РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ CПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I Теоретический анализ проблемы особенностей развития лидерских качеств в
коллективе младших школьников 6
1.1 Психологическая характеристика лидерства 6
1.2 Особенности проявления лидерских качеств в младшем школьном
возрасте 12
1.3 Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств в
коллективе младших школьников 19
II Эмпирическое исследование особенностей развития лидерских качеств в
коллективе младших школьников 25
2.1 Организация исследования особенностей развития лидерских качеств
в коллективе младших школьников 25
2.2 Диагностика уровня развития лидерских качеств в коллективе
младших школьников 27
2.3 Программа развития лидерских качеств в коллективе младших
школьников 31
2.4 Анализ результатов работы по развитию лидерских качеств в
коллективе младших школьников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
I Теоретический анализ проблемы особенностей развития лидерских качеств в
коллективе младших школьников 6
1.1 Психологическая характеристика лидерства 6
1.2 Особенности проявления лидерских качеств в младшем школьном
возрасте 12
1.3 Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств в
коллективе младших школьников 19
II Эмпирическое исследование особенностей развития лидерских качеств в
коллективе младших школьников 25
2.1 Организация исследования особенностей развития лидерских качеств
в коллективе младших школьников 25
2.2 Диагностика уровня развития лидерских качеств в коллективе
младших школьников 27
2.3 Программа развития лидерских качеств в коллективе младших
школьников 31
2.4 Анализ результатов работы по развитию лидерских качеств в
коллективе младших школьников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [27]. Требования к итогам образования выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образования. Младший школьник должен научиться решать такие жизненные проблемы, как достижение взаимопонимания в коллективе, выбор самого короткого пути, ориентация в потоке информации. Важное место среди личностных результатов начального образования занимают качества личности, которые необходимы младшему школьнику для успешной организации и осуществления различных видов деятельности в коллективной и групповой работе, - таковы являются, к примеру, лидерские качества личности.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития лидерской целеустремленности, социальной активности. Именно в этот период формируется будущая личность ребенка, ее многообразное отношение к окружающим людям, к различным видам деятельности, самой себе, развиваются такие черты личности, как организованность, целеустремленность, предприимчивость и пр. Л.И. Божович пишет: проблема воспитания лидерского качества сейчас очень важна, без лидерской позиции невозможно и не может быть детского коллектива [7, с. 45].
Развитие лидерских качеств у младших школьников имеет большое практическое значение: оно заложит основы уверенности в своих силах, поможет быть успешным в обучении и социализации личности. Формирование лидерских качеств при этом не стихийно, должно быть целенаправленным и организованным. В то же время существует дефицит методик воспитания лидерских качеств у младших школьников, а имеющиеся методики используются педагогами недостаточно интенсивно. Данное противоречие подчеркивает актуальной обозначенной проблемы и требует ее детальной разработки.
Проблема лидерства исследуется рядом зарубежных (С. Бирд, Дж. Гейер, С. Кассен, Р. Кеттел, Р. Манн, Г. Стайс и др.) и отечественных (М.Р. Битянова, А.Л. Журавлев и др.) исследователей. Вопросы лидерства в младшем школьном возрасте рассматриваются в трудах П. Загоровского, А.С. Залужного, А.А. Люблинской, А.А. Семенова, Е.И. Тихомировой, Л.И. Уманского, Г.А. Фортунатова, Д.Б. Эльконина и пр.
Цель данной работы - исследовать особенности развития лидерских качеств в коллективе младших школьников и разработать программу занятий, направленных на развитие их.
Объект исследования - процесс развития лидерских качеств у младших школьников.
Предмет исследования - программа занятий как средство развития лидерских качеств младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследовательской работы:
1. исследовать особенности проявления лидерских качеств в младшем школьном возрасте;
2. определить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств в коллективе младших школьников;
3. выявить актуальный уровень развития лидерских качеств у младших школьников;
4. разработать программу развития лидерских качеств у младших школьников, оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: развитие лидерских качеств в коллективе младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- формирующая работа должна быть ориентирована на развитие коммуникативных и организаторских умений детей, на развитие их инициативности, на формирование адекватной самооценки;
- основным средством развития лидерских качеств младших школьников может быть игра.
