Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ

Работа №167925

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА 13
1.1. Теоретический анализ состояния проблемы развития ораторского
мастерства в зарубежных и отечественных исследованиях 13
1.2. Особенности развития ораторского мастерства у младших
школьников 24
1.3. Исследование уровня ораторского мастерства обучающихся 2 класса
МАОУ СОШ № 90 г. Красноярска 35
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
2.1. Обоснование необходимости развития ораторского мастерства у
младших школьников 47
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 49
2.3. Результаты опытно-экспертной работы и их анализирование 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


Актуальность исследования обусловлена тем, что социально-экономические изменения, происходящие в России и во всем мире в связи с глобализацией всех сфер жизни общества, заставляют меняться и систему образования. Государству, обществу нужны граждане целеустремленные, наблюдательные, эрудированные, мобильные, способные самостоятельно мыслить, умеющие находить выход из трудной ситуации, готовые постоянно совершенствовать свои знания, адаптироваться к условиям стремительного прогресса, видеть возникающие проблемы и пути их решения в любой сфере деятельности, обладающие способностью выстраивать налаживать контакты с людьми, имеющий дар убеждения и красноречия.
Во все времена авторитетом пользовались люди, отличающиеся выдающимися ораторскими качествами, способными убеждать в ценности своих идей и воззрений, увлекать за собой массы, обладающие умением вести их за собой не только конкретным делом, но и словом. Причем таким словом, которое способно зажечь, вдохновить, ободрить, увлечь человека.
Образцовое академическое красноречие в России представлено именами С.П. Боткина, Т.Н. Грановского, В.О. Ключевского, Л.Д. Ландау, Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова К.А. Тимирязева, А.Е. Ферсмана; судебное красноречие - речами П.А. Александрова, С.А. Андриевского, К.И. Арсеньева, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, А.И. Урусова, Н.И. Холева. Выдающимися политическими ораторами были А.М. Коллонтай, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Г.В. Плеханов, Л.Д. Троцкий. Блестящими ораторами в современный период, вне всякого сомнения, являются С.Е. Кургинян, В.В. Жириновский, А.А. Проханов, В.Р. Соловьев. Каждый из талантливых ораторов всегда говорит, сообразуясь с предметом своей речи, с характером слушателей и обстановкой, с обстоятельствами конкретной минуты. Исходя из сказанного, ораторское мастерство выступает мощным инструментом построения эффективных коммуникативных технологий.
Ни одна из этих сфер нашей жизни не может существовать без ораторского искусства. В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют современным сферам коммуникации. Принято выделять академическое, социально-политическое, судебное, духовное и социально-бытовое красноречие. Публичные выступления присутствуют в различных сферах нашей жизни в виде докладов, сообщений, обращений, лекций, презентаций. Необходимость выступать перед аудиторий возникает перед специалистами определенной сферы, студентами, школьниками.
В связи с этим, формирование навыков ораторского мастерства должно начинаться уже на начальной ступени образования. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования (далее - ФГОС НОО) одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации [61]. От уровня сформированности коммуникативных умений во многом зависит успеваемость учащегося, т.к. они определяют успешность приема, переработки и передачи информации.
Учебная дисциплина, которая призвана формировать навыки убеждения через слово, сложилась давно и имеет богатую историю и традиции преподавания - это риторика, или основы ораторского искусства (мастерства). Развитие ораторского мастерства у младших школьников очень актуально, поскольку развитие речи ребенка тесно связано с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Цель риторики - гармонизация речевого общения, обучение успешному общению, усовершенствование речевых навыков учащихся. Курс риторики в школе тесно связан с такими предметами, как «Русский язык» и «Литература». Русский язык формирует наши орфографические знания, знания правил постановки ударений и использования слов в тех или иных предложениях; литература учит, как правильно украсить наш язык с помощью определенных выражений и экспрессивно окрашенных слов. Таким образом, риторика является неким мостиком между личностью и обществом, помогая ученику социализироваться, адаптироваться в жизни и обществе.
Развитие ораторского мастерства младших школьников происходит не только в рамках школьной программы. Огромную лепту в формирование риторических навыков вносит система дополнительного образования, которое в настоящее реализуется в различных направлениях и объединяет большое число школьников. Работа по развитию ораторского мастерства присутствует во многих программах дополнительного образования и реализуется в различных формах.
