ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности 5
1.2. Методы и критерии оценки конкурентоспособности организации. 11
1.3. Способы повышения конкурентоспособности предприятия. 19
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «ТЫВАСВЯЗЬИНФОРМ» 26
2.1. Общая характеристика организации 26
2.2. Анализ рынка интернет-услуг г. Кызыла 36
2.3. Анализ коммуникационной политики организации 39
2.4. Маркетинговое исследование пользователей услуг,
предоставляемых интернет-провайдерами в городе Кызыл 43
2.5. Анализ внешней эффективности организации 47
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 52
3.1. Определение приоритетных направлений повышения
конкурентоспособности 52
3.2. Предложения по разработке новой линейки тарифного плана для
действующих абонентов 55
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных
мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
В условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильности, успешного функционирования компании без четкого и эффективного планирования деятельности организации, постоянного сбора и аккумуляции информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
В настоящее время на рынке сложилась ситуация жесткой конкуренции между компаниями, предоставляющими интернет-услуги. Услуги, предоставляемые всеми провайдерами схожи, не имеют индивидуальных особенностей. Отличия составляет только скорость интернета, стоимость, качество работы службы поддержки. На сегодняшнем рынке почти не существует свободных потенциальных абонентов. Каждый пользуется услугами какой-либо компании. Поэтому очень важно знать, что влияет на решение абонента при выборе провайдера. От этого зависит, на что необходимо уделять большее внимание в работе компании, с какими предложениями нужно выходить на рынок.
Актуальность работы. Разработка маркетинговой программы является основной из главных задач компании в условиях жесткой конкуренции. Так как предоставление широкополосного доступа к интернету является однотипным, необходимо определить преимущественные направления компании, разработать план мероприятий по улучшению конкурентоспособности организации.
На сегодняшний день реальные условия функционирования организации обусловливают необходимостью проведения объективного и всестороннего маркетингового исследования рынка, который позволит определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по повышению удовлетворенности абонентов.
Объектом исследования является АО «ТЫВАСВЯЗЬИНФОРМ».
Предмет - теоретические и практические аспекты обеспечения конкурентоспособности организации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка мер по повышению конкурентоспособности АО
«ТЫВАСВЯЗЬИНФОРМ.
В связи с поставленной целью были решены следующие основные задачи:
1. изучены теоретические основы конкурентоспособности.
2. дана характеристика организации.
3. выявлены сильные и слабые стороны Тывасвязьинформ.
4. проведен анализ пользователей услуги домашний интернет в городе Кызыл.
5. разработаны рекомендации по повышению удовлетворенности клиентов АО «ТЫВАСВЯЗЬИНФОРМ».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности: основные понятия конкуренции и
конкурентоспособности, сравнение отечественных и передовых зарубежных технологий в области управления конкурентоспособностью.
Вторая глава данной работы посвящена анализу и оценке конкурентоспособности АО «ТЫВАСВЯЗЬИНФОРМ»: дана общая характеристика организации, был проведен анализ рынка конкурентов широкополосного доступа к интернету, где выявлены лидеры данного рынка, а также проведен анализ в ценовой политике с конкурентами.
Третья глава носит рекомендательный характер. В данном разделе рассматривается способы повышения лояльности клиентов. На основе данных полученных во второй главе был разработан тарифный план для действующих абонентов и посчитана экономическая эффективность.
Данная работа была посвящена разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности АО «ТЫВАСВЯЗЬИНФОРМ» и повышению лояльности абонентов. В результате проделанной работы были решены ряд задач.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности, были выделены основные понятия: что такое конкуренция и конкурентоспособность, какие факторы влияют на конкурентоспособность в зависимости от того производит компания товар или занимается только реализацией.
В первой части работы были рассмотрены разные методики оценки конкурентоспособности, которые позволят получить более точные данные о положении компании на рынке, о конкурентной борьбе. Особое внимание было уделено таким методам оценки конкурентоспособности как модель пяти сил конкуренции М. Портера, количественная методика swot-анализ, оценка конкурентоспособности предприятия на базе «4Р», метод сравнительной оценки «многоугольник конкурентоспособности». Все полученные данные поспособствуют в разработке мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности. Можно сделать вывод, что значение удовлетворенности важный фактор в жизнедеятельности любой организации, особенно в условиях жесткой конкуренции.
