РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
|
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7
§1.1 Требования к развитию логического мышления школьников в учебном процессе 7
§1.2 Критерии и уровни сформированности логического мышления у школьников 15
§1.3 Существующие приемы развития логического мышления обучающихся 5 класса 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
Глава II. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА 30
§ 2.1 Методические основы диагностики у школьников сформированности логического мышления 30
§2.2 Результаты опыта по определению актуального уровня сформированности логического мышления у учащихся 5 класса 36
§2.3 Рекомендации по организации развития логического мышления у обучающихся 5 класса при обучении математике.39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованной литературы 69
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7
§1.1 Требования к развитию логического мышления школьников в учебном процессе 7
§1.2 Критерии и уровни сформированности логического мышления у школьников 15
§1.3 Существующие приемы развития логического мышления обучающихся 5 класса 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
Глава II. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА 30
§ 2.1 Методические основы диагностики у школьников сформированности логического мышления 30
§2.2 Результаты опыта по определению актуального уровня сформированности логического мышления у учащихся 5 класса 36
§2.3 Рекомендации по организации развития логического мышления у обучающихся 5 класса при обучении математике.39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованной литературы 69
Наша жизнь неумолимо шагает в ногу с современной действительностью. И чтобы наш шаг совпадал с шагом времени, человек, только начинающий свой жизненный путь, должен обладать развитым умом и не менее развитым логическим мышлением. Он должен уметь логически выстраивать цепочку своих действий и умозаключений для достижения поставленных целей. Огромную роль в этом деле играет школа.
Даже в школьные годы ребенку очень важно правильно учиться оценивать ту или иную жизненную ситуацию, верно делать выводы и выстраивать логические цепочки своих действий на шаг вперед.
В школе очень важно научить детей адекватно определять собственную самооценку, а также выработать самостоятельность в принятии решения поставленной задачи. Но все это возможно, если у детей активно развито логическое мышление. А так как наша жизнь стремительно развивается по различным направлениям, необходимо уделить немало времени в сторону развития логического мышления у детей на уроках «математики». Также на уроках «математики», чтобы построить модель, нам нужно логически планировать каждый наш шаг.
Важность развития логического мышления у детей в большей степени усиливается тем фактом, что учебная программа направлена в сторону различных математических операций, а также полностью оснащена компьютерными программами. Когда одним нажатием кнопки ученик получает готовый ответ, не прикладывая никаких усилий и в результате не усваивая реальные знания.
Представленная современная психологическая, философская и педагогическая литература содержит в себе огромное количество материалов, направленных на развитие логического мышления у детей в школе.
Научная группа, которую возглавлял Чабиев Н. П., была первой, кто попробовал соединить все философские материалы, направленные на логическое развитие у учащихся. Группа опиралась на историю и этапы развития метода работы в этом направлении.
Использование логического мышления с успехом можно изучить в работах Бадиева М.Д. и Чабиева М.П. Их практика показала и доказала, что на этапах развития человеческого общества, особенно это можно наблюдать в техническом направлении, логическое мышление взаимосвязано с деятельностью человека в практическом отношении.
Вопросы, связанные с развитием логического мышления, были представлены в трудах таких философов, как С. Н. Потапенко, И. И. Седова, Н. С. Пуговкина. И психологи, и учителя в современном мире регулярно продолжают изучение мышления в логическом направлении, как у школьников, так и у студентов высших учебных заведений.
Задания и упражнения, которые могли бы развить в правильном направлении логическое мышление у школьников, представлены в недостаточном количестве. Также это касается и задач, связанных с различными предметами.
Мы бы хотели иметь более практические задачи, связанные использованием логических приемов в повседневной жизни. Все это позволило бы развить у школьников особый тип мышления, сопоставимый с требованиями современного общества.
При всей актуальности развития логического мышления школьников следует отметить такие проблемы, как:
1. отсутствуют соответствующие технологические программы, направленные на развитие логического мышления школьников;
2. недостаточно литературы по методологии, литературы по дидактике;
3. недостаточное количество заданий, а также задач и упражнений, которые объединяют «Математику» с другими предметами.
Объект данной работы: процесс обучения математике обучающихся 5-х классов.
Предмет данной работы: развитие логического мышления обучающихся 5-х классов средствами учебной дисциплины математика.
Цель: разработка рекомендаций по развитию логического мышления обучающихся 5-х классов средствами математики.
Задачи:
1. Изучить содержание особенностей психолого-педагогических формирования логического мышления у обучающихся 5-х классов.
