Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №167924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Проблема изучения памяти в психологической литературе 7
1.2. Развитие памяти в онтогенезе 14
1.3. Современное состояние изучения памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация, методы и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования 30
Выводы по второй главе 36
ГЛАВА3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37
3.1. Научно-теоретические основы организации процесса развития и коррекции памяти у обучающихся младших классов с задержкой психического развития 37
3.2. Основные направления, методы психологической коррекции и
развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 40
3.3. Методические рекомендации по развитию и коррекции памяти
младших школьников с задержкой психического развития 45
Выводы по третьей главе 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Актуальность проблемы данного исследования в том, что в последнее время все чаще встречаются дети, развитие которых осложнено задержкой формирования высших психических функций. В последние десятилетия изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает всё более широкие масштабы в нашей стране и за рубежом. Познавательную деятельность детей этой категории изучали многие зарубежные авторы. Важная роль отводилась изучению отдельных психических функций, знаний и некоторых навыков, умений у детей младшего школьного возраста.
Память - один из самых удивительных и загадочных психических процессов. Сущность этого феномена современной наукой до сих пор не раскрыта: более того, память в современной психологии все еще не имеет однозначной научной дефиниции. Многочисленные попытки дать памяти конкретное определение приводят зачастую к тому, что исследователи «либо вовсе теряют память из виду, либо не могут найти в психике ничего, кроме памяти». Л.С. Выготский считал, что «ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти».
Память является одной из основных психических функций человека. Процесс ее становления начинается еще в дошкольном детстве, а развивать память можно в течение всей жизни, если умело пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами. Коррекционная и специальная психология располагают рядом исследований, которые посвящены изучению некоторых психических функций детей с ЗПР: памяти, в трудах Н.А. Менчинской, Г.Г. Сабуровой, С.С. Мнухина, Т.Д. Пускаевой; речи, в трудах Е.С. Иванова, Л.М. Шипициной, И.А. Смирновой; мышления, в трудах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой и других. Однако большинство аспектов задержки психического развития требуют подробного и дальнейшего изучения по причине расширения возможностей коррекции в условиях медико-социального и психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников.
Память играет ключевую роль в познавательной деятельности ребенка, а также в его обучении, поэтому наиболее актуальным направлением научного исследования младших школьников с ЗПР является ее (памяти) подробное изучение [11]. Одной из задач, которые стоят сегодня перед педагогической и психологической науками - это поиск путей эффективного обучения детей с преодолением их неуспеваемости. Исследования, которые проводились К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, показывают, что около половины неуспевающих детей - это дети с задержкой психического развития, либо с ЗПР. Согласно исследованиям, в начале школьного пути дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся детей не только по показателям произвольной деятельности, но и по эмоционально-личностному отношению к учению и уровню развития памяти (Т.В. Егорова, Т.А. Власова, М.С. Певзнер).
Цель исследования: изучить особенности памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать методические рекомендации по коррекции и развитию памяти детей данной категории.
Объект исследования: память детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются недостаточно развитый уровень зрительной памяти, преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным и логическим, нарушение мнемической основа единого, целостного процесса усвоения.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить и проанализировать особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности формирования памяти у детей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
4. Составить методические рекомендации по коррекции и развитию памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- Методика «10 картинок» (А.Р. Лурия);
- Методика «Память на числа» (А.Р. Лурия);
- Методика «Запомни и проставь значки» (С.П. Дьяченко).
Организация исследования. Эмпирическое исследование особенностей памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи №1 «Развитие» г. Красноярска (МБУ ЦППМиСП № 1 «Развитие»). В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 8 до 9 лет с диагнозом задержка психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования определяется тем, результаты данной работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций по работе с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования развития памяти младших школьников и предложены работникам образовательных учреждений; разработка комплекса методических рекомендаций и системы специальных упражнений для учителей и родителей, использование которых обеспечит достижение положительной динамики в развитии памяти детей.
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Опытно-экспериментальный. Изучались особенности памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Определялись основные задачи эксперимента.
3. Заключительно-обобщающий. Систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 60 источников и 6 приложений. Работа включает 4 гистограммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под термином «задержка психического развития» понимают синдром временного отставания психики в отдельных ее функциях или в целом (сенсорных, моторный, речевых, эмоционально-волевых), а также замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма [3]. Характерной особенностью задержки психического развития является выраженная неравномерность в формировании разных сторон психической деятельности, разных психических функций. На первый план в картине задержки психического развития выступают нарушения в становлении личности и динамические расстройства в различных видах деятельности.
К общим закономерностям мнемических процессов младших школьников с ЗПР можно отнести: доминирование зрительного типа памяти в структуре кратковременной памяти; низкий объем долговременной и кратковременной памяти; недостаточность логической и смысловой памяти; показатели ассоциативной и образной памяти гораздо ниже, чем у детей с нормальным развитием.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа по изучению особенностей процессов памяти на базе МБУ ЦППМиСП № 1 «Развитие». В ходе исследовательской работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме, рассмотрели особенности развития памяти у младших школьников с ЗПР, экспериментально выявили уровень развития памяти у детей с ЗПР, определили средство для её развития.