Между тем, существенным пробелом в системе дополнительного образования выступает ориентация педагогов на формирование и развитие ораторского мастерства школьников без подкрепления практическим опытом ораторской деятельности и навыками публичных выступлений. Таким образом, очевидно, что развитие ораторского мастерства младшего школьника во внеурочной деятельности является актуальной проблемой, которая обусловливается необходимостью разрешения противоречий:
- между социальным заказом общества, определяющим стратегическую цель этапа начальной ступени образования - вооружение школьников необходимы багажом ораторского мастерства, и недостаточной разработанностью в теории и практике средств, направленных на успешность формирования ораторской деятельности и навыков публичных выступлений;
- между объективной потребностью дополнительного образования в развитии ораторского мастерства младших школьников и недостаточной подготовкой педагогов к данной работе.
На основе выдвинутых противоречий, а также анализа психолого-педагогической литературы, была определена и сформулирована проблема исследования: каковы возможности внеурочной деятельности в развитии ораторского мастерства у младших школьников?
Объект исследования: процесс развития ораторского мастерства у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа внеурочной деятельности по развитию ораторского мастерства у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным, если реализовать следующие условия:
- организовать кружок «Юный оратор»;
- использовать в работе кружка разнообразные формы и виды заданий по ораторскому искусству;
- разработать и внедрить в работу кружка комплекс методических приемов, направленных на формирование ораторских умений младших школьников.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать, теоретически обосновать и реализовать программу развития ораторского мастерства во внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы развития ораторского мастерства в зарубежных и отечественных исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности развития ораторского мастерства у младших школьников.
3. Исследовать педагогические условия развития ораторского мастерства младших школьников, обучающихся во вторых классах.
4. Организовать кружок «Юный оратор» по развитию ораторского мастерства у младших школьников.
Методологической основой исследования являлись концептуальные положения психолого-педагогических теорий:
- вопросы развития ораторского мастерства младших школьников: А.А. Волков [12], Н.А. Ипполитова [23], Е.В. Клюев [28], Т.А. Ладыженская [37], И.П. Лысакова [41], М.Р. Львов [42], Т.В. Матвеева [48], С.А. Минеева [49], А.К. Михальская [50], Т.Г. Рамзаева [65], Ю.В. Рождественский [67], О.Б. Сиротинина [73], А.П. Сковородников [66], М.С. Соловейчик [74], И.А. Стернин [77], Г.А. Фомичева [83], Н.М. Шанский [91], Т. В. Шмелёва [94];
- вопросы организации внеурочной работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников Л.Т. Григорян [16], М.Р. Львов [42], Б.Т. Панов [55], Г.Н. Приступа [62].
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ педагогической,
психологической, методической литературы, педагогического опыта;
- эмпирические: диагностика сформированности ораторского
мастерства младших школьников Т.А. Ладыженской [37], методика «Определение понятий» Р.С. Немова [52], методика обследования речи младших школьников Т.А. Фотековой [84], педагогический эксперимент;
- интерпретационные: количественный и качественный эмпирических анализ данных.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что был изучен теоретический материал по проблеме развития ораторского мастерства у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по развитию ораторского мастерства у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дополнительного образования, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
База исследования: МАОУ СОШ № 90 г. Красноярска.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Формирование ораторского мастерства младшего школьника заключается в развитии ораторских умений и ораторских навыков. Содержание данных понятий рассматривается такими авторами, как Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, Н.В. Ладыженская и Т.А. Ладыженская и др. Проведенный анализ показал, в начальной школе у обучающихся формируются следующие умения и навыки ораторского мастерства: умение оценивать речевую ситуацию и определять в соответствии с ней цель предстоящего публичного вступления; умение определять тему публичного вступления и его основную мысль; умение намечать план предстоящего публичного вступления, последовательность изложения, осмысливать основные факты; умение отбирать лексические средства, соответствующие ситуации, в которой будет происходить публичное выступление, стиль высказывания; умение грамматически оформлять отобранные лексические средства и логически связывать их между собой; умение давать самооценку публичного выступления.
