ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I Теоретические основы развития речевых умений учащихся начальной школы на основе орфограммы «Правописание глаголов на - тся, - ться» 8
1.1 Состояние проблемы развития речевых умений учащихся начальных
классов в процессе изучения орфограммы «Правописание глаголов на - тся, - ться» 8
1.2 Лингво-методические основы развития речевых умений учащихся
начальной школы на основе орфограммы «Правописание глаголов на - тся, -ться» 16
1.3 Психолого-педагогические основы развития речевых умений учащихся
на основе формирования орфографического навыка 28
Выводы по I главе 37
ГЛАВА II Уровень развития речевых умений учащихся на основе орфограммы «Правописание глаголов на -тся,-ться» 39
II.1 Принципы составления заданий для проверки уровня развития речевых умений на основе орфограммы «Правописание глаголов на -тся,/-ться» 39
II.2 Упражнения для проверки уровня развития речевых умений учащихся на
основе орфограммы «Правописание глаголов на -тся,-ться» 41
II.З. Результаты выполненных упражнений по проверке уровня развития речевых умений учащихся на основе орфограммы «Правописание глаголов на -тся,-ться» 47
Выводы по II главе 51
ГЛАВА III Упражнения для развития речевых умений в процессе изучения орфограммы «Правописание глаголов на -тся, -ться» в начальной школе 53
III.1 Принцип составления комплекса упражнений по развитию речевых
умений на основе орфограммы «Правописание глаголов на -тся,/ - ться» 53
III.2 Результаты формирующего эксперимента 60
Выводы по III главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность избранной темы «Развитие речевых умений учащихся начальных классов на основе орфограммы «Правописание глаголов на -ться, -тся» определяется тем, что состояние развития речи младшего школьника, как отмечают исследователи С.И. Львова, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов находится не на должном уровне. М.Р.Львов отмечает: « К сожалению, речь школьников часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочетами. Навыки связной речи как устной, так и письменной у молодежи, заканчивающей школу, все еще не отвечает непрерывно растущим требованиям. Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются ее основы. Недаром в новых программах по русскому языку такое большое место отводится задачам развития речи учащихся...» [24, с.5] ( М.Р. Львов Работа над сочинением в начальных классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение»,1970. Стр. 5) «Успехи учащихся в связной речи обеспечивают определяют успех в учебной работе по всем предметам; в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Как свидетельствуют данные, полученные в процессе изучения широкой практики обучения родному языку и самым уязвимым местом уроков чтения, грамматики и орфографии является работа по развитию связной речи учащихся.» (Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. Пособие для учителя. - М. , «Просвещение», 1984. Стр.3-5.)
На современном этапе развитие речевых умений проводится на особых уроках, которые называются уроками развития речи. Работа по развитию речевых умений учащихся в процессе изучения орфографических тем, как отмечают методисты, - одна из актуальнейших задач методики обучения орфографии, так как владение орфографически грамотным письмом рассматривается как показатель речевого развития школьников, и поэтому обучение орфографии не определяется только формированием грамотного письма. Так, М. М. Разумовская отмечает, что «орфографическая подготовка - это важнейший компонент общего речевого и языкового развития; её успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении - словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования речи ребенка, в результате овладения им системой языка, его богатством» [Разумовская, 1996:192]. C. И. Львова об этом пишет так: «...чаще всего школьник и не подозревает о том, что начало орфографической проблемы заключено не в вопросе как писать, а в формулировке каков смысл» [Львова, 1991:7], потому что при восприятии различных высказываний мысль направлена на поиск смысла, выраженного языковыми средствами, в том числе и на основе выбора соответствующей орфограммы в предложении или тексте. Таким образом, при передаче и восприятии информации прописные свойства слов надо рассматривать и как способ выражения смысла высказывания.
В лингводидактической литературе ученые и методисты используют понятие «языковые умения», «речевые умения», «частично-речевые умения», «коммуникативные умения». «Языковые умения» связаны с языком, «речевые» - с речью. Соответственно, речевые умения - это способность учащихся использовать материал родного языка, основой которого является их знания о языке.
Важна мысль М. Т. Баранова о тесном взаимоотношении языковых и речевых умений, ведь на начальном этапе формирование этих умений должно происходить одновременно и последовательно. Формирование речевых умений невозможно без формирования языковых [Баранов М. Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка / / Русский язык в школе, 1979. - № 4, с. 21].
Речевые умения трактуются как умение осуществлять речевую деятельность: читать, понимать смысл текстов, составлять предложения.