Уровень удовлетворенности или неудовлетворенности влияет на повторное обращение, устные коммуникации (отзывы потребителей) и уровень жалоб. Кроме того, информация об удовлетворенности или неудовлетворенности клиентов конкурентов позволяет компании более эффективно вести соперничество с ними.
Во второй главе был произведен анализ конкурентов, предоставляющих широкополосной доступ к интернету. По полученным данным видно, что на рынке присутствует большое количество конкурентов, однако большая часть рынка принадлежит трем лидерам: Тывасвязьинформ, Ростелеком, Риванет. В результате проведенных анализов были выявлены сильные стороны компании Тывасвязьинформ, по сравнению с конкурентами: скорость и возможность проводить сеть в частные сектора города, высокая репутация компании, хорошая рекламная компания. При этом компания уступает конкурентам в следующих аспектах деятельности: стоимость, качество технической поддержки, система скидок и бонусов. Данные вопросы требуют внесения корректировок в деятельность компании. Были намечены основные мероприятия, которые позволят достичь уровня конкурентов в данных вопросах и опередить их.
Благодаря проведенному опросу пользователей интернет-провайдеров в городе Кызыл и проведенному SWOT-анализу были выявлены слабые и сильные стороны как компании «Тывасвязьинформ», так и конкурентов. За счет этих данных был разработан ряд мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Одним из методов удержания действующих абонентов является внедрение новой линейки тарифных планов, нацеленных на удержание действующих абонентов при желании расторжении договора с компанией.
В третьей части выпускной квалификационной работы был проведен анализ причин оттока абонентов, который показал, что основной причиной оттока является маркетинговая и демографическая причины. Чаще всего абоненты прекращают оплату услуг по причине высокой стоимости. Для удержания данной категории лиц разработан новый тарифный план по более выгодной цене, который позволит сократить отток данной категории абонентов.
Разработанный тарифный план, направленный на действующих абонентов со сроком жизни в компании более 6 месяцев, позволит получить дополнительный объем прибыли от 24360 до 174210 рублей в год без дополнительных материальных вложений. Так как нельзя точно рассчитать количество абонентов, которые примут предложенный тарифный план и
изменят решение о расторжении договора, поэтому расчеты производились в трех вариантах: реальный прогноз, оптимистический и пессимистический.
Основой успеха деятельности любой организации является качественное и полное удовлетворение выдвигаемых потребителем требований. Менеджеры компании должны с самого начала исследовать рынок и удовлетворенность потребителя, чтобы бизнес был успешным. В зависимости от того на какого потребителя ориентирована организация она может построить свою стратегию бизнеса. Поэтому главной формулой успеха любого бизнеса будет умение качественно и своевременно удовлетворить потребителя.
1. Асаул А.Н. Оценка организации (предприятия, бизнеса): учебник /
А.Н. Асаул, В.Н. Старинский, М.К. Старовойтов, Р.А. Фалтинский; АНО «Институт проблем экономического возрождения», ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Волжский политехнический институт (филиал ФГБОУ ВолгГТУ) ; под ред. А.Н. Асаула. - Санкт-Петербург: АНО «ИПЭВ», 2014. - 480 с.: табл., схем. - Библиогр.: с. 463. - ISBN 978-5-91460-034-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434790.
2. Асаул, А.Н. Формирование и реализация промышленной политики
региона : монография / А.Н. Асаул, К.Б. Сагаан-оол, В.К. Севек. - Кызыл: АНО «ИПЭВ», 2014. - 243 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн..; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434506.
3. Асаул, А.Н. Экономика недвижимости: учебник для вузов /
А.Н. Асаул, В.К. Севек, М.К. Соян; Тувинский Государственный Университет. - Кызыл: ТувГУ, 2012. - 315 с.: ил., табл., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-91178-044-9; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434504.
4. Башкардин, И.В. Управление предприятием в условиях конкуренции
/ И.В. Башкардин. - Москва: Лаборатория книги, 2016. - 134 с. - ISBN 978-5-504-00220-0; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142707.
5. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 320 с.
6. Варакута, С.А. Управление качеством продукции / С.А. Варакута. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 207 с.
7. Введение в инноватику: учебное пособие / А.Н. Асаул, В.В. Асаул, Н.А. Асаул, Р.А. Фалтинский; Институт проблем экономического возрождения, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; под ред. А.Н. Асаула. - Санкт-Петербург: АНО «ИПЭВ», 2013. - 161 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-91460-027-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434534.
8. Галкин В.Е. Повышение эффективности функционирования промышленных предприятий на основе комплексной информатизации: Дисс.докт. эконом, наук. М.: РГГУ, 2014. - 408 с.
