Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния и перспективы развития (Основы социального государства, Академия Труда и Социальных Отношений (Ярославский филиал))
|
Введение 3
Глава 1. Природа и сущность социального государства 5
1.1 Эволюция теоретических представлений о социальном государстве 5
1.2 Этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время 8
Глава 2. Конституционно-правовой фундамент социального государства в Российской Федерации 16
2.1 Конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации 16
2.2 Организационно-правовая база реализации основных направлений деятельности социального государства в Российской Федерации 24
Глава 3. Оценка современного состояния правовой основы социального государства в Российской Федерации 34
3.1 Основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации 34
3.2 Роль и место судебной практики в создании правовой основы социального государства в Российской Федерации 40
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49
Глава 1. Природа и сущность социального государства 5
1.1 Эволюция теоретических представлений о социальном государстве 5
1.2 Этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время 8
Глава 2. Конституционно-правовой фундамент социального государства в Российской Федерации 16
2.1 Конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации 16
2.2 Организационно-правовая база реализации основных направлений деятельности социального государства в Российской Федерации 24
Глава 3. Оценка современного состояния правовой основы социального государства в Российской Федерации 34
3.1 Основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации 34
3.2 Роль и место судебной практики в создании правовой основы социального государства в Российской Федерации 40
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальное государство - одна из широко распространенных в современных развитых странах концепция, согласно которой государство стремится обеспечить социально-экономическую стабильность через установление баланса и снижение остроты социального неравенства. Законодательно данный принцип был впервые закреплен в статье 20 Боннской Конституции ФРГ в 1949 году . С тех пор примеру немцев последовали многие государства, в числе которых и Российская Федерация (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ ).
В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д .
На поверхности, по средним показателям на первый взгляд кажется, что все хорошо, но если копнуть глубже, то понимаешь, что благами социального государства пользуются, только определенная часть населения и показатели это всего лишь показатели, которые не отражают реальное положение дел в стране.
Представляется, что немаловажную часть упомянутых трудностей составляют недостатки, обусловленные современной правовой системой России, не исполняющей все законодательно закрепленные меры по обеспечению социальной справедливости, а лишь их часть.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования правовой основы социального государства в России.
Предмет -анализ нормативно-правовых актов, определяющих правовую основу социального государства в Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния и перспективы развития.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию теоретических представлений о социальном государстве;
-проанализировать этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время;
- исследовать конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации;
- выявить основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации.
В качестве методологической основы исследования применяется диалектический метод. Кроме того, используется метод системного анализа.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, используемой при написании настоящей работы.
В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д .
На поверхности, по средним показателям на первый взгляд кажется, что все хорошо, но если копнуть глубже, то понимаешь, что благами социального государства пользуются, только определенная часть населения и показатели это всего лишь показатели, которые не отражают реальное положение дел в стране.
Представляется, что немаловажную часть упомянутых трудностей составляют недостатки, обусловленные современной правовой системой России, не исполняющей все законодательно закрепленные меры по обеспечению социальной справедливости, а лишь их часть.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования правовой основы социального государства в России.
Предмет -анализ нормативно-правовых актов, определяющих правовую основу социального государства в Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния и перспективы развития.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию теоретических представлений о социальном государстве;
-проанализировать этапы развития социального государства, его признаки и функции в настоящее время;
- исследовать конституционные нормы, определяющие форму социального государства в Российской Федерации;
- выявить основные проблемы в развитии нормативно-правовой базы социального государства в Российской Федерации.
В качестве методологической основы исследования применяется диалектический метод. Кроме того, используется метод системного анализа.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, используемой при написании настоящей работы.
Статьи 1 и 7 Конституции России провозглашают, что Российская Федерация является демократическим правовым и социальным государством. Социальный характер проявляется в том, что политикой страны является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого.
Под социальным государством следует понимать государство, которое, с одной стороны выражает интересы широкого круга общества, а с другой - оказывает поддержку отдельным гражданам, которые являются неспособными вследствие объективных причин достичь своего благосостояния.