Несмотря на то, что ученики уже обладают определенными речевыми навыками, следует помочь им изучать и использовать средства родного языка сознательно через демонстрацию языкового материала и определение его значимости. Это позволит скорректировать и усовершенствовать речь учащихся.
Поскольку формирование умений и навыков происходит на основе знаний о языке, то для более глубокого их восприятия и осознания необходим комплекс упражнений. Во время выполнения упражнений происходит отработка навыков, а в дальнейшем и речевых умений.
Цель: определить пути и способы развития речевых умений на основе формирования орфографического навыка.
Объект - процесс развития речевых умений на основе орфограммы «Правописание глаголов на -ться, - тся».
Предмет - комплекс упражнений по развитию речевых умений на основе орфограммы «Правописание глаголов на - ться, - тся».
Задачи:
1) изучить методическую литературу по развитию речи и по формированию речевых умений на основе орфограммы «Правописание глаголов на -ться,- тся»;
2) актуализировать опознавательные признаки глаголов на основе орфограммы «Правописание глаголов на -ться,-тся» для развития речевых умений ( в неопределенной форме: внутрисловные и в контексте предложения);
3) определить типы речевых умений на основе орфограммы «Правописание глаголов на -ться,-тся»;
4) составить комплекс упражнений по развитию речевых умений учащихся на основе орфограммы «Правописание глаголов на -ться, -тся».
Методы исследования:
1) анализ научной литературы;
2) наблюдение;
3) комплексный анализ глаголов с орфограммой на [ца].
Гипотеза: если мы выявим языковые особенности словоформ глаголов на - тся, -ться и их роль в предложении, то это должно способствовать развитию речевых умений.
Новизна состоит в том, что мы соединим формирование орфографического навыка с развитием речевых умений на основе знакового, семиотического подхода, где выявляются все языковые показатели правописания орфограммы на -ться, -тся: на основе фонем, морфем и членов предложения.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и проведя констатирующий эксперимент, можно сделать следующие выводы:
- опознавательные лингвистические знаки в процессе развития речевых умений на основе правописания глаголов на - тся, - ться не используются;
- для создания и подбора упражнений по развитию речевых умений с использованием опознавательных знаков в процессе формирования навыка правописания глаголов на -тся -ться мы изучили лингвистическую литературу, только один автор, Е. С. Бойко, разрабатывает русский язык в данном направлении;
- по проблеме развития речевых умений связанного с формированием орфографического навыка на основе семиотического подхода нами была проведена опытно-экспериментальная работа .
В результате проведенной работы мы сделали вывод, что в экспериментальном классе результаты улучшились, а в контрольном произошли незначительные изменения.
Сравнив результаты двух срезов, мы убедились, что нам удалось соединить формирование орфографического навыка с развитием речевых умений на основе знакового, семиотического, подхода, где выявили все языковые показатели правописания орфограммы на -ться, -тся: на основе фонем, морфем и членов предложения. Тестовые задания должны включать в себя такие упражнения и задачи, которые позволяют увидеть особенности орфограммы на всех языковых уровнях: фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, тем самым мы экспериментально доказали выдвинутую нами гипотезу.
1. Алгазина Н.Н. Обучение орфографии с учетом вариантов орфограмм. - М.,
1981, с. 45
2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.,
Просвещение, 1987, с. 55
3. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б. Г. Ананьев
// Познавательные процессы: ощущение, восприятие. - М., 1971, с. 152.
4. Баранов М. Т. Словарно-семантическая работа на уроках русского языка.
Рус. яз. в школе.- М.: просвещение, 1965. - № 6.
5. Баранов М.Т. Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и
первоначальный этап формирования орфографического навыка. - Русский язык в школе, 1970, №4, с. 22-28.
б.Белоусов В. Н., Кручинина И. И. Краткая русская грамматика под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина В. В. - М.: Рус. яз., 1989, с. 48-73
7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфограмм. - М., 2-е изд., 1966,
с. 17-19.
8. Бойко Е.С.Лингвомировоззренческие основы запоминания богослужебных
текстов у староверов на Енисее // Человек / слово / контекст / текст:сб. статей под ред. А.О. Бутаковой - Омск: ОГУ, 2003, с. 74-77.
9. Бойко Е. С. Контрольная работа по фонетике русского языка. - Красноярск.
2004. - с. 60
10. Бойко Е. С. Лингвистические основы формирования коммуникативных
умений. Материалы для подготовки к государственному экзамену по русскому языку. Красноярск: КГПУ, 1995. - с. 48
11. Бойко Е. С. Орфография русского языка в свете теории речевой
деятельности как функционально-деятельностный подход в обучении // Лингвистика и школа, Красноярск, КГУ, 2002, с. 100-105
12. Бойко Е. С. Фонема как единица речи / Е. С. Бойко // Бодуэн де Куртенэ. Ученый. Учитель. Личность: докл. научн.-практич. конф.