Опытно-экспериментальная работа по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности проводилась на базе МАОУ СОШ № 90 г. Красноярска. В исследования участвовали 20 обучающихся 2 класса в возрасте 8-9 лет. Для диагностики уровня сформированности ораторского мастерства младших школьников, применялись несколько диагностических методик: задания, разработанные профессором Т.А. Ладыженской; методика, разработанная Р.С. Немовым «Определение понятий»; методика обследования речи младших школьников, разработанная Т.А. Фотековой.
По итогам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что у обучающихся экспериментальной группы лучше развиты ораторские способности и словарный запас (65%) соответственно, более низкие показатели по оформлению высказываю и умению создавать тексты (15%)соответственно. Кроме того, основными причинами затруднений, возникающих у младших школьников при публичном выступлении остались недостаточный опыт публичных выступлений; психологические особенности ребенка; неумение отвечать на вопросы слушателей.
Исходя из полученных результатов, был организован кружок «Юный оратор», разработана программа деятельности данного кружка. С целью изучения и усвоения теоретических основ ораторского искусства школьники, обучающиеся во вторых классах, знакомились с знаменитыми ораторами, образцами ораторских речей, правилами построения ораторской речи. Самостоятельная деятельность учеников включала работу с литературой, подготовку докладов и презентаций.
Овладению техникой речи способствовали следующие упражнения: упражнения, направленные на работу с дыханием: «Успокоительное дыхание», «Насос»; упражнения, связанные с артикуляцией - для этого подходят скороговорки; упражнения, направленные на корректировку темпа речи: «Определение скорости речи», «Убыстрение и замедление темпа речи»; упражнения, связанные с громкостью речи: «Диктор» - на развитие громкости, «Демосфен» - на развитие силы голоса; работа над словами и звуками-паразитами: развитие самоконтроля за чистотой собственной речи; развитие критического отношения к речи окружающих; упражнения, связанные с тембром, диапазоном голоса: «Маляр», «Анекдот»; упражнения, связанные с моделированием голоса: ученикам предлагается описать голос и тон, уместные, в различных ситуациях, например, учитель на уроке русского языка и учитель на уроке физкультуры; упражнение «Моделирование голоса и тона»: предлагается любая фраза, которую нужно преподнести спокойным, дружеским, язвительным, злобным тоном.
Для совершенствования речевых и интонационных умений младших школьников, обучающихся во вторых классах, были использованы упражнения: «Я был на прогулке и увидел...», «Интервью», «А можно спросить..?», «Где поставить ударение?», «Дирижер», «Угадай эмоцию», «Публицист».
На заключительном этапе исследовательской работы было проведено повторное диагностирование. Проведенный анализ позволяет говорить о положительной динамике развития ораторского мастерства обучающихся 2 класса и свидетельствует об эффективности работы кружка «Юный оратор».
Программа «Юный оратор» позволила учащимся не только грамотно поставить голос и технику речи, но на практике отработать все приемы, способствующие умению четко и ясно выражать свою мысль перед аудиторией. Обучающиеся овладели умением публичных выступлений, приобрели навыки эффективного рассказывания, научились говорить увлекательно, четко и ясно выражать свою мысль. Программа способствовала свободному развитию личности, развитию мышления, логики, интереса к речевому творчеству, актерскому мастерству.
Гипотеза том, что процесс развития ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным, если организовать кружок «Юный оратор»; использовать в работе кружка разнообразные формы и виды заданий по ораторскому искусству; разработать и внедрить в работу кружка комплекс методических приемов, направленных на формирование ораторских умений младших школьников, нашла свое подтверждение. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Абдуллина Л.Б., Гизатуллина К.Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4. С. 9-11.
2. Агафонова В.А., Сатарова Л.А. Формирование культуры речи у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 6-12.
3. Амельченкова Н.А. Педагогические условия обучения риторике спора младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2009. - 32 с.
4. Аннушкин В.И., Щербаков А.В. Методология современного риторического образования: российские научные школы нового времени // Научный диалог. 2020. № 6. С. 9-43.
5. Артемьев Т.М. Как овладеть ораторским мастерством в совершенстве // Универсум Платоновской мысли: Платон и риторика. Тезисы докладов XXVIII научной конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 131-133.