9. Гаспариан, М.С. Информационные технологии в экономике и управлении: учебно-методический комплекс / М.С. Гаспариан, Д.В. Власов,В.П. Божко. - Москва: Евразийский открытый институт, 2015. - 167 с.: табл., схем. - ISBN 978-5-374-00281-2; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90550.
10. Девяткин, Е.А. Социальные основы конкурентоспособности
организации: учебное пособие / Е.А. Девяткин. - Москва: Евразийский открытый институт, 2013. - 63 с. - ISBN 978-5-374-00519-6; То же
[Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93211.
11. Девяткин, Е.А. Теория и практика конкуренции: учебно-методический комплекс / Е.А. Девяткин. - Москва: Евразийский открытый институт, 2014. - 237 с. - ISBN 978-5-374-00123-5; То же [Электронный
ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90435.
12. Дурович А. П. Маркетинговые исследования. Учебное пособие. / А. П. Дурович - Минск: Изд-во ТетраСистемс, 2012 - 432с.
13. Журавлев В.В. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский
федеральный университет»; сост. В.В. Журавлев. - Ставрополь: СКФУ, 2014. - 102 с.: ил. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457341.
14. Иванова Е. И. Оценка конкурентоспособности предприятия. Учебное пособие. / Е. И. Иванова - Ростов н/Д.:Феникс, 2014 - 304с.
15. Информационные технологии: учебно-методический комплекс по специальности 052700 (071201) - «Библиотечно-информационная деятельность» / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет культуры и искусств", Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии документальных коммуникаций и др. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012. - Ч. 5. Менеджмент информационных технологий. - 31 с.: табл. - Библиогр.: с. 24-25.; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274197.
16. Исакова, А.И. Основы информационных технологий: учебное
пособие / А.И. Исакова; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Томск: ТУСУР, 2016. - 206 с.: ил. - Библиогр.: с.197-198.; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480808 .
17. Казанцев А.К., Серова JI.C. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. - 346 с.
18. Катков К.А. Информационные технологии: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» ; сост. К.А. Катков, И.П. Хвостова и др. - Ставрополь : СКФУ,
2014. - Ч. 1. - 254 с.: ил. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457340
19. Ковалев, А.И. Маркетинг в системе управления предприятием: учебное пособие / А.И. Ковалев; под ред. В.В Войленко. - М.: МДНТП. - 2016. -485с.
20. Конкуренция. Сборник студенческих работ / ред. И.А. Куянцева. - Москва: Студенческая наука, 2012. - 1431 с. - (Вузовская наука в помощь студенту). - ISBN 978-5-00046-193-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227909 .
21. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учебное пособие /
А.В. Коротков. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 303 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00810-4; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119143.
22. Красина, Ф.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие /
Ф.А. Красина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - 2-е изд., доп. - Томск: Эль Контент, 2015. - 126 с. : схем., табл. - Библиогр.: с. 112. - ISBN 978-5-4332-0250-4; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480760.
23. Криворотов, В.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина,С.Е. Ерыпалов. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 351 с. : схем., табл., ил. - (Magister). - Библиогр.: с. 281-292. - ISBN 978-5-238-02697-8; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426601.
24. Лапшина, С.Н. Информационные технологии в менеджменте / С.Н. Лапшина, Н.И. Тебайкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 85 с. : табл., схем., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7996-1100-2; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275747.
25. Левшина О. Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. / О. Н. Левшина - М.: Изд-во Юриспруденция, 2014-176с.
26. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. - Учеб. пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2014. - 335 с.
27. Лободенко С.Н. Управленческая оценка конкурентоспособности. - 2012 -№8 с. 20-24.
28. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами / Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - № 1 - 7с.
29. Маркетинг PR и рекламы: учебник / И.М. Синяева, В.М. Маслова,О.Н. Романенкова, В.В. Синяев; ред. И.М. Синяевой. - Москва: Юнити-Дана,2015. - 495 с. : табл., ил., схемы - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02194-2; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http : //biblioclub .ru/index.php?page=book&id=114709.
30. Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 195 с.: табл., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7996-1098-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275940.
31. Наумова, Л.М. Проектирование маркетинговых исследований:
учебное пособие / Л.М. Наумова; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. - 248 с. : табл., граф., ил. - Библиогр.: с. 209-211. - ISBN 978-5-8158-1425-7; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439278.