«Лингвистическое наследие И. А. Бодуэна де Куртенэ на исходе XX столетия». - Красноярск, 2000. - С. 18-24.
13. Булохов В. Я Повышение орфографической грамотности учащихся - Красноярск. 1993, с. 3-4
14. Булохов В. Я. Экспрессивная орфография - Красноярск. 2001, с. 9-12.
15. Буркова Т. В. Ушинский К. Д. об упражнениях при обучении грамматике
и правописанию// Начальная школа. - 1991. № 11.
16. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983,с. 165.
17. Граник Е. В., Бондаренко В. Н., Концевая Т. А. Секреты орфографии. -
М., 1991, с. 125.
18. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Грегори.
- М., 1970, с. 265.
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
20. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов
начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992. - с. 114.
21. Добромыслов В. А. О сравнительной эффективности приемов обучения
орфографии / В. А. Добромыслов // Активизация работы учащихся по орфографии. - М., 1961. - С. 7-30
22. Жедек П.С. Усвоение фонемного принципа письма и формирование
орфографического действия. - Харьков, 1974, с. 16-19.
23. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М., 1958, с. 26-30.
24. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. - М.,
Просвещение, 1965, с. 45-47.
25.Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: словоизменение. Около 100 000 слов. - М.: Русский язык, 1977, с. 274-276, 580-582.
26. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
27. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
28. Касаткин Л. Л. Орфография//Русский язык - под ред. Л. Ю Максимова -
М.: Просвещение, 1989, с. 265.
29. Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин -
тов по спец. №2101 «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1979. - с.11.
30. Крупенникова М. И. Эффективные методы и приемы организации урока//
Русский язык в школе. 1997. № 4, с. 11
31. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. - М., 1987, с. 204.
32. Ладыженская Т. А. Развитие речи как особая область методики русского
языка. - М.: Просвещение, 1987, с. 62.
33. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной
устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М., 1975, с. 33-39.
34. Львова С. И. Язык в речевом общении: факультатив. курс (9-8 кл.): кн.
для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
35. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка а начальных классах:
учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М., 2000, с. 15-45.
36. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990, с. 35 - 46
37. Львов М. Р. Проблемы преемственности и перспективности в обучении
русскому языку / М. Р. Львов // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: сб. статей. - М., 1982, с. 4-14.
38. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. - М.,
1988, с. 4 - 7
39. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:
Просвещение, 1977, с. 47-48.
40. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение,
1976, с. 45-60.
41. Назарова Л. К. Проговаривание и комментирование, их место в обучении
правописанию / Л. К. Назарова // Нач. школа. - 1964. - № 8, с. 55-63.
42.Обучение орфографии в восьмилетней школе. Составитель. М. Разумовская. - М., 1974, с. 44-49.
43.Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 4-е., стереотип. М.: 768 с.
44.Онищук В.А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981, с. 45-52.
45.Орфография и русский язык. - М., 1966, с. 62-69.
46. Перевлесский П. Практическая орфография с предварительными к ней
замечаниями / П. Перевлесский. - М., 1842.
47. Политова Н.И. Развитие речи в начальных классах. - М.: Просвещение,
1988, с. 33.
48. Правила русской орфографии и пунктуации. - М., 1956, с. 13-20.
49. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе: кн. для
учителя / М. М. Разумовская. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение,1996. - 192 с.
50. Разумовская М. М. Основные направления в обучении орфографии / М. М.
Разумовская // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: сб. статей. - М., 1982, с. 55-60.
51. Разумовская М.М. Грамматический анализ при обучении орфографии. -
М., 1962, с. 32-36.
52. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 кл.: Кн. для учителя. Планирование уроков
русского языка и речи по учеб. Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» / Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева. - 6-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2003, с. 128.
53. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 5-е
изд., дораб. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.
54. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа
методики его преподавания. - М., 1960.
55. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1978, с.
112.
56. Русский язык: учебник для студ. высш. Пед. учеб. заведений / Л. Л.
Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.: под ред. Л. Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 154.
57. Селезнева Л.Б. Современное русское письмо (системный анализ). - Томск, 1984.
58. Современная русская орфография. - М., 1964.
59. Ушаков М. В. Обучение орфографии в средней школе / М. В. Ушаков. -
М., 1950.