Методики исследования:
1. теоретический анализ литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблеме;
2. диагностические методики:
- методика «Я - лидер» (авторы - Е.С. Федоров; О.В. Еремин, Т.А. Миронова);
- детская социометрия (Е.О. Смирнова);
- методика оценки сочиненной ребенком сказки (О.М.Дьяченко, Е.Л. Пороцкая).
3. критерий Мана-Уитни (метод математической статистики).
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, библиографического списка, включающего 40 наименований, и четырёх приложений; в работе представлены 12 рисунков и 11 таблиц. Объем работы - 50 страниц без учета приложения.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития лидерской целеустремленности, социальной активности. Именно в этот период формируется будущая личность ребенка, ее многообразное отношение к окружающим людям, к различным видам деятельности, самой себе, развиваются такие черты личности, как организованность, целеустремленность, предприимчивость и пр. Л.И. Божович пишет: проблема воспитания лидерского качества сейчас очень важна, без лидерской позиции невозможно и не может быть детского коллектива [7, с. 45].
Развитие лидерских качеств у младших школьников имеет большое практическое значение: оно заложит основы уверенности в своих силах, поможет быть успешным в обучении и социализации личности. Формирование лидерских качеств при этом не стихийно, должно быть целенаправленным и организованным. В то же время существует дефицит методик воспитания лидерских качеств у младших школьников, а имеющиеся методики используются педагогами недостаточно интенсивно. Данное противоречие подчеркивает актуальной обозначенной проблемы и требует ее детальной разработки.
Проблема лидерства исследуется рядом зарубежных (С. Бирд, Дж. Гейер, С. Кассен, Р. Кеттел, Р. Манн, Г. Стайс и др.) и отечественных (М.Р. Битянова, А.Л. Журавлев и др.) исследователей. Вопросы лидерства в младшем школьном возрасте рассматриваются в трудах П. Загоровского, А.С. Залужного, А.А. Люблинской, А.А. Семенова, Е.И. Тихомировой, Л.И. Уманского, Г.А. Фортунатова, Д.Б. Эльконина и пр.
Цель данной работы - исследовать особенности развития лидерских качеств в коллективе младших школьников и разработать программу занятий, направленных на развитие их.
Объект исследования - процесс развития лидерских качеств у младших школьников.
Предмет исследования - программа занятий как средство развития лидерских качеств младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследовательской работы:
1. исследовать особенности проявления лидерских качеств в младшем школьном возрасте;
2. определить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств в коллективе младших школьников;
3. выявить актуальный уровень развития лидерских качеств у младших школьников;
4. разработать программу развития лидерских качеств у младших школьников, оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: развитие лидерских качеств в коллективе младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- формирующая работа должна быть ориентирована на развитие коммуникативных и организаторских умений детей, на развитие их инициативности, на формирование адекватной самооценки;
- основным средством развития лидерских качеств младших школьников может быть игра.
Методики исследования:
1. теоретический анализ литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблеме;
2. диагностические методики:
- методика «Я - лидер» (авторы - Е.С. Федоров; О.В. Еремин, Т.А. Миронова);
- детская социометрия (Е.О. Смирнова);
- методика оценки сочиненной ребенком сказки (О.М.Дьяченко, Е.Л. Пороцкая).
3. критерий Мана-Уитни (метод математической статистики).
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, библиографического списка, включающего 40 наименований, и четырёх приложений; в работе представлены 12 рисунков и 11 таблиц. Объем работы - 50 страниц без учета приложения.
Лидерство в психологии определяется как феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение в целом группы или отдельных ее членов. В основе лидерства лежат личностные качества лидера и социально-психологические отношения, которые складываются в группе.
