для учителей общеобраз. организаций. - М.: Русское слово, 2014. - 305 с.
6. Юдовская А.Я. и др. Всеобщая история. История Нового
времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2019. - 298 с.
7.
Интернет- источники:
1. Arzamas. URL:https://arzamas.academy
2. Государственные образовательные стандарты. URL:http://garant.ru
3. Дилетант. URL:https://diletant.media.ru
4. Хронос. URL:http://www.hrono.ru
5. «Мультимедийная Всемирная история». URL: https ://histbook.ru
Литература:
1. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
2. Волков, Б. С. Возрастная психология: в 2-х ч.: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
5. Митрохин Л.И. Общественный деятель эпохи Реформации (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
6. Митрохин Л.Н. Основатель немецкого протестантизма (Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990).
7. Мухина В.С. Детская психология: учебник для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
9. Порозовская В.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1997;
10. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984;
11. Штерн Л. Историография о Лютере (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА - МАЛЬТА. 1965).