В исследовании были использованы следующие диагностические методики: «10 картинок» (А.Р. Лурия), «Память на числа» (А.Р. Лурия), «Запомни и проставь значки» (С.П. Дьяченко).
В результате эмпирического исследования было отмечено, что дети с задержкой психического развития имеют затруднения при запоминании материала в виде картинок, чисел, так и материала в виде знаков, что подтверждает гипотезу о недостаточно развитом уровне зрительной памяти у детей данной категории.
Также по результатам исследования особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте нами определены резервы умственного потенциала детей с ЗПР как важнейшее условие психического развития. Знание о психических особенностях младшего школьного возраста дают возможность определить методы и приемы коррекционно-развивающего обучения.
Формирование произвольных процессов памяти у школьников с ЗПР связано прежде всего с развитием умений принимать мнемическую задачу: уметь выслушать задание до конца, стремиться активно запомнить необходимую информацию в процессе воспроизведения.
У младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения всех видов памяти, поэтому коррекционно-развивающая работа педагогов, психологов в этом направлении очень актуальна. У детей с ЗПР недостаточно сформирована учебная мотивация, а освоение программы обычной школы может быть очень трудным. Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, тренинги, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию, а также применение приемов мнемотехники. В частности, применение данных упражнений, улучшает у ребёнка с ЗПР мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, сохранения и воспроизведения учебной информации.



1. Александрова Н.Ф. Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность. - Центрполиграф. - М. - 2011.
- 61 с. - [Электронный ресурс]// ВикиЧтение. - URL: https://educ.wikireading.ru/46. (Дата обращения: 29.03.2022).
2. Анохин П.К. Узловые вопросы современной физиологии [Текст]:
Тезисы [докладов]: Всесоюз. семинар "Структурно-функцион.
закономерности системогенеза" (21-23 дек.) / П.К. Анохин. - Москва: [б. и.], 1976. - 35 с.
3. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие / В. М. Астапов. - Москва : ПЕР СЭ, 2017.
- 176 с. - ISBN 978-5-9292-0164-6. - [Электронный ресурс] // ЭБС
«Консультант студента»: [сайт]. - URL:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5985490173.html(дата обращения: 31.05.2021). - Режим доступа: по подписке.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). - Педагогика, 1977. - 256 с.
5. Бузарова Е.А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в условиях "обогащающей модели" обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Адыг. гос. ун¬т. - Майкоп, 2004. - 27 с.
6. Варанецкая-Лосик Е.И. Формирование коммуникативно¬
познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения рукотворного мира: [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций и авторефератов диссертаций Национальной библиотеки Беларуси. 2018. - URL:http://dep.nlb.by/jspui/handle/nlb/55287.
(Дата обращения: 17.05.2021).
7. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер — М., 2008.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с.
9. Глушецкая О.С. Игра как средство развития памяти детей
младшего дошкольного возраста: [Электронный ресурс]//Электронная библиотека ПГУ [сайт]. 2019. - URL: Электронная библиотека ПГУ. Игра как средство развития памяти html. (Дата обращения: 22.11.19).
10. Гонина, О. О. Практикум по общей и экспериментальной
психологии / Гонина О. О. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 542 с. - ISBN 978-5-9765-2017-2. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант
студента": [сайт]. - URL:
https://www.studentlibrary.ru/ru/book/ISBN9785976520172.html (дата
обращения: 01.03.2021). - Режим доступа: по подписке.
11. Демьянчук Р.В. Память у детей с разными формами задержки психического развития: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04: СПб., 2001. 148 c.
12. Дети с ЗПР / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 2004. - С. 45.
13. Дубровина И. В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми //М.: Академия. - 1998. - Т. 160 c.
14. Дьяченко С.П. Диагностика запоминания. Методические рекомендации для педагогов начальной школы / Память школьника. - М.: Просвещение, 1998. - 160 с.
15. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая кн. родителей / С. Д. Забрамная. - [2-е изд.]. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - 45 с.
16. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986.
17. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. М.: Астрель, 2004.
18. Зяблицева М.А. Мнемотехника [Электронный ресурс]: секреты суперпамяти: уникальный курс по развитию навыков запоминания / М. А. Зяблицева. - Москва:ЛитРес [поставщик], 2009. - 145 с.
19. Иванова Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст]: методическое пособие / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 111 с.
20. Истомина З.М. Развитие памяти [Текст]: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников I и II курсов пед. ин-тов / З.М. Истомина; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 1978. - 120 с.
21. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст]. Серия «Педагогика и психология» №3. / З.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 98 с.
22. Кисова В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - №. 2-2.
23. Князева Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития по подготовке к школе: [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека
eLIBRARY.RU. [сайт]. Студенческий форум. 2020. №9 (102). С. 13-15. - URL: Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по подготовке к школе.й!ш1(Дата обращения: 22.02.2022).