2. Охарактеризовать существующие методики развития логического мышления учащихся 5-х классов.
3. Описать возможности учебной дисциплины «Математика» в
развитии логического мышления учащихся 5-х классов.
4. Определить методические основы диагностики у школьников сформированности логического мышления.
5. Провести анализ результатов опыта по определению актуального уровня сформированности логического мышления у учащихся 5-х классов.
6. Предложить рекомендации повышения уровня сформированности логического мышления на уроках математики.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, что развитие логического мышления обучающихся 5 класса зависит от сформированности таких умений, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, которые у данных обучающихся находятся преимущественно на среднем уровне.
Поставленные задачи были решены с помощью комплекса методов:
- теоретические - знакомство с литературными источниками;
- эмпирические - изучение и синтез педагогического опыта,
педагогический эксперимент (констатирующий); наблюдение;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Даже в школьные годы ребенку очень важно правильно учиться оценивать ту или иную жизненную ситуацию, верно делать выводы и выстраивать логические цепочки своих действий на шаг вперед.
В школе очень важно научить детей адекватно определять собственную самооценку, а также выработать самостоятельность в принятии решения поставленной задачи. Но все это возможно, если у детей активно развито логическое мышление. А так как наша жизнь стремительно развивается по различным направлениям, необходимо уделить немало времени в сторону развития логического мышления у детей на уроках «математики». Также на уроках «математики», чтобы построить модель, нам нужно логически планировать каждый наш шаг.
Важность развития логического мышления у детей в большей степени усиливается тем фактом, что учебная программа направлена в сторону различных математических операций, а также полностью оснащена компьютерными программами. Когда одним нажатием кнопки ученик получает готовый ответ, не прикладывая никаких усилий и в результате не усваивая реальные знания.
Представленная современная психологическая, философская и педагогическая литература содержит в себе огромное количество материалов, направленных на развитие логического мышления у детей в школе.
Научная группа, которую возглавлял Чабиев Н. П., была первой, кто попробовал соединить все философские материалы, направленные на логическое развитие у учащихся. Группа опиралась на историю и этапы развития метода работы в этом направлении.
Использование логического мышления с успехом можно изучить в работах Бадиева М.Д. и Чабиева М.П. Их практика показала и доказала, что на этапах развития человеческого общества, особенно это можно наблюдать в техническом направлении, логическое мышление взаимосвязано с деятельностью человека в практическом отношении.
Вопросы, связанные с развитием логического мышления, были представлены в трудах таких философов, как С. Н. Потапенко, И. И. Седова, Н. С. Пуговкина. И психологи, и учителя в современном мире регулярно продолжают изучение мышления в логическом направлении, как у школьников, так и у студентов высших учебных заведений.
Задания и упражнения, которые могли бы развить в правильном направлении логическое мышление у школьников, представлены в недостаточном количестве. Также это касается и задач, связанных с различными предметами.
Мы бы хотели иметь более практические задачи, связанные использованием логических приемов в повседневной жизни. Все это позволило бы развить у школьников особый тип мышления, сопоставимый с требованиями современного общества.
При всей актуальности развития логического мышления школьников следует отметить такие проблемы, как:
1. отсутствуют соответствующие технологические программы, направленные на развитие логического мышления школьников;
2. недостаточно литературы по методологии, литературы по дидактике;
3. недостаточное количество заданий, а также задач и упражнений, которые объединяют «Математику» с другими предметами.
Объект данной работы: процесс обучения математике обучающихся 5-х классов.
Предмет данной работы: развитие логического мышления обучающихся 5-х классов средствами учебной дисциплины математика.
Цель: разработка рекомендаций по развитию логического мышления обучающихся 5-х классов средствами математики.
Задачи:
1. Изучить содержание особенностей психолого-педагогических формирования логического мышления у обучающихся 5-х классов.
2. Охарактеризовать существующие методики развития логического мышления учащихся 5-х классов.
3. Описать возможности учебной дисциплины «Математика» в
развитии логического мышления учащихся 5-х классов.
4. Определить методические основы диагностики у школьников сформированности логического мышления.
5. Провести анализ результатов опыта по определению актуального уровня сформированности логического мышления у учащихся 5-х классов.
6. Предложить рекомендации повышения уровня сформированности логического мышления на уроках математики.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, что развитие логического мышления обучающихся 5 класса зависит от сформированности таких умений, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, которые у данных обучающихся находятся преимущественно на среднем уровне.
