Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ

Работа №167909

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2021
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Самооценка личности как социально-психологический феномен 6
1.2 Обобщенная характеристика детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Психолого-педагогические условия развития самооценки у
старших дошкольников 19
Вывод по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 25
2.1 Организация и проведение исследования психологического развития
самооценки детей дошкольного возраста посредством игры игр 25
2.2 Анализ и обобщение проведенной работы 37
Вывод по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
ПРИЛОЖЕНЕИ 3 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Самосознание и самооценка человека являются наиболее значимыми и имеют особое значение в социальной психологии. Для развития и формирования самосознания, определение адекватная самооценка - это и есть основа составляющей самооценки человека. Именно, за счет самооценки у человека складываются устойчивые реакции на влияние факторов на человека при равных условиях. Огромное воздействие самооценки наблюдается у детей дошкольного возраста, на их поведение, их межличностное отношение, в том числе с детьми их него же возраста.
С учетом социальной психологии, самооценка является главным, составляющей произвольной саморегуляции. Это задает установку и уровень динамичности человека, его соотношение с условиями жизни, людьми, отношение к самому себе.
Возраст от 5-7 можно сказать, что это начальная степень понимания себя, как индивидуальность. Следовательно, на этой стадии дошкольнику важно установить начало для формирования самосознания, в том числе личностной самооценки.
Актуальность формирования самооценки является то, что наше общество запрашивает по отношению к человеку как к личности высокие требования, которые обозначаются высокой сознательностью и требовательностью по отношению к себе и другим.
Если учитывать старший дошкольный возраст, то в этом возрасте характерна повышенная активность и сознательность, которая характеризуется, в том, что, у детей развивается навык адекватного оценивания своих сил и возможностей для последующего результата своих целей. Характерно в данном возрасте и умения сравнивать собственные поступки на пути к своим целям с интересами других людей и обычными нормами общества.
В литературе по психологии особое место занимает самооценка старших дошкольников. Исследованием по теме самооценка, а также структура, функции, рассматривают такие авторы как: И.С. Кона, Л.И. Божович, М.И. Липкиной, А.И.Лисиной, К. Роджерса, Э. Эрикосона, и другие. Вопросом обоснованности формирования самооценки в дошкольном возрасте рассматривали: В.А. Горбачева, А.В. Захарова, Л.И. Уманец, Л.И. Божович, О.А. Белобрыкина, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.С. Мухиной, и др.
Объект исследования: Самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Выявить, насколько эффективным будет повышение заниженной самооценки у детей дошкольного возраста при условии:
Изменить подход к структурированию в процессе воспитания, в реализации подхода, педагоги гибко меняют роли, за счет игр и методик. Тем самым педагоги помогают дошкольникам осознать значимость себя как личность.
Предмет исследования: Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Повышение самооценки у детей старшего дошкольного возраста с заниженной самооценкой, посредством игры.
Задачи исследования:
1. Предоставить целостную характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить условия самооценки у детей старшего дошкольного возраста на психологическом уровне;
3. Создать и реализовать исследование, направленное на повышение заниженной самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования для решения поставленных задач были использованы теоретические и практические. Теоретический метод представлял собой анализ и обобщение социально-психологических и педагогических источниках по теме исследования. В практических методах были использованы методика «Лесенка» под руководством В.Г. Щур, методика «Какой я?» под руководством Р.С. Немова; методика «Нарисуй себя» под руководством А.М. Прихожанина, З. Василяускайте.
База исследования проводилась в детском саду города Красноярска. В исследовании участвовало 22 ребенка в возрасте 5-7 лет. Последовательность данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По окончанию исследования, направленного, на выявления заниженной самооценки, была предпринята попытка разработать и реализовать определенный комплекс мероприятий. Мероприятия, направленно на повышение заниженной самооценки у дошкольников. Мы подобрали и изучили литературу касаемой нашей темы. Установили, что самооценка является началом личности ребенка. С помощью правильной самооценки ребенок спокойно может реализовать себя в разных видах деятельности.
Допустим, если у ребенка нет способностей к чему-либо, но при этом ребенок объективно и реально оценивает свои возможности и навыки. Тогда ребенок часто будет добиваться успеха в своей деятельности.
Адекватная самооценка, это отражение реального взгляда личности на себя и свои качества. Неадекватная самооценка наоборот. Характеризует ребенка, которого не совпадает с реальностью. Если ребенок не достигнет положительной адекватной самооценки, то ему будет трудно находить себя в обществе. Для ребенка необходимо создать определенные условия для повышения самооценки, и аккуратно проводить работу с семьей и самим ребенком.
Для выявления уровня самооценки, и для дальнейшей успешной работы с детьми, на повышение их собственной самооценки мы отобрали определенные методики, соответствующие нашей теме и возрасту детей. Источники под руководством В.Г. Щур, О.С. Богдановой, Прихожана, З. Василяускайте. Было выявлено, у одной третьи группы самооценка заниженная. Работа проводилась на развитие самооценки. Участниками были непосредственно родители дошкольников и сами дошкольники. Диагностика, которая проводилась повторно, показала, что результаты улучшились. Довольно таки сократилась доля детей с заниженной и завышенной самооценкой. В итоге, комплекс мероприятий можно назвать эффективным. Следовательно, ранее выдвинутая гипотеза является подтвержденной.