Лидерские качества проявляются в разных возрастах неодинаково - мы рассмотрели особенности проявления лидерских качеств в младшем школьном возрасте и сделали вывод о том, что роль лидера принимается детьми безоговорочно, если она заявлена взрослым; их самооценка нередко неадекватна, что может стать причиной неудач в выполнении роли лидера; велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Лидером в младшем школьном возрасте считается тот ребенок, с которым дети интенсивно взаимодействуют; на его предложения всегда отзываются; взаимодействие с ним сопровождается положительными и яркими эмоциями. Актуально и значимо исследований качеств личности младшего школьника, которые «делают» его лидером, - мнения исследователей на этот счет разрозненны. К таковым самостоятельность и личная ответственность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, отзывчивость, коммуникационные и организаторские способности, и т.д.
Особенности проявления лидерских качеств у младших школьников предопределили необходимость рассмотрения проблемы их развития. Проведенный анализ показал, что работа по развитию лидерских качеств младших школьников должна быть ориентирована на развитие коммуникативных и организаторских умений детей, на развитие их инициативности, а также на формирование адекватной самооценки. Средством достижения поставленных целей может выступать игра.
Гипотеза исследования в таком случае может быть сформулирована следующим образом: развитие лидерских качеств в коллективе младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- формирующая работа должна быть ориентирована на развитие коммуникативных и организаторских умений детей, на развитие их инициативности, на формирование адекватной самооценки;
- основным средством развития лидерских качеств младших школьников может быть игра.
Гипотеза была проверена в ходе эмпирического исследования приняли участие 22 учащихся 3х классов (внутри которой будет выделена экспериментальная выборка - 11 учащихся, контрольная выборка - 11 учащихся).
Исследование особенностей развития лидерских качеств в коллективе младших школьников проходило в три этапа:
1 - констатирующий этап: диагностика уровня развития лидерских качеств младших школьников;
2 - формирующий этап: разработка и апробация программы развития лидерских качеств в коллективе младших школьников (в экспериментальной группе);
3 - контрольный этап: повторная диагностика уровня развития лидерских качеств младших школьников, определение эффективности формирующей работы.
Критериями оценки уровня развития лидерских качеств младших школьников выступили:
- творческий подход к решению проблем,
- коммуникативные умения,
- организаторские умения,
- социометрический статус.
Для определения уровня развития лидерских качеств младших школьников были использованы такие методики:
- методика «Я - лидер» (авторы - Е.С.Федоров; О.В.Еремин, Т.А.Миронова);
- детская социометрия (автор Е.О. Смирнова);
- методика оценки сочиненной ребенком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая).
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития лидерских качеств младших школьников. Было выявлено, что в группах младших школьников преобладает низкий уровень развития лидерских качеств, около трети школьников экспериментальной и контрольной групп обладают средним уровнем развития лидерских качеств, а учащихся с достаточным (т.е. высоким) уровнем развития лидерских качеств в экспериментальной группе не выражено, а в контрольной - 9 %. Математический анализ результатов
диагностики показал отсутствие существенных различий между экспериментальной и контрольной группами по признаку «уровень развития лидерских качеств». Также в выборках младших школьников есть дети с различными социометрическими статусами, в т.ч. и со статусами «пренебрегаемый», «изолированный», что говорит об их низкой популярности и слабом уровне развития лидерских качеств. Диагностика творческих способностей показала, что в выборках младших школьников преобладает низкий уровень развития творческих способностей, около трети школьников групп № 1 и 2 обладают средним уровнем развития творческих способностей, а учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей в группе № 1 не выражено, а в группе № 2 - 9 %.
Результаты диагностики на констатирующем этапе предопределили необходимость формирующей работы - была разработана и апробирована программа развития лидерских качеств в коллективе младших школьников. Целью программы стало, соответственно ее названию, развитие лидерских качеств у младших школьников. В программу включено 8 занятий, нацеленных на развитие коммуникативных и организаторских качеств детей, на развитие инициативности, ответственности и эмпатии, на основе игры. Дети с удовольствием принимали участие в занятиях программы, по мере участия в играх становились менее зажатыми, растерянными, не стеснялись высказывать свое мнение, участвовать в игре, чаще принимали на себя роль лидера, устанавливали контакты между собой, согласовывали свои действия.