Поставленные задачи были решены с помощью комплекса методов:
- теоретические - знакомство с литературными источниками;
- эмпирические - изучение и синтез педагогического опыта,
педагогический эксперимент (констатирующий); наблюдение;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Логическое мышление - это вид мышления, который осуществляется посредством логических операций с понятиями. Оно является отражением общих связей и отношений, существующих между предметами и явлениями в окружающем мире. В качестве форм абстрактно-логического мышления выступают: понятие, суждение, умозаключение.
Системное и постоянное развитие логического мышления должно быть неотъемлемой частью урока, в котором каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и заданий развивающего характера (активно или пассивно).
Критически важно, чтобы учитель математики и школьный учебник демонстрировали неподдельные образцы логического мышления. Ведь учащиеся в своей мыслительной деятельности, естественно и активно, подражают учителю и учебнику. И если учитель позволяет себе допустить погрешности в логике изложения своих мыслей, в обосновании поставленных задач перед учащимся, то конечно, трудно ожидать от них высокой культуры мышления и интеллектуального развития.
Рассмотрение теоретических основ развития логического мышления школьников в процессе учебной деятельности по математике позволило сделать следующие выводы. Школьные годы представляются сенситивным этапом для формирования познавательного и логического отношения к жизни, а также формирования навыков к учебной деятельности, организованности в повседневном жизненном цикле и развития логического мышления. Логическое мышление является центром развития в школьном возрасте.
Основной задачей образовательных стандартов третьего поколения является конкретизация требований к обучающимся. Математическое образование является неотъемлемой частью любого полноценного образования. Предмет Математика является одним из базовых предметов в школе. Логическое мышление - основной процесс, который является следствием скрупулезного анализа и тщательных размышлений.
Были выделены следующие составляющие логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение.
В качестве основных существующих в школе приемов развития логического мышления обучающихся 5 класса на уроках математики удалось выделить следующие: логические игры, логические задачи, творческие задания.
В ходе проведенного эксперимента по определению актуального уровня было получено подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что развитие логического мышление обучающихся 5 класса зависит от определенных выше умений и находится на среднем уровне развития.
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы была разработана программа по учебной деятельности школьников, целью которой было развитие логического мышления школьников.
Основными формами работы на уроках являлись следующие: дидактическая математическая игра, логическая математическая задача, математическая викторина, материал по истории математики. В рамках осуществления учебной работы был разработан материал с подробными инструкциями для проведения 6 занятий.
Системное и постоянное развитие логического мышления должно быть неотъемлемой частью урока, в котором каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и заданий развивающего характера (активно или пассивно).
Критически важно, чтобы учитель математики и школьный учебник демонстрировали неподдельные образцы логического мышления. Ведь учащиеся в своей мыслительной деятельности, естественно и активно, подражают учителю и учебнику. И если учитель позволяет себе допустить погрешности в логике изложения своих мыслей, в обосновании поставленных задач перед учащимся, то конечно, трудно ожидать от них высокой культуры мышления и интеллектуального развития.
Рассмотрение теоретических основ развития логического мышления школьников в процессе учебной деятельности по математике позволило сделать следующие выводы. Школьные годы представляются сенситивным этапом для формирования познавательного и логического отношения к жизни, а также формирования навыков к учебной деятельности, организованности в повседневном жизненном цикле и развития логического мышления. Логическое мышление является центром развития в школьном возрасте.
Основной задачей образовательных стандартов третьего поколения является конкретизация требований к обучающимся. Математическое образование является неотъемлемой частью любого полноценного образования. Предмет Математика является одним из базовых предметов в школе. Логическое мышление - основной процесс, который является следствием скрупулезного анализа и тщательных размышлений.
Были выделены следующие составляющие логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение.
В качестве основных существующих в школе приемов развития логического мышления обучающихся 5 класса на уроках математики удалось выделить следующие: логические игры, логические задачи, творческие задания.
В ходе проведенного эксперимента по определению актуального уровня было получено подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что развитие логического мышление обучающихся 5 класса зависит от определенных выше умений и находится на среднем уровне развития.
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы была разработана программа по учебной деятельности школьников, целью которой было развитие логического мышления школьников.
Основными формами работы на уроках являлись следующие: дидактическая математическая игра, логическая математическая задача, математическая викторина, материал по истории математики. В рамках осуществления учебной работы был разработан материал с подробными инструкциями для проведения 6 занятий.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - Развитие логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование пространственного мышления у обучающихся начальной школы при изучении курса геометрии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - СИСТЕМА НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Формирование наглядно-образного мышления у обучающихся с
умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального
образования
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



