Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Урочная деятельность по предмету «Литературное чтение», направленная на развитие нравственного качества отзывчивость у младших школьников

Работа №167937

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование проблемы развития 7-28
нравственного качества отзывчивость у младших школьников
1.1. Возрастные особенности младших школьников 7-13
1.2. Характеристика нравственного качества отзывчивость у 14-19
младших школьников
1.3. Развитие отзывчивости у младших школьников в урочной 20-27
деятельности на уроках литературного чтения
Выводы по 1 главе 28-29
ГЛАВА 2 Экспериментальная работа по развитию нравственного 30-54
качества отзывчивость у младших школьников в процессе урочной деятельности
2.1. Общая организация и этапы исследования 30-38
2.2. Результат констатирующего эксперимента по выявлению 39-46
актуального уровня развития нравственного качества отзывчивость у младших школьников
2.3. Разработка программы по развитию отзывчивости у 47-54
младших школьников посредством урочной деятельности
Выводы по 2 главе 55-56
Заключение 57-58
Список литературы 59-62
Приложения 63-69

Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т. п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций детей. Поэтому среди многообразия задач нравственного развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально - чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.
Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил космос и морские глубины, освоил технологию передачи звука на расстоянии... Но осталась непознанной самая большая загадка-он сам. Человек - существо эмоциональное, и все с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства, но одна и та же ситуация может вызывать разные чувства.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно проходить через всю жизнь ребенка, осуществляться как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение эмоционального переживания в литературе. Обращение к человеческой фантазии, к миру эмоций к разуму через литературные образы, которые воздействуют на читателей, приобщая их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Вся работа образовательного процесса нацелена на развитие эмоциональной восприимчивости, творческой фантазии, воображения школьников, на пробуждение интереса к литературе, т.к. литературные произведения являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость.
Нравственность - это внутреннее принятие моральных норм личностью в качестве ориентира поведения и мировосприятия. Нравственная воспитанность проявляется тогда, когда правильное поведение продиктовано именно внутренней потребностью, а самоконтроль основан на личном убеждении.
Начальной школе определяющая роль в нравственных качеств так как школьный возраст сензитивностью к воздействию развивающего Позитивные нравственные и нравственные воспринятые школьником с 6 до 10 интериоризируются через переживание, которое и частью личного ребенка.
В связи с нового Федерального Образовательного Стандарта общего образования поколения (ФГОС наряду с физическим и воспитанием, особое стало уделяться от которого во зависят и компоненты воспитания и предполагает духовное и развитие человека и его ориентаций. Так, в со вступлением в ФГОС НОО сфера духовно¬нравственного личности, вопросы нравственных ценностных подрастающего поколения.
В качестве задачи современной политики Российской в Концепции развития и личности гражданина в сфере образования принимается духовно-нравственного развития и личности гражданина.
Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.
Проблема уровня развития нравственного качества отзывчивость младших школьников актуальна и значима, поэтому:
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы:
«Развитие нравственного качества отзывчивость у младших школьников в процессе урочной деятельности».
Цель исследования: изучить актуальный уровень развития нравственного качества отзывчивость у младших школьников и разработать программу урочной деятельности.
Объект исследования: нравственное качество отзывчивость у младших школьников.
Предмет исследования: урочная деятельность по предмету «Литературное чтение», направленная на развитие нравственного качества отзывчивость у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики по изучению актуального уровня развития нравственного качества отзывчивость у младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня развития нравственного качества отзывчивость у младших школьников.
4. Разработать программу урочной деятельности по предмету «Литературное чтение», направленную на развитие нравственного качества отзывчивость.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие отзывчивости у младших школьников будет иметь низкий уровень по когнитивному, оценочно — эмоциональному и поведенческому критериям.
Методы:
- теоретический анализ научной литературы;
- педагогический эксперимент ( использовались такие методики как: «Определение нравственных понятий», «Сюжетные картинки», «Конвейер»;
- психологическая диагностика;
- наблюдение, анализ качественных и количественных данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нравственные качества являются производными от общества и как внутренние социальной регуляции, мотивационные образования, проявляются, с стороны, в человека к и поступкам, моральным нормам, с стороны, в себя свободной, и ответственной
Урочная деятельность представляет широкие возможности для удовлетворения основных потребностей младшего школьника в общении, в осознании себя и в самооценке посредством оценки и признания окружающих, в успехе и реализации его насущных интересов. Благоприятны для формирования нравственных качеств учеников такие ее особенности, как добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, личностная ориентированность работы педагога, в которой приоритетными формами являются личностно-ориентированные занятия и коллективные творческие дела, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и учебной деятельности.
В проведенном эксперименте мы опирались на следующие критерии: когнитивный, оценочно-эмоциональный; поведенческий.