Повторная диагностика лидерских качеств учащихся позволила определить эффективность проведенной работы. Результаты диагностики уровня развития лидерских качеств по методике «Я - лидер» после проведения работы показали, что:
- в экспериментальной группе появились учащиеся с высоким уровнем развития лидерских качеств и творческих способностей, количество младших школьников со средним уровнем развития лидерских качеств и творческих способностей существенно увеличилось и, соответственно, уменьшилось количество младших школьников с низким уровнем развития лидерских качеств и творческих способностей;
- в контрольной группе также произошли изменения, но они не так значительны: более половины учащихся младших школьников как также характеризуются низким уровнем развития лидерских качеств, 36 % младших школьников обладают средним уровнем развития лидерских качеств, 9% учащихся обладают достаточным (т.е. высоким) уровнем развития лидерских качеств (т.е. лишь один младший школьник «повысил» свой уровень лидерских качеств).
Анализ результатов диагностики показывает, что результаты повторной диагностики уровня развития лидерских качеств младших школьников в экспериментальной и контрольной группах теперь отличаются: уровень развития лидерских качеств в экспериментальной группе стал выше, чем в контрольной группе. В экспериментальной выборке младших школьников количество детей со статусами «пренебрегаемый», «изолированный» снизилось, что вероятно говорит о повышении уровня развития лидерских качеств детей; в это же время в контрольной группе изменений не произошло.
Разработанная программа показала свою эффективность, однако, на наш взгляд, требует доработки. Уровень лидерских качеств детей экспериментальной группы повысился (значимо), однако в контрольной группе процесс развития данных качеств также происходил (но стихийно, меньшими темпами), что не позволило увидеть значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по признаку «уровень развития лидерских качеств».
Гипотезу можно считать частично доказанной, а цель исследовательской работы - достигнутой.
Лидерские качества проявляются в разных возрастах неодинаково - мы рассмотрели особенности проявления лидерских качеств в младшем школьном возрасте и сделали вывод о том, что роль лидера принимается детьми безоговорочно, если она заявлена взрослым; их самооценка нередко неадекватна, что может стать причиной неудач в выполнении роли лидера; велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Лидером в младшем школьном возрасте считается тот ребенок, с которым дети интенсивно взаимодействуют; на его предложения всегда отзываются; взаимодействие с ним сопровождается положительными и яркими эмоциями. Актуально и значимо исследований качеств личности младшего школьника, которые «делают» его лидером, - мнения исследователей на этот счет разрозненны. К таковым самостоятельность и личная ответственность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, отзывчивость, коммуникационные и организаторские способности, и т.д.
Особенности проявления лидерских качеств у младших школьников предопределили необходимость рассмотрения проблемы их развития. Проведенный анализ показал, что работа по развитию лидерских качеств младших школьников должна быть ориентирована на развитие коммуникативных и организаторских умений детей, на развитие их инициативности, а также на формирование адекватной самооценки. Средством достижения поставленных целей может выступать игра.
Гипотеза исследования в таком случае может быть сформулирована следующим образом: развитие лидерских качеств в коллективе младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- формирующая работа должна быть ориентирована на развитие коммуникативных и организаторских умений детей, на развитие их инициативности, на формирование адекватной самооценки;
- основным средством развития лидерских качеств младших школьников может быть игра.
Гипотеза была проверена в ходе эмпирического исследования приняли участие 22 учащихся 3х классов (внутри которой будет выделена экспериментальная выборка - 11 учащихся, контрольная выборка - 11 учащихся).
Исследование особенностей развития лидерских качеств в коллективе младших школьников проходило в три этапа:
1 - констатирующий этап: диагностика уровня развития лидерских качеств младших школьников;
2 - формирующий этап: разработка и апробация программы развития лидерских качеств в коллективе младших школьников (в экспериментальной группе);
3 - контрольный этап: повторная диагностика уровня развития лидерских качеств младших школьников, определение эффективности формирующей работы.