Основное предназначение социального государства, делающее его реально социальным, проявляется в следующем:
во-первых, в решении проблем создания надлежащих условий для воспроизводства жизни человека как биологического существа и субъекта различных видов общественной деятельности;
во-вторых, в создании и функционировании адекватной правовой системы защиты социальных интересов личности; в-третьих, когда на решение проблем социального характера сориентированы и экономика, и политика, и духовная жизнь общества. В совокупности всех этих аспектов и проявляется смысл провозглашенного конституцией принципа социального государства.
При характеристике критериев социального государства почти всегда сопоставляются юридические и фактические показатели, к которым чаще всего относят: уровень потребительской корзины, размер средней пенсии, размер прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, размер социальных пособий и т.д., с помощью которых подтверждается или опровергается социальная составляющая государственной политики.
К числу признаков, характеризующих государство как социальное, в первую очередь, следует относить уровень благосостояния населения, достойную жизнь граждан, социальное обеспечение и социальную защиту со стороны государства и т.п.
В целях достижения должного уровня социальной сущности государства Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления социальной политики, в их числе, в частности: минимальный размер оплаты труда, установленный и гарантируемый государством; государственная защита и поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; охрана труда и здоровья граждан, снижение уровня безработицы.
Правовая основа социального государства представляет собой совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституции РФ, Гражданском, Трудовом и иных кодексах, специальных законах и подзаконных актах, устанавливающих минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечении и т. д. Современное социальное государство одновременно не может одновременно не быть правовым государством, поскольку провозглашение соответствующих прав и свобод, в первую очередь в социальной сфере, приводит к необходимости в их экономической реализации. Правовую основу социального государства в России составляют не только отечественное законодательство, но и определенные международные документы.
Под социальным государством следует понимать государство, которое, с одной стороны выражает интересы широкого круга общества, а с другой - оказывает поддержку отдельным гражданам, которые являются неспособными вследствие объективных причин достичь своего благосостояния.
Основное предназначение социального государства, делающее его реально социальным, проявляется в следующем:
во-первых, в решении проблем создания надлежащих условий для воспроизводства жизни человека как биологического существа и субъекта различных видов общественной деятельности;
во-вторых, в создании и функционировании адекватной правовой системы защиты социальных интересов личности; в-третьих, когда на решение проблем социального характера сориентированы и экономика, и политика, и духовная жизнь общества. В совокупности всех этих аспектов и проявляется смысл провозглашенного конституцией принципа социального государства.
При характеристике критериев социального государства почти всегда сопоставляются юридические и фактические показатели, к которым чаще всего относят: уровень потребительской корзины, размер средней пенсии, размер прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, размер социальных пособий и т.д., с помощью которых подтверждается или опровергается социальная составляющая государственной политики.
К числу признаков, характеризующих государство как социальное, в первую очередь, следует относить уровень благосостояния населения, достойную жизнь граждан, социальное обеспечение и социальную защиту со стороны государства и т.п.
В целях достижения должного уровня социальной сущности государства Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления социальной политики, в их числе, в частности: минимальный размер оплаты труда, установленный и гарантируемый государством; государственная защита и поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; охрана труда и здоровья граждан, снижение уровня безработицы.
Правовая основа социального государства представляет собой совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституции РФ, Гражданском, Трудовом и иных кодексах, специальных законах и подзаконных актах, устанавливающих минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечении и т. д. Современное социальное государство одновременно не может одновременно не быть правовым государством, поскольку провозглашение соответствующих прав и свобод, в первую очередь в социальной сфере, приводит к необходимости в их экономической реализации. Правовую основу социального государства в России составляют не только отечественное законодательство, но и определенные международные документы.
Подобные работы
- Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния и перспективы развития (Академия Труда и Социальных Отношений (Ярославский филиал))
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Исследование потенциала развития бизнеса в сфере дополнительного профессионального образования
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Повышение финансовой устойчивости предприятий как направление антикризисного регулирования
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2015 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