24. Князева Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: дис. ... д-ра психол. наук. / Т.Н.Князева - Н.Новгород, 2005. - 337 с.
25. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480 с.
26. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1531.
27. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей
с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов и др.; под ред. Б.П.
Пузанова; рук. программы З.А. Нефедова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 1999. - 141 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клин. психология" / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Academia, 2004. - 345, [1] с.
29. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.—СПб.: Питер 2008. - 624 с.
30. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.А.Р. Лурия/ - М.: Педагогика, - 1970. - 495 с.
31. Лутонян Н.Г. Возрастная динамика произвольной памяти у детей с задержкой психического развития: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 1977.
32. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
33. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. И. Мамайчук. - Санкт- Петербург : Речь, 2006. - 398, [2] с. : табл.; 21 см. - (Психологический практикум).; ISBN 5-9268-0166-4. - [Электронный ресурс] //http://dlib.rsl.ruРоссийская государственная библиотека: [сайт]. - URL:
http://dlib.rsl.ru/01003024518.(Дата обращения: 28.03.2022.)
34. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Эко-Вектор, 2017. - 539 с.
35. Михалкина Г.В. Принципы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по развитию памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. [Электронный ресурс] // www.maam.ru/Международный образовательный портал. [сайт]. - URL: Принципы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога.. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру.й1т1. (Дата обращения: 14.02.2022).
36. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость у
школьников [Текст] / Н. И. Мурачковский. - Минск, 2003. - 164 с.
37. Мухина В.С. Специальная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина - М.: Академия, 2014. - 456 с.
38. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Всероссийской (заочной) научно-практической конференции, г. Барнаул, 22-23 марта 2019 года / под научной редакцией М.В. Сурниной; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет" (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»). - Барнаул: АлтГПУ, 2019. - 215 с.
39. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
40. Павлов И.П. Мозг и психика. М.: МОДЭК, 2008.
41. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - М., 1983.
42. Подушкина О.В. Развитие памяти у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития: [Электронный ресурс]// Инфоурок [сайт]. - Образовательный портал в помощь школам, учителям, ученикам и родителям. - URL:razvitie-pamyati-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zpr 1059388.html(Дата обращения: 12.03.21).
43. Поляков А.М. Психология развития. М.: Тетра Систем, 2013.
44. Развитие логических приемов запоминания. [Электронный ресурс] // Хелпикс.Орг - Интернет помощник. [сайт]. - URL: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ.Й1Ш1(Дата обращения: 26.03.2022).
45. Романов А.А. Становление экспериментальной педагогики в Германии (к 150-летию со дня рождения В. А. Лая и Э. Мёймана) // Историко-педагогический журнал. — 2012. — № 4. — С. 122—138.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.]: Питер, 2009. - 705, [7] с.
47. Савельев А.Е. Концепции памяти: история развития и
современные исследования // Вестник КРУ МВД России. 2012. №2 (16).
48. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагност. и коррекц. работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - 2. изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2001. - 201, [6] с.: ил., табл.
49. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст]: электронный ресурс. - 5-е изд. - Москва: Генезис, 2017. - 268 с
50. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 2001.
51. Современные направления психолого-педагогического
сопровождения детства [Текст]: материалы VI Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 2-4 апреля 2019 г.)
/Новосибирский государственный педагогический университет; под редакцией Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. - 324 с
52. Современные проблемы общей и специальной педагогики / ред. Т. В. Коротовских. - Сургут: РИО СурГПУ. Часть 2: Специальное образование на современном этапе: теория и практика: материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием: Часть 2 : Специальное образование на современном этапе: теория и практика : материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием / ред. Т. В. Коротовских. - Сургут: РИО СурГПУ, 2015. - 273, [1] с.
53. Специальная психология / В.И. Лубовский и др.; под ред. В.И. Лубовского. - 5-е изд., стереотипное. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
54. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / [Е. С. Слепович и др.]; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 511 с.
55. Талышева И.А., Ханова Э.М. Выявление объема кратковременной памяти у студентов и школьников //Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №. 5-2. - С. 303-304.
56. Тушканова О.И. Развитие мышления, памяти, речи, сопереживания для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Подготовка к школе. - Волгоград, 2001 (Полигр. предприятие Офсет). - 64 с.
57. Худик В.А. Диагностика детского развития: Методы
исследования. В.А. Худик / - Спб.: Парус, - 2013. - 200 с.
58. Шеховцова Л.Д. и др. Приёмы развития памяти у детей //Молодой ученый. - 2017. - №. 37. - С. 126-128.
59. Шипицына Л.М. Дети с ЗПР и дети "группы риска" / Л.М. Шипицына. - Санкт-Петербург // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: [учебное пособие для студентов факультетов психологии] / сост. О.В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2004.
60. Юдина Н.Ю. Особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития // Успехи современного естествознания. 2009. №9 С.176-177.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