32. Невоструев, П.Ю. Маркетинг и маркетинговые исследования:
учебно-методический комплекс / П.Ю. Невоструев. - Москва: Евразийский открытый институт, 2013. - 47 с. - ISBN 978-5-374-00226-3; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=91070.
33. Нетесова, А.В. Маркетинговые исследования: учебно-практическое пособие / А.В. Нетесова. - Москва: Евразийский открытый институт, 2015. - 172 с. - ISBN 978-5-374-00504-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93156 .
34. Никифоров, А.Д. Управление качеством / А.Д. Никифоров. - М.: Дрофа, 2017. - 720с.
35. Официальный сайт RivaNet [Электронный ресурс] - Режим доступа http://rvnet.ru/.
36. Официальный сайт АО Тывасвязьинформ [Электронный ресурс]- Режим доступа https://tuva.ru/ .
37. Официальный сайт Министерства информатизации Республики Тыва [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.minsvyaz.rtyva.ru/.
38. Официальный сайт Ростелеком [Электронный ресурс] - Режим доступа https://tuva.rt.ru/.
39. Попов, Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебн. Пособие / Е.В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 320 с.
40. Расторгуев Д.Н. Информационные технологии в менеджменте:
учебно-практическое пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет", Институт дистанционного и дополнительного образования; сост. Д.Н. Расторгуев. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 129 с.: табл. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-9795-0931-0; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363228.
41. Сайт для создания опросов [Электронный ресурс]- Режим доступа https://anketolog.ru.
42. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 294 с.: ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01470-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454102.
43. Севек В.К. Инновационный бизнес-план для населения сельских
поселений республики Тыва / В. К. Севек , Х. Б. Бадарчи, Ч. Г Донгак, О. Н. Монгуш, А. Э. Чульдум // Аграрный вестник Урала / учредит. Уральский государственный аграрный университет ; Д.Н. Багрецов ; ред. сов. И.М. Донник - Екатеринбург : Уральский государственный аграрный университет,
2016. - № 2(144). - 110 с. То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436121
44. Севек В.К. Размещение производств по переработке
сельскохозяйственной продукции в республике Тыва в соответствии с кластерным принципом / B. К. Севек , Х. Б. Бадарчи, Б. А. Донгак, Э. Э. Дагба-Лама // Аграрный вестник Урала / учредит. Уральский государственный аграрный университет ; ред. сов. И.М. Донник - Екатеринбург : Уральский государственный аграрный университет, 2015. - № 10(140). - 100 с. То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436121.
45. Современная конкуренция: научно-практический журнал / -
Москва: Университет «Синергия», 2018. - № 1(67). - 288 с.: схем., табл., ил. - ISSN 1993-7598; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=484971.
46. Современная конкуренция: научно-практический журнал / -
Москва: Университет «Синергия», 2013. - № 6(42). - 145 с.: схем., табл., ил. - Библиогр. в кн. - ISSN 1993-8314; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429949.
47. Современная конкуренция: научно-практический журнал / - Москва: Университет «Синергия», 2016. - № 6(60). - 145 с.: схем., табл., ил. - ISSN 1993-7598; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459350.
48. Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации.
Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - 2¬е изд., пере-раб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 295 с. : табл., граф., схемы - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01452-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115316.
49. Хайек, Ф.А. Познание, конкуренция и свобода / Ф.А. Хайек. -
Москва: Директ-Медиа, 2017. - 237 с. - ISBN 978-5-94865-897-1; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26594.
50. Хертек Ш.В. Проблемы занятости населения республики Тыва и меры по снижению напряженности на республиканском рынке труда// Известия ИГЭА. 2009. № 4 (66).
51. Хертек Ш.В. Рынок труда: формирование структуры и функционирование на мезоуровне [Текст] : автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук: Спец. 08.00.01. - Экономическая теория / Ш. В. Хертек ; Байкальский государственный университет экономики и права. - Иркутск : [б. и.], 2011. - 23 с.
52. Хертек Ш.В. Формирование занятости на рынке труда республики Тыва и его регулирование// Известия ИГЭА. 2010. №5 (73).
53. Черчилль, Г. Маркетинговые исследования / Г. Черчилль. - СПб.: Питер, 2008. - 377 с.
54. Эволюция экономической теории: воспроизводство, технологии, институты. Материалы X Международного Симпозиума по эволюционной экономике и Методологического семинара по институциональной и эволюционной экономике / Российская академия наук, Институт экономики. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2015. - 320 с. - ISBN 978-5-9905980-1-0;