1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Учебное пособие. М.: Владос, 2013.147 с.
2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания
творческой личности. М.: КГУ, 1988. 236 с.
3. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Психология дошкольника. М.:Академия, 2000. 207 с.
4. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. М.: Добросвет: КДУ, 2008. 365 с.
5. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. Белобрыкина О. А. Вопр. психологии. 2001. № 4. С. 31-38.
6. Белобрыкина О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск : ГЦРО, 2000. 132 с.
7. Белобрыкина О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации. Психолог в детском саду. 2008. № 2. С. 5 - 12.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: «Прогресс», 1986. С. 422. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников Богданова Н.А. Тульский гос. ун- т. Калуга, 2000. 42 с.
9. Божович Л. И. Этапы формирования личности. 1998. № 4. С. 47.
10. Болотова А. К. Развитие самосознания личности : Временный аспект 2006. № 2. С. 116-125.
11. Большой психологический словарь. Мещерякова Б. Г,. Зинченко В.П. М.: ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
12. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? Психологический журнал. 1992. № 4. С. 54-55.
13. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Астрель, 2008. 222 с.
14. Боцманова М. Э. Захарова, А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте. М.: Педагогика. №2, 1998.
15. Возрастная и педагогическая психология. Учебие. для студентов. М.: Просвещение, 1999. 288 с.
16. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы [Текст]: учебное пособие для вузов. М.: Академий Проект, 2007. 287 с.
17. Волков Б. С. Задачи и упражнения по детской психологии. Учебное пособие для студентов. М.: ТЦ Сфера,1991. 256 с.
18. Воронцов А. Б. Педагогические технологии контроля и оценки в учебной деятельности. СПб.: 2001. 234 с.
19. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, 2001. 800 с.
20. Емельянова М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки. « Ребенок в детском саду». 2007. №4. С. 29-33.
21. Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки. 2006. 282 с.
22. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия». М.: 1987. №1. С. 29-32.
23. Зинько Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры. Психологический журнал. 2006. том 27. № 3. С. 18-30.
24. Кленова, Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей. 2005. №1. С. 18-24.
25. Коломинский Я. Л. Условия развития личности ребенка. Учебное пособие. Минск.: 1998. С. 290-294.
26. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание М.: Просвещение, 1994. 218 с.
27. Корепанова М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе Школа 2100. М.: Изд. дом Рос. акад. образования: Баласс, 2005. 143 с.
28. Кочкина Н. А. Портфолио в ДОУ. Кочкина, А. Н. Чернышова. М.: Скрипторий 2003, 2008. 69 с.
29. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. М.: Изд- во АПН, 1959.
30. Куприянов Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия», 2001. №2. С. 101-104.
31. Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего
дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL:
http://www.portalslovo.ru/pre school education/(дата обращения: 03.12.2018).
32. Лисина М. И. Психология самопознания у дошкольников. Штиинца, 1983. 111 с.
33. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Ин-т практ. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 383 с.
34. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 142 с.
35. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 250 с.
36. Маслова Е. А. Общие закономерности динамики самооценки в
онтогенезе[Электронный ресурс]. URL:
http://ucheba.com/met rus/k psihologiya(дата обращения: 15.10.2017).
37. Методы изучения и диагностики психологического развития
ребенка [Текст] / под ред. Н. И. Непомнящей. - М. : Просвещение, 1995. 169
с.
38. Миллер С. Психология игры. СПб.: Университет. книга, 1999. 320 с.
39. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст]: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2003. 272 с.
40. Мэрфи, Дж. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку. Дж. Мэрфи. М.: Попурри, 2014. 825 с.
41. Немов, Р. С. Психология : В 3 кн. / Р. С. Немов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1995. Кн. 3: Психодиагностика. М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1995. 507 с.
42. Печора А. В. Развивающие игры для дошкольников [Текст]. М.: ВАКО, 2008. 192 с.
43. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [текст] / под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. СПб.: Питер, 2002. 164 с.
44. Престон Дэвид. Повысить самооценку. Как? [Текст] / М.: Питер, 2012. 240 с.
45. Репина Т. А. Психология дошкольника [Текст]. М.: Академия, 1995. 178 с.
46. Сергеева Б. В., Габелия, Т. К. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте . Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 9.
12. URLhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10215/(дата обращения: 10.12.2018).
49. Сидоров К. Р. Самооценка в психологии. Мир психологии. 2006. №2. С. 224-234.
50. Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. канд. дис. М.: 1977. 243 с.
51. Тарасов Е. А. Как повысить самооценку и достичь успеха. М.: Эксмо, 2012. 125 с.
52. Тюляева Т. И. Поротфолио, или Папка личных. М.: Вентана-Граф, 2008. 157 с.
53. Уманец Л. И. Динамика притязаний ребенка под влиянием оценки группы. Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе [Текст]. К.: НИИ психологии УССР, 1980. С. 69-71.
54. Уманец Л. И. От самооценки в игре к познанию себя. Дошкольное воспитание. 1983. № 4. С. 20-21.
55. Уманец Л. И. Роль самооценки в игровых отношениях
дошкольников. Вопросы психологии. 1996. № 11. С. 61-67.
56. Урунтаева Г. А. Детская психология [Текст]. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
57. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1999. 200 с.
58. Федякова И. А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс] // URL:http://festival. 1september.ru(дата обращения: 23.09.2018).
59. Феннел М. Как повысить самооценку. М.: АСТ, 2005. 288 с.
60. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. 551 с.
61. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. АН СССР, ин-т психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
62. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
63. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Пер. с англ. 2 изд., перераб. и доп. СПб.: Лет. сад, 2000. 415 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