На основании анализа материала, собранного посредством методик, были выделены уровни развития нравственных качеств: высокий, средний и низкий.
Представления об уровне развития когнитивного компонента были получены с помощью методики «Определение нравственных понятий». Представление об уровне развития оценочно-эмоционального компонента были получены с помощью методики «Сюжетные картинки». Выявление уровня развития поведенческого компонента было осуществлено с помощью методики «Конвейер».
Изучение особенностей компонентов нравственных качеств у младших школьников показало, что в данной сфере существуют значительные воспитательные пробелы. Если судить о когнитивном компоненте качеств школьников, то можно констатировать низкий уровень его развития.
Изучение оценочно-эмоционального компонента нравственных качеств младших школьников позволяет заключить, что ученики находятся на неудовлетворительном и удовлетворительном уровнях его развития. Для большинства детей характерно отсутствие переживаний нравственных категорий как личностных качеств на фоне невыраженных, составных, идеальных образов человека. Большинство индивидуальных качеств относится к основным потребностям маленького человека в здоровье, отдыхе, еде, заботе старших, приемлемых условиях жизни.
Отмечено, что поведенческий компонент требует формирования. Дети не умеют взаимодействовать в группе, сотрудничать. Пока они не готовы прийти на помощь однокласснику, что в очередной раз показывает направленность их желаний и действий на себя и выявляет неустойчивость социальных мотивов. При этом первоклассники не могут оценить себя, свои поступки. Они полностью ориентируются на оценку взрослого. Их самосознание развито неудовлетворительно, что можно считать специфической проблемой возраста.
Учитывая результаты эксперимента, мы разработали программу, которая будет способствовать развитию нравственных качеств, а в частности отзывчивости.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерствово образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. - 33 с.
2. Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Андреенко, О. В. Алекинова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. - Казань; Изд-во Казанского ун-та, 2008. - 318 с.
4. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. Учебное пособие для изучающих философию. - М.: Современные тетради, 2001. - 128 с.
5. Артеменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы: Справочник. - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
6. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2015. -242 с.
7. Бунеев Р.Н. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения/ Р. Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 1. - С. 10-14.
8. Бунеева Е.В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - с. 10-14.
9. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
10. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций/Психология эмоций
11. Выдренкова А.А. Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные качества» в психолого¬педагогической литературе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - №3(5). - 2015. С. 170-173.
12. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство:
Сборник диагностических методик для изучения личности
младшего школьника. - М.: Владос, 2013. - 28 с.
13. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
14. Дьячкова М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные качества в педагогике // Сибирский педагогический журнал. - №12. - 2007. - С. 142-150.
15. Иванова Г.П. Освоение нравственных
качеств учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. - М.: Социум, 2012. - 100 с.
16. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2012. - 178 с.
17. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
18. Козлова С.А. Развитие мышления детей 7-10 лет на основе анализа текста и графической модели текстовой задачи // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8.- с. 19-22.
19. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. - Барнаул: Изд- во БГПУ, 2009. - 256 с.
20. Комплект диагностических методик по оценке
духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы: Методическое пособие адресовано руководителям общеобразовательных учреждений, учителям, специалистам школы, а также родителям / Сост.: Н.В Наконешнюк. - Прокопьевский район, 2015. - 101 с.
21. Концепция федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования : проект/ РАО; Под ред. А.М.Кондакова. А.А.Кузнецова.-М.: Просвещение, 2008.¬39с. - (Стандарты второго поколения).
22. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие
дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А Шаграева; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -176 с.
23. Курносова, С.А. К определению понятия «эмоциональная отзывчивость» / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 6. - С. 75-79.
24. Леонтьев А.А. Язык, речь,речевая деятелньость. - М, 1969
25. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Байкова Л.А, Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др./ Под ред. В.А. Сластенина. - М: Академия, 2005. - 144 с.
26. Михайлова Е.В. Психологические основы формирования нравственных качеств у младших школьников // Педагогика и психология. - №1. - 2015. - С. 72-75.
27. Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо / Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 8-10.
28. Новикова Е.Т. Формирование нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. - №32(4). - 2015. - С. 105-111.
29. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
30. Поляков С Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. - М.: Новая школа, 2003. - 304 с.
31. Федосеева О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 206-210.
32. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей / И.Ф. Харламов. - Москва, 2003. - 415 с.
33. Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. - 192 с.
Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г.Яновская. - СПб.: Питер, - 2013. - 413 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