6. Архарова Д.И. Риторические традиции в технологиях современного речевого обучения (на примере работы с учебным упражнением «Изложение» в 5-7 классах) // Материалы XIX Международной научной конференции, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина «Риторика в контексте образования и культуры» (г. Рязань, 29-31 января 2015 г.). Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2015. С. 230-23.
7. Архарова Л.В. Риторика как социально-культурное явление //
Философская школа. 2019. № 7. С. 71-79.
8. Балабаева Е.С., Муртазина Л.Р. Искусство красноречия // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. № 6. С. 838-838.
9. Бисимбинов Ш.Б. Психология ораторского искусства в современной практике юристов // Новая наука. 2019. № 6. С. 68-73.
10. Ваджибов М.Д. Об использовании родственных слов-терминов «риторика» и «риторический» в ораторском искусстве // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. Т. 6. № 6-1. С. 71-76.
11. Вершинина Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 20.1 (100.1). С. 10-12.
12. Волков А.А. Теория риторической аргументации. М.: Проспект, 2009. 398 с.
13. Габеркорн И.И. Формирование коммуникативных умений младших школьников посредством групповой учебной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 56-60.
14. Гафиятова О.В. Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2. С. 60-64.
15. Глебова Г.Ф. Оптимизация обучения на основе риторизации педагогического общения // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 4. С. 61-73.
16. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой: (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). М. : Просвещение, 1976. - 222 с.
17. Денисенко С.И. Педагогическая риторика: проблемы и пути решения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). С. 51-63
18. Денисенко С.И. Риторические аспекты в педагогической деятельности // Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации. Материалы XXIII Международной научной конференции. Под общей редакцией Ч.Б. Далецкого, А.Ю. Платко. 2020. С. 650-663.
19. Денисов Ю.Н. Русская риторика и культура речи: к вопросу о взаимосвязи // Неофилология. 2019. № 20. С. 456-465.
20. Евсеева Г.П., Акимова В.С. Азбука педагогической риторики // Вестник Приднепровской Академии. 2015. № 2 (203). С. 64-69.
21. Ефремова А.А. О некоторых приемах ораторского мастерства в публичной речи // Материалы Национальной научно-практической конференции молодых ученых «Интеграционные взаимодействия молодых ученых в развитии аграрной науки» (г. Ижевск, 4-5 декабря 2019г.). Ижевск: Издательство: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. С. 292-296.
22. Ионин Г.И. О необходимости введение учебного предмета «Основы
ораторского искусства» в основном общем образовании // Материалы Второй Международной научно-практической конференции «Профессиональное развитие педагога» (г. Иркутск, 25-30 мая 2017г.). Иркутск: Аспринт, 2017. С. 385-387.
23. Ипполитова Н.А. Ораторская практика: эвристика, диалектика,
софистика // Сборник материалов XKI Международной научной
конференции по риторике «Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике» (г. Москва. 1-3 февраля 2017г.). М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2017. С. 184-189.
24. Канцеляристов И.А., Данькова Т.Н. О путях исторического развития
ораторского искусства // Материалы 71-й научной студенческой
конференции «Молодежный вектор развития науки» (г. Воронеж, 1 марта 2020 г.). Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет, 2020. С. 110-113.
25. Карцева Г.А. Работа с младшими школьниками по развитию навыков речевой коммуникации посредством театрализованной игры // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1. С. 63-66.
26. Кириллова Н.Н. К вопросу о критериях оценки устного публичного выступления в рамках учебной ситуации // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016. № 1. С. 17-24.
27. Кириллова Н.Н. Критерии оценки риторического идеала: от классики к
современности // Интерактивная наука. 2017. № 13. С. 126-132.
28. Клюев Е.В. Риторика: Инвенция. Диспозиция. Элокуци : Учебное пособие для вузов. М. : Приор, 2001. - 271 с.
29. Колесова О.В., Тивикова С.К., Фокина Е.И. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи учащихся // Перспективы науки и образования. 2018. № 3. С. 226-231.
30. Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 637-р» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
31. Кочетова Т.Ф., Пахомова Р.А., Маркелова Н.М., Василеня Е.С., Карапетян Г.Э., Марцева А.П. Ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 679-682.
32. Кряквина Е.В., Мартиросян Е.А. Основные роды и виды ораторского искусства // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. № 6. С. 863-863.