Критериями оценки уровня развития лидерских качеств младших школьников выступили:
- творческий подход к решению проблем,
- коммуникативные умения,
- организаторские умения,
- социометрический статус.
Для определения уровня развития лидерских качеств младших школьников были использованы такие методики:
- методика «Я - лидер» (авторы - Е.С.Федоров; О.В.Еремин, Т.А.Миронова);
- детская социометрия (автор Е.О. Смирнова);
- методика оценки сочиненной ребенком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая).
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития лидерских качеств младших школьников. Было выявлено, что в группах младших школьников преобладает низкий уровень развития лидерских качеств, около трети школьников экспериментальной и контрольной групп обладают средним уровнем развития лидерских качеств, а учащихся с достаточным (т.е. высоким) уровнем развития лидерских качеств в экспериментальной группе не выражено, а в контрольной - 9 %. Математический анализ результатов
диагностики показал отсутствие существенных различий между экспериментальной и контрольной группами по признаку «уровень развития лидерских качеств». Также в выборках младших школьников есть дети с различными социометрическими статусами, в т.ч. и со статусами «пренебрегаемый», «изолированный», что говорит об их низкой популярности и слабом уровне развития лидерских качеств. Диагностика творческих способностей показала, что в выборках младших школьников преобладает низкий уровень развития творческих способностей, около трети школьников групп № 1 и 2 обладают средним уровнем развития творческих способностей, а учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей в группе № 1 не выражено, а в группе № 2 - 9 %.
Результаты диагностики на констатирующем этапе предопределили необходимость формирующей работы - была разработана и апробирована программа развития лидерских качеств в коллективе младших школьников. Целью программы стало, соответственно ее названию, развитие лидерских качеств у младших школьников. В программу включено 8 занятий, нацеленных на развитие коммуникативных и организаторских качеств детей, на развитие инициативности, ответственности и эмпатии, на основе игры. Дети с удовольствием принимали участие в занятиях программы, по мере участия в играх становились менее зажатыми, растерянными, не стеснялись высказывать свое мнение, участвовать в игре, чаще принимали на себя роль лидера, устанавливали контакты между собой, согласовывали свои действия.
Повторная диагностика лидерских качеств учащихся позволила определить эффективность проведенной работы. Результаты диагностики уровня развития лидерских качеств по методике «Я - лидер» после проведения работы показали, что:
- в экспериментальной группе появились учащиеся с высоким уровнем развития лидерских качеств и творческих способностей, количество младших школьников со средним уровнем развития лидерских качеств и творческих способностей существенно увеличилось и, соответственно, уменьшилось количество младших школьников с низким уровнем развития лидерских качеств и творческих способностей;
- в контрольной группе также произошли изменения, но они не так значительны: более половины учащихся младших школьников как также характеризуются низким уровнем развития лидерских качеств, 36 % младших школьников обладают средним уровнем развития лидерских качеств, 9% учащихся обладают достаточным (т.е. высоким) уровнем развития лидерских качеств (т.е. лишь один младший школьник «повысил» свой уровень лидерских качеств).
Анализ результатов диагностики показывает, что результаты повторной диагностики уровня развития лидерских качеств младших школьников в экспериментальной и контрольной группах теперь отличаются: уровень развития лидерских качеств в экспериментальной группе стал выше, чем в контрольной группе. В экспериментальной выборке младших школьников количество детей со статусами «пренебрегаемый», «изолированный» снизилось, что вероятно говорит о повышении уровня развития лидерских качеств детей; в это же время в контрольной группе изменений не произошло.
Разработанная программа показала свою эффективность, однако, на наш взгляд, требует доработки. Уровень лидерских качеств детей экспериментальной группы повысился (значимо), однако в контрольной группе процесс развития данных качеств также происходил (но стихийно, меньшими темпами), что не позволило увидеть значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по признаку «уровень развития лидерских качеств».
Гипотезу можно считать частично доказанной, а цель исследовательской работы - достигнутой.