33. Куничкин А.М., Константинова А.В. Навыки публичного выступления // Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, проводимой в рамках III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регионального форума предпринимательства «Свое дело - твой успех» / Под ред. В.А. Ковалева, Б.Г. Хаирова (г. Омск, 18 мая 2017 г.). Омск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал, 2017. С. 370-373.
34. Лаврентьева В.В., Неустроев Н.Д. Тренинг как метод преодоления
страха публичного выступления младших школьников // Сборник
материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею кандидата педагогических наук, доцента А.В. Оконешниковой «Педагогика. Образование. Практика» (г. Якутск, 15 ноября 2019г.). Якутск, 2019. С. 97-99.
35. Лаврентьева В.В., Неустроев Н.Д., Бугаева А.П. Развитие навыка публичных выступлений как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников // Перспективы науки. 2019. № 12. С. 263-265.
36. Лаврентьева В.В., Оконешникова А.В. Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 1. С. 109-112.
37. Ладыженская Т.А. Развитие речи. Школьная риторика. 2-е изд. - М. : Изд. дом «Дрофа», 1997. - 158 с.
38. Ладыженская Н.В. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс. Ч.1: учебная тетрадь : в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Изд. 2-е, перераб. М. : Ювента : Баласс, 2016. - 95 с.
39. Лахина О.А., Марар О.И. Публичные ораторы в России // Материалы
межвузовской научно-практической конференции «Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие», (г. Воронеж, 17 апреля 2017г.). Воронеж: Издательско-полиграфический
центр «Научная книга», 2017. С. 178-181.
40. Левчаева Н.В. Этапы формирования публичного выступления и его композиционные части // Мир науки и образования. 2016. № 3. С. 19-21.
41. Лысакова И.П. Мы говорим по-русски: Учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 148 с.
42. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. - 271 с.
43. Лях Ю.А. Развитие коммуникативных навыков у школьников // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 23-29.
44. Мазенова В.А. Теория красноречия в современном мире // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2019. № 3. С. 63-65.
45. Майданкина И.В. Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения // Молодой ученый. 2018. № 16 (202). С. 293-295.
46. Максимова К.Е. Ораторское искусство // Материалы студенческого научного кружка «Человек. Общество. Современность». М.: Изд-во «Перо», 2015. С. 101-102.
47. Манаширов Э.С. Основы ораторского искусства // Старт в науке. 2018. № 5-8. С. 1292-1310.
48. Матвеева Т.В. 15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся. - 4-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2014. - 188 с.
49. Минеева С.А. Риторика диалога: теоретические основания и модели. 2-е изд., стер. М. : Флинта, 2014. - 221 с.
50. Михальская А.К. Сравнительно-историческая риторика: учебное
пособие. М. : Форум : ИНФРА-М, 2013. - 318 с.
51. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. указом Президента РФ от 04.02.2010 № Пр-271) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
52. Немов Р.С. Психология. Учебник: в 3 книгах. Кн. 3. Психодиагностика. М., Владос. 1998. 632 с.
53. Никульченкова Е.В. Проблема риторико-технологического подхода к работе по развитию речи учащихся младших классов в методике преподавания русского языка // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. С. 79-82.
54. Носова А.И. Формирование риторических умений младших школьников постпредством драматизации на уроках литературного чтения // Материалы 72-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования Педагогического института Иркутского Государственного Университета «Научный поиск: первые шаги» (г. Иркутск, 1 января 2018 г.). Иркутск:
Иркутский Государственный Университет, 2018. С. 100-105.
55. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 206 с.
56. Петрова Н.Э. Русские риторические традиции: история и современность // Региональный вестник. 2019. № 7 (22). С. 19-21.
57. Полетаева Н.М., Родина Е.А. Ораторское искусство педагога // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 150-156.
58. Поломошнова Н.А. Секреты и правила построения успешного публичного выступления // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2017. № 3-2 (25). С. 68-74.
59. Попкова М.В., Ларина А.А. Навыки успешного публичного выступления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. С. 26-28.
60. Потапов Ю.А. Становление и развитие риторики в России // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Москва, 2018. С. 282-287.
61. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 11.12.2020г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
62. Приступа Г.Н. Основы методики орфографии в средней школе. - Рязань, 1973. - 319 с.
63. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. «Речевые группы» как инструмент совершенствования ораторского мастерства // Человек. Искусство. Вселенная. 2020. № 1. С. 76-83.
64. Проскурня В.В., Фаттахова Л.Р. Личность оратора: необходимые
условия успеха // Сборник научных статей «Молодёжь третьего тысячелетия» (г. Омск, 10-28 апреля 2017 г.). Омск: Омский
государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017. С. 1115-1120.
65. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1-4 классы: справочник. 18-е изд., стер. М. : Дрофа, 2019. - 155 с.
66. Речевое общение : специализированный вестник / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск : СФУ, 2009. - 317 с.
67. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М. : Добросвет, 1997. - 597 с.
68. Рябченко Н.Н., Морозова А.В. Современные технологии обучения риторике в школе с полиэтническим составом обучающихся // Гуманизация образования. 2018. № 2. С. 93-98.
69. Саидов А.С., Бохирова П.Т. Монологическая речь как форма выражения ораторского искусства // Вестник Педагогического университета. 2015. № 3-2 (64). С. 257-261.
70. Самолина А.В. Теоретические предпосылки изучения публичной речи. Виды современного ораторского искусства // World science. 2016. № 10. С. 6-11.
71. Сахлал Т., Хамви О., Азаматов Г., Осман Н.О.А., Айвазян О.О. Особенности ораторского искусства как компонента коммуникативной культуры: о истоков к современности // Материалы международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт. Олимпийское образование» (г. Краснодар, 12 февраля 2020г.). Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2020. С. 145-146.
72. Симончук Е.Р. Страх публичных выступлений: причины и возможные пути преодоления // Материалы заочной межвузовской научно¬практической конференции «Язык. Культура. Общество» (г. Санкт- Петербург, 24 ноября 2020 г.). СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 171 -178.
73. Сиротинина О.Б. Русский язык : система, узус и создаваемые ими риски. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2013. - 116 с.
74. Соловейчик М.С. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. - 160 с.
75. Солодун М.В., Жолудова А.Н. Ораторское искусство // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 3. С. 182-196.
76. Соломонов Н.С. Риторика как искусство говорения // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 16. С. 140-142.
77. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. Воронеж: Истоки, 2011. - 169 с.
78. Толкачев А.Н. Инструменты успешного выступления перед аудиторией // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1. С. 9-12.
79. Туйманцева А.А. Детская неуверенность в себе или страх публичных выступлений // Евразийский научный журнал. 2017. № 5. С. 180-180.
80. Ухова Л.В., Гусева Л.А. «Новые значения старых слов»: к вопросу о статусе слова риторика // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 4. С. 180-183.
81. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
82. Филиппова М.М. Основы публичной речи // Сборник статей «Язык, сознание, коммуникация» / Отв. редакторы В.В. Красных, А.И. Изотов. Москва, 2020. С. 113-122.
83. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 159с.
84. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: Аркти, 2000. 56 с.
85. Хабарин М.О. Особенности публичного выступления - основного компонента лингво-коммуникативной составляющей культуры общения // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 342-345.
86. Ходжаева М.Д. Интонация - одна из сторон языка как орудия общения // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 190-193.
87. Хуршуд Д.Г Культура речи и ораторское искусство // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. № 1. С. 190-192.
88. Царицына М.В. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках риторики // Альманах современной науки и образования. 2016. № 1. С. 116-119.
89. Чеботарева Е.Г. Проблемы обучения ораторскому искусству на занятиях по русскому языку и культуре речи // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 139-144.
90. Черникова Л.Ф. Публичная речь - важная составляющая ораторского мастерства // Филологический аспект. 2020. № 8 (64). С. 85-95.
91. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. - М. : Учпедгиз, 1959. - 246 с.
92. Шевякова Е.А. Ораторское искусство Античности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. № 6. С. 851-852.
93. Шкунова А.А., Булганина С.В., Казаков М.Е. Исследование готовности обучающихся к публичному выступлению // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 276-280.
94. Шмелева Т.В. Культура речи : Сборник статей и материалов. - Великий Новгород : Новгор. регион. центр развития образования, 1998. - 80 с.
95. Яковлева И.А. Технология публичного выступления // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 1 (4). С. 9-12.
96. Яшкова Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Инновационная наука. 2016. № 2. С. 162-167.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